С приходом весны на отечественном рынке нефти и нефтепродуктов всегда отмечается значительное оживление. В нынешнем году этот процесс затянулся, поскольку погода не благоприятствовала посевным работам, а следовательно, и рост спроса на светлые нефтепродукты был значительно ниже, чем обычно в марте. Однако к концу месяца ситуация начала кардинально меняться, что привело к традиционным товарно-ценовым движениям на рынке, паническим комментариям энергоэкспертов и некоторой нервозности потребителей.
Как и раньше, основной причиной, негативно влияющей на рынок, является рост мировой цены на нефть. В течение последнего времени стоимость нефти не опускается ниже 50 долл. за баррель. Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), выступающая за стабильность и предсказуемость рынка, не торопится принимать меры для изменения сложившейся ситуации. Более того, коридор ценообразования на нефть-сырец из «корзины» ОПЕК может увеличиться до 32—38 долл. за один баррель.
Мировые тенденции прежде всего отразились на России, отреагировавшей повышением ставки экспортной пошлины до рекордных 102,6 долл./тонна. Операторы рынка отмечают, что данный фактор в достаточной степени влияет на ценообразование в Украине. В этой связи следует отметить, что если еще месяц назад контрактная цена нефти составляла 240—260 долл./тонна, то на апрель цена на российскую нефть значительно увеличилась. Производители отмечают, что 20-процентный рост цены на сырье, безусловно, отразится на себестоимости нефтепродуктов.
Как мы уже отметили, одной из причин повышения стоимости ГСМ может стать принятие поправок к бюджету, которыми предусмотрено изменение порядка начисления акцизов на светлые нефтепродукты. По оценкам специалистов «НК «Альянс Украина», внедрение в Украине нового механизма начисления акцизного сбора на нефтепродукты приведет к повышению цен на этом рынке. Предположительно, цены увеличатся на 15%. Акциз — это косвенный налог, его платит потребитель, поэтому повышение стоимости акциза ведет к прямо пропорциональному увеличению стоимости нефтепродуктов.
Еще одним фактором, который может повлиять на стоимость ГСМ, является логистика, или цена доставки нефти на завод и светлых нефтепродуктов потребителям. Вопрос роста тарифов до сих пор остается открытым. Напомним, что в прошлые годы, после подписания ряда меморандумов «Укрзалізниця» и «Укртранснафта» повышали тарифы на транспортировку нефти, что негативно отражалось на рентабельности работы отечественных НПЗ.
Аналитики компании «Гефест» отмечают, что в апреле 2005 года рост цен на нефтепродукты может составить 5—10%. По их мнению, помимо вышеперечисленных факторов, к этому может привести решение Кабмина Украины об увеличении тарифов на железнодорожные перевозки, следствием чего будет повышение внутренних цен на продукты нефтепереработки.
Впрочем, в текущем году «тарифные эксперименты» могут стать «спусковым механизмом» ажиотажного спроса. Суть в том, что рост тарифов на железнодорожные перевозки может привести к переориентации грузоперевозчиков на автомобильный транспорт, что, в свою очередь, приведет к увеличению потребления дизтоплива. При повышенном спросе на солярку у аграрного сектора для проведения посевной кампании, запасов дизтоплива может быть недостаточно для его удовлетворения.
По оценкам экспертов НТЦ «Психея», увеличение цен также в значительной мере будут зависеть от темпов потепления. Можно предположить, что, в отличие от прошлого года, рост цен не будет «обвальным». Он будет более продолжительным по времени. Апогей придется ориентировочно на конец апреля — май, когда рынок в полной мере сможет ощутить дисбаланс между спросом и предложением нефтепродуктов. Дисбаланс предложения светлых нефтепродуктов уже сейчас превышает 100 тыс. тонн. Именно такой разницы хватило, чтобы спровоцировать прошлогодний ценовой кризис. Тогда цены выросли в среднем на 40%.
Единственным утешением в сложившейся ситуации является позиция правительства, которое ведет постоянный диалог с нефтяниками, пытаясь максимально контролировать ситуацию и по возможности предотвратить резкие колебания цен на рынке. Вместе с тем до сих пор остается неясной судьба средств, выделенных из бюджета на закупку светлых нефтепродуктов, которые должны быть использованы как стабилизирующий фактор в пиковые моменты спроса на ГСМ. На сегодня это, пожалуй, единственный рычаг, находящийся в распоряжении Кабмина для балансировки рынка и предотвращения очередного «бензинового кризиса». Насколько он будет действенным и позволит власти удержаться от соблазна административного давления на рынок, мы увидим в самое ближайшее время.
Говоря о ситуации на нефтерынке Украины, президент ООО «ТНК-ВР Украина» Александр Городецкий отметил, что сегодня на нем присутствует нефть, добытая в Украине и продаваемая здесь. «В этом есть «плюсы» и «минусы». Эта нефть закупается (вернее, закупалась в марте) по фиксированным ценам. По крайней мере, ее цена не менялась несколько раз на день, как на биржах. Безусловно, цена нефти — это ключевой фактор, влияющий на экономику производства нефтепродуктов. Проще говоря — это экономический двигатель ценообразования.
Но существует и так называемый двигатель рынка нефти и нефтепродуктов — это баланс спроса и предложения. И этот баланс однозначно влияет на ценовую политику рынка».
