Накал страстей в ходе конкурса по продаже 68-процентного пакета акций Запорожского алюминиевого комбината давал веские основания полагать, что точку в затянувшемся конфликте неизбежно должен поставить очередной громкий скандал. По крайней мере, к такому прогнозу склоняло поведение заинтересованных сторон. Поскольку и после окончательного решения Фонда госимущества, признавшего победителем конкурса «АвтоВАЗ-Инвест», новоявленного собственника приняли в Запорожье отнюдь не с распростертыми объятиями. Руководство ЗАлКа (прежде всего в лице председателя правления ОАО и генерального директора комбината Ивана Бастрыги) поначалу, мягко говоря, попросту не желало его признавать таковым, продолжая настаивать на том, что итоги конкурса являются неприемлемыми и для предприятия, и для государства.
Поводом для очередных судебных разбирательств стали действия независимого регистратора (фирмы «Сервис-реестр»), в чьем ведении находился главный реестр акционеров ЗАлКа. Нежелание регистратора признать полномочия «АвтоВАЗ-Инвеста» в то время не вызывало протестов со стороны руководства комбината. Претензии появились чуть позже, когда подошло время проведения общего собрания акционеров. Тогда и выяснилось, что главный реестр акционеров ЗАлКа… исчез. По словам И. Бастрыги, его «уворовали киевские структуры». Какие именно — Иван Михайлович вскоре уточнил, сославшись на «продолжение истории, которую крутила ВТФ «КрАЗ». К слову, всего лишь месяц назад эта фирма котировалась руководством комбината в качестве инвестора гораздо выше, нежели российская компания. С учетом этого было несложно догадаться, что главной интригой собрания акционеров станет вопрос о судьбе правления АО. Тоже, кстати, возникший не впервые.
Год назад, когда контрольный пакет ЗАлКа находился в госсобственности, с подачи обладминистрации, возглавляемой Владимиром Куратченко, была предпринята попытка внести в устав АО изменения, предусматривающие назначение правления не общим собранием, а наблюдательным советом. После бурных дебатов она все же не увенчалась успехом, столкнувшись с яростным сопротивлением заводчан, в чьем распоряжении имелось всего лишь несколько процентов акций. Но на этот раз воле нового собственника перечить не стали, передав право персонификации состава правления наблюдательному совету. В нем семь из девяти членов прямо или опосредованно представляют интересы нового собственника. А возглавил наблюдательный совет председатель совета директоров АО «АвтоВАЗ» Владимир Каданников. Его совместный с первым заместителем председателя «Внешэкономбанка СССР» Николаем Косовым визит в Запорожье в определенной степени пролил свет относительно перспектив работы ЗАлКа.
С тольяттинскими автомобилестроителями у запорожских алюминщиков имеются давние связи, берущие начало со времен создания ВАЗа. Для него в Запорожье был освоен выпуск новых сплавов, которые и поныне составляют большую часть потребляемого волжским автогигантом алюминия (без малого треть производимого ЗАлКом металла). По качеству и ценовым параметрам, отметил В. Каданников, он превосходит российский. Поэтому вазовцы заинтересованы в стабильной работе комбината и его дальнейшем развитии. Но о масштабной реконструкции производства пока речь не идет. В качестве первоочередных задач определены погашение имеющейся кредиторской задолженности и налаживание производства алюминиевой фольги. К тому же необходимо рассчитаться с кредитом в 70 миллионов долларов, предоставленных «Внешэкономбанком» на покупку акций.
Комментировать перипетии конкурсного скандала В.Каданников не стал, лишь упомянув о них как о «некоторых неясных вопросах». А об инциденте с пропажей главного реестра он, по его же словам, и вовсе ничего не знает. Столь же не принципиальным, судя по всему, является для новых владельцев и проблема персонального состава правления АО «ЗАлК». Тем более фигура его председателя. В новых условиях его влияние будет ограничено сугубо организацией производственного процесса. Поэтому решение оставить на должности председателя правления АО И.Бастрыгу у новых владельцев комбината особых возражений не вызвало.
Хотя некоторые условия все же были поставлены. И основное среди них — ликвидация так называемых производственных потерь (преимущественно из-за воровства металла). По оценкам В.Каданникова, они ежемесячно достигают 200 тыс. долларов.
Иными словами, оставленному при должности И. Бастрыге установлен испытательный срок примерно до конца августа, когда весь состав правления будет переведен на работу по контракту. Вполне возможно, что к тому времени произойдут изменения и в составе наблюдательного совета, в котором обладминистрация вынуждена будет лишиться двух мест. Поскольку, по заявлению президента «АвтоВАЗ-Инвеста» Аркадия Большакова, его компания намерена участвовать в запланированной Фондом госимущества на конец мая биржевой продаже последнего находящегося в госсобственности 25-процентного пакета акций ЗАлКа.