В конце марта в Украине был отменен акцизный сбор на моторные топлива, а налог на добавленную стоимость снижен с 20 до 7%. Тогда это позволило срезать цены на колонках на 10 грн/л и поддержать потребителей. Возврат топливных налогов был лишь вопросом времени, которое, похоже, наступает. Во-первых, государству нужны деньги, во-вторых, сейчас неплохой момент с точки зрения мировой конъюнктуры цен на нефть и нефтепродукты. Но за последние месяцы многое изменилось, например, рынок нефтепродуктов революционно развернулся на 180 градусов. В этом материале речь идет о тех моментах, которые надо учесть, чтобы, возвращая налоги, сбалансировать интересы государства и потребителей.
Произошедшее на рынке нефтепродуктов за последние три месяца — первая большая победа Украины в этой войне. За короткое время страна полностью поменяла источники поставок и фактически реализовала то, что давно должна была сделать. Лишившись 100% довоенных каналов поставок светлых нефтепродуктов вследствие остановки импорта из России и Беларуси, блокады морских портов и разрушения нефтеперерабатывающих заводов, сегодня рынок обеспечивает поставки через западную границу. Решена задача, которую не решала ни одна страна. Детали этой спецоперации правительства и бизнеса мы рассмотрим в отдельном материале.
Время собирать акцизы
Снижение налогов или введение государственных дотаций на горючее под давлением рекордных цен на нефть — распространенная практика в этом году. Первыми это сделали поляки в начале года, ближе к лету — Германия, Франция и некоторые другие страны. Кабмину воюющей Украины в марте решение о снижении налогов на горючее далось непросто, но в итоге мощная поддержка внутреннего потребителя в трагическом марте произошла. Текущая ситуация с государственными финансами уже не оставляет пространства — надо искать внутренние резервы, а топливные налоги являются мощным источником наполнения бюджетов всех стран.
До войны «нефтяные» акцизы приносили до 70 млрд грн, или до 2,25 млрд евро в год (по прошлогоднему курсу). НДС на акциз — еще 0,45 млрд евро соответственно. Ставки были следующие: бензин — 213 евро/1000 л, ДТ — 139, сжиженный газ — 52 евро.
Однако есть важный нюанс: объем потребления моторных топлив уменьшился с 12 млн тонн в год до ориентировочно 7,2 млн тонн (см. рис. 1). Расчеты показывают, что возврат старых ставок акцизов принесет в бюджет 4,6 млрд грн в месяц (4,9 млрд грн с НДС 7%) против в среднем 5,8 млрд грн в месяц (7,1 млрд грн с НДС 20%) в прошлом году. Если брать в валюте, то это на 75% меньше, чем в прошлом году (131 млн евро против 229 млн). Соответственно, если государство хочет возобновить валютные поступления от акциза, его надо фактически почти удваивать, что приведет к скачку конечных цен более чем на 20% от текущих цен на АЗС.
Следовательно, достичь прошлогодних 2,7 млрд евро акциза и НДС на него будет тяжело. Более реалистичным выглядит получение гривневого объема в 85 млрд грн, или 2,27 млрд евро.
«Потребности у нас безлимитные, до конца года необходимо 20 млрд долл., за счет акцизов мы не перекроемся в любом случае», — говорит на условиях анонимности один из топ-чиновников. Он акцентировал внимание на том, что для правительства также важны последствия возобновления налогов для населения.
Но как возвратить налоги и предотвратить повышение цен?
Акцизный треугольник
«Мы хотим вернуть налоги в период падения мировых цен на энергоносители, чтобы избежать роста цен для конечных потребителей», — объясняет упомянутый чиновник, разговор с которым состоялся в конце июля.
В начале августа наступил именно такой момент. Цены на нефть провалились до 95 долл./барр. Справочно: в марте цена на нефть достигла почти 140 долл./барр., а еще в июне колебалась в пределах 115–120 долл. В свою очередь, нефтепродукты в июле подешевели на 150–175 долл./тонна. Соответственно, именно это падение можно использовать, чтобы заложить государственный интерес без ценового стресса для потребителей.
Действенным шагом в решении непростой задачи сбалансирования интересов государства и потребителей является сбалансирование акцизов на бензин, дизтопливо, сжиженный газ (LPG).
Еще задолго до войны в отраслевых кругах шла дискуссия о необходимости унифицировать или сблизить ставки. Тогда это в основном аргументировали потребностью сбалансировать рынок, который мог дать больше бензина из внутренних источников, и, соответственно, уменьшить импорт как бензина, так и автогаза из России и Беларуси. Но война быстро утрясла эти вопросы: сейчас у нас нет ни импорта из этих враждебных стран, ни внутренней нефтепереработки. Пришло время для прагматичного подхода к налогообложению нефтепродуктов. Сегодня солидарность общества диктует простой принцип: все должны работать на бюджет одинаково. Не имеет значения, какое горючее ты используешь, за единицу энергии все должны платить одинаковый налог. Тем более, как показывают расчеты, речь идет не о космических цифрах (см. рис. 3).
Возврат старых ставок, когда акциз на бензин в четыре раза выше, чем налог на сжиженный газ, и в два раза — чем акциз на дизтопливо, подтолкнет цены на бензин вверх, а его использование из-за повышенной налоговой составляющей будет падать. По-прежнему непонятно, почему потребитель бензина должен платить в четыре раза больше, чем тот, кто на газе? Машины используются те же, задачи выполняются одинаковые — передвижение из точки А в точку Б.
