Весенняя балансировка

Поделиться
С приходом весны на отечественном рынке нефти и нефтепродуктов всегда отмечается значительное оживление...

С приходом весны на отечественном рынке нефти и нефтепродуктов всегда отмечается значительное оживление. В нынешнем году этот процесс затянулся, поскольку погода не благоприятствовала посевным работам, а следовательно, и рост спроса на светлые нефтепродукты был значительно ниже, чем обычно в марте. Однако к концу месяца ситуация начала кардинально меняться, что привело к традиционным товарно-ценовым движениям на рынке, паническим комментариям энергоэкспертов и некоторой нервозности потребителей.

Как и раньше, основной причиной, негативно влияющей на рынок, является рост мировой цены на нефть. В течение последнего времени стоимость нефти не опускается ниже 50 долл. за баррель. Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), выступающая за стабильность и предсказуемость рынка, не торопится принимать меры для изменения сложившейся ситуации. Более того, коридор ценообразования на нефть-сырец из «корзины» ОПЕК может увеличиться до 32—38 долл. за один баррель.

Мировые тенденции прежде всего отразились на России, отреагировавшей повышением ставки экспортной пошлины до рекордных 102,6 долл./тонна. Операторы рынка отмечают, что данный фактор в достаточной степени влияет на ценообразование в Украине. В этой связи следует отметить, что если еще месяц назад контрактная цена нефти составляла 240—260 долл./тонна, то на апрель цена на российскую нефть значительно увеличилась. Производители отмечают, что 20-процентный рост цены на сырье, безусловно, отразится на себестоимости нефтепродуктов.

Как мы уже отметили, одной из причин повышения стоимости ГСМ может стать принятие поправок к бюджету, которыми предусмотрено изменение порядка начисления акцизов на светлые нефтепродукты. По оценкам специалистов «НК «Альянс Украина», внедрение в Украине нового механизма начисления акцизного сбора на нефтепродукты приведет к повышению цен на этом рынке. Предположительно, цены увеличатся на 15%. Акциз — это косвенный налог, его платит потребитель, поэтому повышение стоимости акциза ведет к прямо пропорциональному увеличению стоимости нефтепродуктов.

Еще одним фактором, который может повлиять на стоимость ГСМ, является логистика, или цена доставки нефти на завод и светлых нефтепродуктов потребителям. Вопрос роста тарифов до сих пор остается открытым. Напомним, что в прошлые годы, после подписания ряда меморандумов «Укрзалізниця» и «Укртранснафта» повышали тарифы на транспортировку нефти, что негативно отражалось на рентабельности работы отечественных НПЗ.

Аналитики компании «Гефест» отмечают, что в апреле 2005 года рост цен на нефтепродукты может составить 5—10%. По их мнению, помимо вышеперечисленных факторов, к этому может привести решение Кабмина Украины об увеличении тарифов на железнодорожные перевозки, следствием чего будет повышение внутренних цен на продукты нефтепереработки.

Впрочем, в текущем году «тарифные эксперименты» могут стать «спусковым механизмом» ажиотажного спроса. Суть в том, что рост тарифов на железнодорожные перевозки может привести к переориентации грузоперевозчиков на автомобильный транспорт, что, в свою очередь, приведет к увеличению потребления дизтоплива. При повышенном спросе на солярку у аграрного сектора для проведения посевной кампании, запасов дизтоплива может быть недостаточно для его удовлетворения.

По оценкам экспертов НТЦ «Психея», увеличение цен также в значительной мере будут зависеть от темпов потепления. Можно предположить, что, в отличие от прошлого года, рост цен не будет «обвальным». Он будет более продолжительным по времени. Апогей придется ориентировочно на конец апреля — май, когда рынок в полной мере сможет ощутить дисбаланс между спросом и предложением нефтепродуктов. Дисбаланс предложения светлых нефтепродуктов уже сейчас превышает 100 тыс. тонн. Именно такой разницы хватило, чтобы спровоцировать прошлогодний ценовой кризис. Тогда цены выросли в среднем на 40%.

Единственным утешением в сложившейся ситуации является позиция правительства, которое ведет постоянный диалог с нефтяниками, пытаясь максимально контролировать ситуацию и по возможности предотвратить резкие колебания цен на рынке. Вместе с тем до сих пор остается неясной судьба средств, выделенных из бюджета на закупку светлых нефтепродуктов, которые должны быть использованы как стабилизирующий фактор в пиковые моменты спроса на ГСМ. На сегодня это, пожалуй, единственный рычаг, находящийся в распоряжении Кабмина для балансировки рынка и предотвращения очередного «бензинового кризиса». Насколько он будет действенным и позволит власти удержаться от соблазна административного давления на рынок, мы увидим в самое ближайшее время.

Говоря о ситуации на нефтерынке Украины, президент ООО «ТНК-ВР Украина» Александр Городецкий отметил, что сегодня на нем присутствует нефть, добытая в Украине и продаваемая здесь. «В этом есть «плюсы» и «минусы». Эта нефть закупается (вернее, закупалась в марте) по фиксированным ценам. По крайней мере, ее цена не менялась несколько раз на день, как на биржах. Безусловно, цена нефти — это ключевой фактор, влияющий на экономику производства нефтепродуктов. Проще говоря — это экономический двигатель ценообразования.

Но существует и так называемый двигатель рынка нефти и нефтепродуктов — это баланс спроса и предложения. И этот баланс однозначно влияет на ценовую политику рынка».