Однако в условиях Украины себестоимость намного больше влияет на баланс спроса и предложения. Уже потому, что в цене нефтепродуктов 70—75% составляет стоимость сырья — нефти. Затем это автоматически переносится на стоимость нефтепродуктов. Если проанализировать экономические прогнозы — это и есть предпосылки для изменения цен.
«Можно говорить, что в марте так называемая средняя закупочная цена нефти составила 240 долл. за тонну. К слову, прежде оглашаемые цены нефти правительством Украины всегда ставились под сомнение (хотя это прозрачные цены). Теперь, помимо прочего, механизм установления цен на импортируемую в Украину нефть и нефтепродукты действительно прозрачен: если прежде существовала возможность использования «схем при растаможивании» нефтепродуктов (нефти), завышая или занижая стоимость импорта в Украину, то сегодня, при обязательной уплате НДС (на границе Украины), это не привлекает прежних «любителей» таких операций.
Не исключаю возможность того, что кто-то пытается «занизить цену» импортированных в Украину нефти и нефтепродуктов, т.е. «уменьшить» налогооблагаемую базу. Но в общем, думаю, цена нефти — как экономическая составляющая — достаточно эффективна. Судя по всему, это прекрасно понимает и правительство Украины.
Если в марте в среднем цена тонны нефти составляла 240 долл., то на апрель — приблизительно 290—310 долл. за тонну. Разумеется, скачок цены за тонну нефти в 50—60 долл. — это уже сильное экономическое давление на производимую нефтепродукцию, порядка 200 долл. на тонне (в крупнооптовом исчислении).
Причины можно пытаться проанализировать. Первое — уровень цен на биржах разных регионов бьет все рекорды. К этому уровню движется и цена российской нефти (Urals). При этом цена тонны нефти в РФ составляет около 100 долл. Второе: экспортируемая из РФ в Украину нефть облагается пошлиной, которая сегодня превышает 100 долл.
Вышеперечисленные факторы и являются составляющими роста цены российской нефти.
Однако в Украине существуют и другие факторы. Например, удорожание услуг перевозок по железной дороге. К слову, тарифы «Укрзалізниці» до сих пор были намного ниже, чем в РФ и некоторых других странах СНГ. Так что в этом контексте к Украине вряд ли возможны претензии. Но, к сожалению, мы и другие импортеры вынуждены будем перенести и это бремя на плечи налогоплательщиков и покупателей нашей продукции в Украине. Это жестокий закон бизнеса, если кто с ним не знаком.
Однако участники нефтерынка Украины ожидают «сигналов» от парламента и правительства. И, по возможности, предпринимают «превентивные» меры.
Правда, существует иной аспект (можно назвать его сдерживающим) этой проблематики: спрос и предложение. Я скорее согласен с тем, что в конце марта — начале апреля спрос превышал предложение на нефтерынке Украины. Плюс к этому накопленные запасы (еще с предыдущего года) на НПЗ. Словом, сегодня на нефтерынке Украины нет проблем с запасами нефтепродуктов.
Но в апреле на нефтерынке Украины, насколько мы проанализировали ситуацию, спрос значительно увеличится. Во-первых, ГСМ понадобятся (и срочно) аграриям. Во-вторых, появятся так называемые подснежники — водители, которые зимой почти не пользуются своим автотранспортом. В-третьих, дачники вынуждены будут использовать в том числе и свои авторесурсы.
Кроме того, в силу климатических условий наблюдался спад грузовых перевозок, которые интенсивно возобновятся с началом потепления.
То есть в апреле могут сработать одновременно несколько факторов. Помимо вышесказанного, могут быть остановлены (и приостановлены) украинские НПЗ, например, ЛиНОС и частично «Укртатнафта». Заметьте, это может послужить скорее психологическим, нежели экономическим фактором: на НПЗ накоплен достаточный запас нефтепродуктов. О плановых приостановках производства правительство Украины было заведомо уведомлено.
Учитывая прогнозируемую загрузку других украинских НПЗ в апреле, радужной ситуацию не назовешь. И на все вышесказанное наложатся различные эмоции, только раззадоренные упомянутыми факторами.
К тому же импорт не может постоянно возрастать в геометрической прогрессии. И, увы, сдерживающим фактором является покупательная способность граждан Украины. Похоже, что немногие анализируют последние два фактора.
Для производителей нефтепродуктов это, мягко говоря, настораживающая ситуация — ввиду «привязки» ко внешнеэкономическим факторам.
При этом основные импортеры нефти в Украине склонны к консервативной реакции. Для бизнеса важна стабильность, четкая последовательность, а не «скачки», экстразаработки. Для нас важны постоянство и последовательность. В таких условиях мы можем прогнозировать и планировать существенный объем инвестиций и их окупаемость, не говоря уж о планомерном ежедневном развитии бизнеса. Поэтому для нас (и подобных нам компаний) важен диалог и понимание с правительством Украины. Мы хотим знать, что нас ожидает, чтобы планировать бизнес. Чтобы не повторилась ситуация годичной давности, когда в одночасье Кабмин решил экспорт нефти и нефтепродуктов запретить; затем цены «сдержать» и т.п. В итоге это ни к чему хорошему не приводило. Поэтому мы предложили правительству Украины создать экспертную группу (правда, пока она не сформирована). Объективно нужны эксперты, которые могут предложить решение многих проблем».