Государство более десяти лет стимулировало низкими акцизами использование сжиженного газа как резервного и альтернативного топлива. Это сработало: по доле потребления LPG на транспорте Украина занимает первое место в мире, а по объемам входит в пятерку мировых лидеров (правда, до войны).
В эффективности программы газификации все убедились во время недавнего кризиса на топливном рынке. Импорт сжиженного газа был налажен очень оперативно и спасал ситуацию, когда с поставками бензина возникли проблемы из-за дефицита в Европе и нехватки необходимого транспорта. Это преимущество украинского рынка необходимо обязательно сохранить. Спойлер: сближение и даже унификация акцизов на автогаз и бензин позициям первого совсем не угрожает.
Если мы говорим о налогообложении единиц энергии, а не объема, надо учесть, что калорийность газа меньше, то есть в литре газа меньше энергии, чем в литре бензина или дизтоплива (последние два вида горючего имеют почти одинаковую калорийность). Соответственно, акциз на литр газа должен быть меньше, а именно — с коэффициентом 0,85 относительно бензина, заменителем которого автогаз фактически является.
Несколько слов и о дизеле, который, кроме прочего, является «самым грязным» среди моторных топлив. Почему акциз на него вдвое меньше, чем на бензин, да и в целом был очень низким со всех точек зрения. Например, его чаще всего использует промышленность, у которой запас прочности намного больше, чем у частных потребителей. В тарифах на электричество и газ это учтено, а на моторные топлива — фактически нет.
Не страшный волк
Итак, посчитаем бюджетные деньги при разных вариантах унифицированных ставок акциза, а также последствий для розничных цен. Расчеты для бензина и ДТ сделаем, используя формулу госрегулирования, действующую до 17 мая 2022 года, а для сжиженного газа — на основе таможенной стоимости (см. рис. 2).
Если ориентироваться на сохранение текущих розничных цен на бензин и дизтопливо, то его обеспечит унифицированный акциз по ставке 100 евро за 1000 л (соответственно, 85 евро на сжиженный газ). Вырастет только цена на автогаз до 33,7 грн/л (27,5 грн/л на текущий момент). Прогнозируемое соотношение бензин/газ — 65,5%, что гарантирует сохранение эффективности его использования для потребителей. При этом ожидаемый объем бюджетных поступлений составит 3,3 млрд грн в месяц, или 42,3 млрд грн в год (с НДС 7%).
Чтобы выйти на прошлогодний «гривневый» показатель (85 млрд грн), надо ориентироваться на унифицированную ставку на бензин и ДТ в размере 200 евро (170 евро на газ). При этом цена на бензин вырастет до 55 грн/л (51 грн на начало августа), а на ДТ сохранится в рамках 58 грн/л (55 грн сейчас). Подорожает и газ, но сохранит предыдущее эффективное соотношение с бензином.
Если же ориентироваться на последние котировки бензина и ДТ на уровне 1000 долл./тонна, что на 15% ниже среднемесячных, взятых для вышеприведенных расчетов, то даже ставка 200 евро может пройти для потребителей незаметно. Если бы еще кто-то мог гарантировать стабильность или дальнейшее снижение мировых цен…
Несколько слов о рисках
Главный риск — неуплата налогов. И чем они выше, тем больше соблазн их не платить. Налоговая проблема остро стояла и до войны. Сейчас она может еще больше актуализироваться: рынок горючего сократился на 40%, а количество игроков выросло в разы. Для розничного рынка это, в частности, означает, что часть станций будет вынуждена остановиться. Без боя никто не сдастся, для повышения конкурентоспособности будут применяться все средства, а налоговая оптимизация — традиционно один из самых распространенных приемов. Это может перечеркнуть все расчеты и ожидания государства на налоговые поступления.
Как уже отмечалось, топливные налоги состоят из двух — акциза и НДС. Администрирование акциза легче, потому что он платится на границе и в местах производства. Сейчас основная потенциальная проблема видится в мини-НПЗ, которым кризис придал серьезный производственный стимул. Кроме того, государство в марте разрешило использовать топлива стандартов Евро-3 и Евро-4, а «миники» производят горючее именно такого качества. К сожалению, направить этот нестандартный бизнес в легальное русло государство не смогло и до войны. Возможно, облегчит решение этой задачи указанная легализация этих предприятий путем допуска на рынок их продукции, что фактически уже произошло.
Но если неуплата акциза до войны оценивалась в 5 млрд грн в год, то потери от неуплаты НДС исчислялись минимум двумя десятками миллиардов гривен. Речь идет о торговле документами на горючее и злоупотреблениях в сфере кассовой дисциплины на АЗС. Надо смотреть правде в глаза — проконтролировать тысячи АЗС и оптовиков сейчас будет сверхсложной задачей.
Именно поэтому возврат 20-процентной ставки НДС на горючее является очень рискованным. Лучше потенциальный недобор по НДС компенсировать ставкой акциза, который государство всегда собирало намного лучше.
«Мы еще никогда не платили столько налогов, нет смысла рисковать», — говорит один из владельцев сети заправочных станций.
Многое о текущем состоянии налогового администрирования должны сказать результаты уплаты налога на прибыль во втором квартале 2022 года. Наполнение рынка происходило на фоне рекордных наценок не только на заправках, но и в опте. Это должно было хотя бы частично компенсировать потери бюджета от снижения акцизов и НДС.
Больше статей Сергея Куюна читайте по ссылке.