Однако в условиях Украины себестоимость намного больше влияет на баланс спроса и предложения. Уже потому, что в цене нефтепродуктов 70—75% составляет стоимость сырья — нефти. Затем это автоматически переносится на стоимость нефтепродуктов. Если проанализировать экономические прогнозы — это и есть предпосылки для изменения цен.

«Можно говорить, что в марте так называемая средняя закупочная цена нефти составила 240 долл. за тонну. К слову, прежде оглашаемые цены нефти правительством Украины всегда ставились под сомнение (хотя это прозрачные цены). Теперь, помимо прочего, механизм установления цен на импортируемую в Украину нефть и нефтепродукты действительно прозрачен: если прежде существовала возможность использования «схем при растаможивании» нефтепродуктов (нефти), завышая или занижая стоимость импорта в Украину, то сегодня, при обязательной уплате НДС (на границе Украины), это не привлекает прежних «любителей» таких операций.

Не исключаю возможность того, что кто-то пытается «занизить цену» импортированных в Украину нефти и нефтепродуктов, т.е. «уменьшить» налогооблагаемую базу. Но в общем, думаю, цена нефти — как экономическая составляющая — достаточно эффективна. Судя по всему, это прекрасно понимает и правительство Украины.

Если в марте в среднем цена тонны нефти составляла 240 долл., то на апрель — приблизительно 290—310 долл. за тонну. Разумеется, скачок цены за тонну нефти в 50—60 долл. — это уже сильное экономическое давление на производимую нефтепродукцию, порядка 200 долл. на тонне (в крупнооптовом исчислении).

Причины можно пытаться проанализировать. Первое — уровень цен на биржах разных регионов бьет все рекорды. К этому уровню движется и цена российской нефти (Urals). При этом цена тонны нефти в РФ составляет около 100 долл. Второе: экспортируемая из РФ в Украину нефть облагается пошлиной, которая сегодня превышает 100 долл.

Вышеперечисленные факторы и являются составляющими роста цены российской нефти.

Однако в Украине существуют и другие факторы. Например, удорожание услуг перевозок по железной дороге. К слову, тарифы «Укрзалізниці» до сих пор были намного ниже, чем в РФ и некоторых других странах СНГ. Так что в этом контексте к Украине вряд ли возможны претензии. Но, к сожалению, мы и другие импортеры вынуждены будем перенести и это бремя на плечи налогоплательщиков и покупателей нашей продукции в Украине. Это жестокий закон бизнеса, если кто с ним не знаком.

Однако участники нефтерынка Украины ожидают «сигналов» от парламента и правительства. И, по возможности, предпринимают «превентивные» меры.

Правда, существует иной аспект (можно назвать его сдерживающим) этой проблематики: спрос и предложение. Я скорее согласен с тем, что в конце марта — начале апреля спрос превышал предложение на нефтерынке Украины. Плюс к этому накопленные запасы (еще с предыдущего года) на НПЗ. Словом, сегодня на нефтерынке Украины нет проблем с запасами нефтепродуктов.

Но в апреле на нефтерынке Украины, насколько мы проанализировали ситуацию, спрос значительно увеличится. Во-первых, ГСМ понадобятся (и срочно) аграриям. Во-вторых, появятся так называемые подснежники — водители, которые зимой почти не пользуются своим автотранспортом. В-третьих, дачники вынуждены будут использовать в том числе и свои авторесурсы.

Кроме того, в силу климатических условий наблюдался спад грузовых перевозок, которые интенсивно возобновятся с началом потепления.

То есть в апреле могут сработать одновременно несколько факторов. Помимо вышесказанного, могут быть остановлены (и приостановлены) украинские НПЗ, например, ЛиНОС и частично «Укртатнафта». Заметьте, это может послужить скорее психологическим, нежели экономическим фактором: на НПЗ накоплен достаточный запас нефтепродуктов. О плановых приостановках производства правительство Украины было заведомо уведомлено.

Учитывая прогнозируемую загрузку других украинских НПЗ в апреле, радужной ситуацию не назовешь. И на все вышесказанное наложатся различные эмоции, только раззадоренные упомянутыми факторами.

К тому же импорт не может постоянно возрастать в геометрической прогрессии. И, увы, сдерживающим фактором является покупательная способность граждан Украины. Похоже, что немногие анализируют последние два фактора.

Для производителей нефтепродуктов это, мягко говоря, настораживающая ситуация — ввиду «привязки» ко внешнеэкономическим факторам.

При этом основные импортеры нефти в Украине склонны к консервативной реакции. Для бизнеса важна стабильность, четкая последовательность, а не «скачки», экстразаработки. Для нас важны постоянство и последовательность. В таких условиях мы можем прогнозировать и планировать существенный объем инвестиций и их окупаемость, не говоря уж о планомерном ежедневном развитии бизнеса. Поэтому для нас (и подобных нам компаний) важен диалог и понимание с правительством Украины. Мы хотим знать, что нас ожидает, чтобы планировать бизнес. Чтобы не повторилась ситуация годичной давности, когда в одночасье Кабмин решил экспорт нефти и нефтепродуктов запретить; затем цены «сдержать» и т.п. В итоге это ни к чему хорошему не приводило. Поэтому мы предложили правительству Украины создать экспертную группу (правда, пока она не сформирована). Объективно нужны эксперты, которые могут предложить решение многих проблем».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме