ЧЕБУРАХНУТЫЙ СЕРВИС

Поделиться
Даже если очень сильно напрячь фантазию, все равно сложно представить человека, для которого понятия «обсчет», «обвес», «бракованный товар» или «некачественно выполненный заказ» существуют сугубо теоретически...

Даже если очень сильно напрячь фантазию, все равно сложно представить человека, для которого понятия «обсчет», «обвес», «бракованный товар» или «некачественно выполненный заказ» существуют сугубо теоретически. Гораздо легче поверить, что есть те, кому с подобными сюрпризами сервиса приходится иметь дело в 99 случаях из 100. И это никакое не преувеличение, а всего лишь один из отчетных показателей работы Запорожского областного управления по делам защиты прав потребителей.

…Как-то на днях встретил знакомого. Если вкратце, то его судьба вполне типична для поколения «тех, кому за сорок». Со времен так называемой перестройки инженерствовал на заводишке, медленно, но верно шедшем ко дну. Кончины родного предприятия дожидаться не стал — занялся собственным бизнесом. Организовал фирму, которая держится на плаву до сих пор. Хотя «фирма» — это слишком громко сказано. Так, до 20 человек обувку тачают мелким оптом и под заказ, да и починкой ношеной не брезгуют. Словом, по былым меркам — заведует приятель сапожной мастерской средней руки. Но «мастерская» да еще и «сапожная» — звучит как-то несолидно. Так что пусть будет фирма.

Слово за слово — разговорились. Дошла очередь и до бизнеса. Не то чтобы собеседник стал на жизнь сетовать, просто поведал, как идут дела. А движутся они у него, мягко говоря, не очень ладно. Вроде и не халтурит фирма, а едва удается сводить концы с концами.

— Думаешь, один я на бобах сижу? Да ничего подобного! Пообщался с коллегами-конкурентами — та же картина. Вон, на базаре сапоги — импортные, судя по ярлыку, — 45 гривен стоят. И покупают их за милую душу. Правда, потом через пару дней ко мне несут с отвалившимися подошвами. А как же иначе. Сам посуди, в моих сапогах только кожа стоит около 50 гривен. А еще — подошва, подкладка, фурнитура, нитки, работа, наконец... Поначалу таким клиентам был от ворот поворот, поскольку цена работы три копейки, а маеты на десятку. Но сейчас деваться некуда, хотя с такими заказами одно мучение — обувь-то одноразовая и на ремонт не рассчитана в принципе.

К сказанному можно отнестись по-разному. Например, не придать особого значения — дескать, со временем отечественный рынок переживет болезни роста и ситуация на нем улучшится. Тем более что положительные тенденции уже наметились. Хотя бы по товарам продуктовой группы. Ведь перестал же среднестатистический украинский потребитель зариться на импортные колбасы, конфеты, напитки... (Впрочем, с напитками пример не совсем удачный, поскольку разные колы, спрайты, фанты такие же отечественные, как афроамериканцы — исконные жители Слобожанщины. Но это не принципиально. Если на то пошло, нашей горилке никакое виски не конкурент.) Стремительное развитие сети вполне современных бутиков, супермаркетов и прочих цивилизованных предприятий торговли позволяет надеяться, что так называемая неорганизованная торговля уйдет в небытие, а с ней — и основная масса причин потребительских разочарований. Поскольку если не все, то, по крайней мере, подавляющее большинство населения постепенно осознает, что качественный товар не может продаваться за бесценок.

Хотя такое видение перспективы не лишено логики, все же оно скорее воспринимается как утопия. Проанализировав поступившие жалобы и заявления, специалисты управления по делам защиты прав потребителей столкнулись с весьма неприятным выводом. Если три года назад удельный вес претензий к предприятиям организованной торговли составлял 5%, то в прошлом — уже 13. Причем нередко покупателей огорчает товар не из третьеразрядных сельмагов, а из весьма респектабельных торговых заведений, где всего лишь намек на сомнение в качестве считается признаком дурного тона.

— Признаться, даже мы сначала не поверили, что в одном из бутиков в центре города за 7 тыс. гривен продают явно бракованные шубы, — говорит начальник управления Анатолий Смаглюк. — Но, как выяснилось в ходе проверки, претензии покупательницы были вполне обоснованными. Правда, специалисты так и не смогли установить ни фирму, ни страну, где произведен товар. Пришлось довольствоваться выводом, что «это даже далеко не Турция».

Подобные примеры, к сожалению, не единичны. Даже несмотря на то, что по выпуску товаров народного потребления регион не хуже других. По объему их производства область занимает шестое место в стране, а в расчете на душу населения — четвертое. За прошлый год валовое производство ТНП увеличилось без малого на треть. И все же погоду на потребительском рынке диктует иная статистика.

Удельный вес представленных на прилавках области явно бракованных изделий превышает 40 процентов. Но и эти данные областного управления по делам защиты прав потребителей весьма приблизительно характеризируют истинное положение дел, поскольку, пользуясь терминологией социологов, репрезентативность выборки слишком уж низкая. Исходя из реальных возможностей, сотрудники управления способны проверить всего от 1,5 до 2% товаров, реализуемых в области. Да и то — лишь в так называемой организованной торговле, объемы которой, по самым скромным оценкам, вдвое-втрое уступают теневой коммерции.

Столь неблагоприятная ситуация сложилась далеко не вдруг. Она — закономерное следствие преобразований на отечественном потребительском рынке. Это раньше основным его недостатком считался дефицит, а сейчас, как ни странно, таковым является изобилие. Видимо, его наступление было столь стремительным, что новое количество попросту не смогло достичь подобающего качества.

Особой адаптации в условиях рыночной экономики ни торговле, ни службе быта не требовалось. К ним они были подготовлены изначально, в отличие от промышленности, для которой новые правила игры были непривычными. Но потребительский рынок не хотел ждать. И тогда выходом из сложившейся ситуации стала либерализация внешнеторговой деятельности. Минторговскую вертикаль упразднили вроде как за ненадобностью, государство стало смотреть на процесс сквозь пальцы, не обременяя коммерсантов формальностями. Фактически импортером мог стать любой желающий. О чем и свидетельствует беспрецедентный размах челночного бизнеса, питательной средой для которого является низкая покупательная способность наряду с неудовлетворенным спросом. Сила этой гремучей экономической смеси оказалась чрезвычайно мощной.

— Целый ряд зарубежных предприятий получили поистине уникальную возможность получения баснословных прибылей, наладив выпуск продукции, сориентированной исключительно на потребителей постсоветских стран, — считает А. Смаглюк. — А почему, собственно, и не воспользоваться случаем, если условия сложились почти идеальные. Количество наших импортеров не уменьшается, и принцип у них остается неизменным — закупить товара как можно больше по предельно низкой цене. Поэтому относительно качества они не привередливы. А то что потребительские свойства не выдерживают никакой критики, тут уж, как говорится, не взыщите. Да и какие могут быть претензии, когда покупатель-оптовик перед производителем шапку ломает, зачастую норовя заключить полулегальную сделку.

Интересно, известны ли хоть кому-нибудь в стране действительные объемы внешнеторгового оборота? Пожалуй, вряд ли. Иначе официальная статистика давно бы утратила свойственную ей благопристойность, неизменно свидетельствующую о положительном сальдо. В Запорожской области, например, удельный вес импорта традиционно не превышает одной трети регионального ВТО. Но даже без учета того, что он включает в себя зарубежные поставки сырья, материалов и комплектующих, даже поверхностной оценки ассортиментного обилия зарубежных товаров в розничной торговле вполне достаточно, чтобы воспринять эту пропорцию в качестве неостроумной шутки.

И вроде бы грех упрекать государство в невнимании к проблеме. Все же кое-какие меры по защите отечественного рынка предпринимаются. Только, к сожалению, слишком уж они напоминают попытки приручить хаос и анархию.

Претерпевший с 1991 года несколько изменений и дополнений закон «О защите прав потребителей», несомненно, предъявляет весьма жесткие требования к нерадивым товаропроизводителям и безответственным продавцам. Однако это вовсе не означает, что наш покупатель или клиент чувствует себя на отечественном рынке в безопасности. Что и не мудрено, поскольку на поверку вся строгость скорее сродни выдать желаемое за действительное. Скажем, штат областного управления, основной функцией которого является реализация государственной политики в сфере защиты прав потребителей, сокращен с 43 до 13 человек, включая уборщицу. И это при том, что порядка на рынке больше не стало, а количество субъектов торговли неизменно увеличивается. Имеющееся количество сотрудников просто физически неспособно обеспечить контроль в областном центре, не говоря уже о регионе.

Раньше хотя бы предъявленные управлением штрафные санкции направлялись в местный бюджет, что позволяло органам власти содержать небольшие отделы из двух-трех сотрудников, ведающих защитой прав потребителей. Кстати, подобные структуры были созданы в Бердянске, Мелитополе, Энергодаре. Однако два года назад все до копейки экономические санкции велели направлять в центр. Очевидно, с целью поправки госбюджета. Или, может быть, во благо отечественного товаропроизводителя, интересы которого, как известно, превыше всего...

Никто не спорит: отечественное производство действительно необходимо опекать. Только при потребительском бесправии оно неизбежно превратится в бессмыслицу.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме