Казалось бы, в отличие от нашумевших приватизационных скандалов в металлургической, энергетической и прочих «тяжелых» отраслях, смена собственников в такой «интеллигентной» сфере, как целлюлозно-бумажная, будет проходить без особых потрясений. Однако уже первые шаги на этом направлении ознаменовались букетом несуразиц и скандалов. В орбиту разбирательств втянулись хозяйственные суды и судебные исполнители. А специальная контрольная комиссия Верховной Рады по приватизации, столкнувшись с вопиющим нарушением закона, ищет поддержки в Генпрокуратуре и СБУ.
22 октября 2003 года Украинская государственная акционерная холдинговая компания «Укрпапірпром» обнародовала информационное сообщение о проведении конкурса по продаже 30-процентного пакета акций ОАО «Киевский картонно-бумажный комбинат». Заметим, что это размещенное в Обухове предприятие — лидер отрасли. Объемы производства продукции на нем за прошлый год составили около 400 млн. грн, что почти на 30 процентов больше позапрошлогоднего. С намерением руководителей холдинга продать пакет многие акционеры комбината не согласились, обвинив администрацию в нарушении законов и в том, что условия конкурса были намеренно созданы под уже известного, предварительно намеченного инвестора.
Кроме того, возник принципиальный вопрос: почему это не Фонд госимущества, а руководство «Укрпапірпрому» занимается не свойственным ему делом — продажей акций? Осознавая все последствия подобной подмены, претендующие на участие в конкурсе акционеры начали обращаться с исками в суды.
Судьи Голосеевского и Шевченковского районных судов города Киева, хозяйственных судов Киева и Киевской области вынесли решения, запрещающие какие-либо действия по подготовке и проведению конкурса по продаже пакета акций комбината. Эти решения были поданы в отдел Государственной исполнительной службы Днепровского районного управления юстиции для обеспечения принудительного исполнения. Посещения работниками исполнительной службы «Укрпапірпрому» с составлением соответствующих актов не возымели действия ни на председателя правления холдинга Сергея Погорелова, ни на его заместителя Эдуарда Литвака. Вместо того чтобы исполнить решение суда, они не только не остановили подготовку к конкурсу, но и провели его, подписав договор купли-продажи.
Нарушение закона произошло с благословения Фонда госимущества, председатель которого Михаил Чечетов приказом от 20.08.2003 года передал права этого органа руководству холдинга, предложив ему «разработать условия конкурса, утвердить персональный состав конкурсной комиссии и провести конкурс по продаже пакета акций ОАО «Киевский КБК» в соответствии с рекомендациями ФГИУ».
Такая, мягко говоря, избирательная, не имеющая ничего общего с законом позиция Фонда может иметь последствия не только для Киевского КПК. Упомянутый приказ «Об обеспечении продажи пакетов акций УГАХК «Укрпапірпром» определяет порядок и формы приватизации в масштабах всего холдинга. Согласно ему, Фонд по существу передает холдингу все права по приватизации пакетов акций таких предприятий, как Жидачевский целлюлозно-бумажный комбинат, ОАО «Львівкартонпласт», Рубежанский картонно-тарный комбинат и Измаильский целлюлозно-картонный комбинат — от разработки условий конкурсов, утверждения персонального состава конкурсных комиссий до подписания договоров купли-продажи. Единоличное право «Укрпапірпрому» самостоятельно распоряжаться пакетами акций предприятий, переданных в его уставный фонд, никак не согласуется ни с законами, ни с указами Президента, направленными на упорядочение деятельности государственных акционерных и холдинговых компаний.
Судя по всему, у руководителей холдинга, которые бог весть с какой стати получили все права на продажу пакетов акций, имеются далеко идущие планы, контуры которых просматриваются несмотря на «дымовую завесу» умолчания. Если кто-то думает, что львиную долю полученных от приватизации денег компания намерена направить в госбюджет, то он ошибается. Не только деньги, полученные от продажи 30-процентного пакета акций киевского, но и ожидаемые средства от продажи части всех пяти предприятий компания, оказывается, знает, куда пристроить. Согласно внесенным в Кабмин предложениям руководителей «Укрпапірпрому», эти средства в полном объеме предполагается направить на реализацию программы развития Понинковского КБК. Возникает вопрос: почему именно на это предприятие? Организаторы процесса в лице руководителей холдинга убеждают всех, что в основе их хлопот — исключительно государственные интересы. Они, дескать, жаждут эти средства использовать для прогресса отрасли, «для развития печатных видов продукции».
Однако эти заверения вызывают большие сомнения. И не только у акционеров обуховского предприятия. Дело в том, что, по оценке специалистов, холдинг утратил контроль над предприятием, куда, тем не менее, намеревается вложить крупные суммы государственных средств. В чьих это интересах? Точно, что не в государственных. Может, тех околофутбольных специалистов, которые в последнее время пристально, по-отечески заботятся о нашей бумажной промышленности?
С начала нынешнего года на понинковском предприятии произошло перераспределение собственности. 40% акций купили люди, о которых из уст руководителей известно «Укрпапірпрому» лишь то, что эти очень уважаемые люди «заинтересованы в развитии предприятия», «поддерживающие холдинг перед высшими органами исполнительной власти». Имена этих собственников вдохновители и организаторы приватизационного процесса в бумажной промышленности не называют. Ни под каким видом. Однако владельцам Понинки готовят подарок в виде изрядного финансового подспорья.
Впрочем, в недопустимости таких даров убеждены не все. «Что такое для бюджета Украины 12 млн. грн? Ничего» — это из рассуждений заместителя главы правления холдинга Эдуарда Литвака. Вместо комментариев скажем, что у пенсионеров и бюджетников, вероятно, несколько иное суждение о больших и малых деньгах.
Вопрос о нарушениях ФГИУ действующего законодательства в ходе подготовки к продаже акций пяти предприятий целлюлозно-бумажной промышленности стал предметом рассмотрения Специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации. Комиссия обязала ФГИУ отменить приказ, который противоречит Закону Украины «О приватизации государственного имущества», запретить проведение холдингом «Укрпапірпром» конкурса по продаже пакета акций Киевского КБК и остановить подготовку к продаже акций других предприятий отрасли. Особую обеспокоенность комиссии вызвало то, что своим постановлением №1144 Кабмин с целью недопущения уменьшения уставного фонда компании предусмотрел возмещение стоимости активов холдинга за счет средств, полученных от продажи государственного пакета. Фактически произойдет бюджетное финансирование холдинга, не предусмотренное государственным бюджетом. По мнению председателя комиссии ВР Валентины Семенюк, холдинговой компании предоставлено незаконное преимущество за счет государства — получить средства от продажи государственного пакета акций.
Возможные последствия такого рода приватизации в отдельно взятой отрасли очевидны. Налицо еще один пример отчуждения холдингами государственных пакетов акций. А поскольку дело идет о больших финансовых средствах, «опыт» может оказаться заразительным.