Еще в ходе украинско-российской ялтинской встречи 26 июля председатель правления НАК «Нафтогаз України» Юрий Бойко сообщил, что с 1 августа текущего года начнется заполнение нефтепровода Одесса—Броды технической нефтью. Правда, ни о направлении использования этой нефтесистемы, ни о том, кто же поставит нефть, он ни словом не обмолвился. Впрочем, в этом не было необходимости: все прекрасно понимали, о чем собственно речь — еще 8 июля наблюдательный совет ОАО «Укртранснафта» (которое полностью вписано в систему координат «Нафтогаз України» и его главы) уполномочил генерального директора нефтетранспортной компании подписать контракт с российско-британской ТНК-ВР на поставку российской нефти в систему Броды—Одесса—МНТ «Південний». Тем самым был сделан выбор в пользу т.н. реверсного использования нефтепровода.
Уже 27 июля начальник управления международного сотрудничества «Укртранснафти» Леонид Нестер объявил о подписании контракта на прокачку по магистральному нефтепроводу Одесса—Броды в течение трех лет 9 млн. тонн нефти в направлении морского нефтеперевалочного терминала «Південний». Он был более красноречив, чем накануне Ю.Бойко. Однако сказанное им также не дает полного представления о заключаемой «Укртранснафтою» сделке. По версии агентства «Интерфакс-Украина», Л.Нестер сообщил, что, кроме договора о прокачке вышеуказанного объема нефти, подписаны также четыре сопровождающих соглашения, позволяющих «Укртранснафті» привлечь кредит в 108 млн. долл. (под 8% годовых) на закупку 425 тыс. тонн технологической нефти и обеспечить гарантии финансовых рисков. Контракт предусматривает 100-процентную предоплату за услуги по прокачке нефти и штрафные санкции за отказ транспортировать предусмотренные договором объемы (по системе «качай или плати»).
В соответствии с подписанными документами допускается возможность для «Укртранснафти» изменить направление транспортировки нефти по данному нефтепроводу при условии предупреждения другой стороны за три месяца, а также досрочно возвратить кредит (на технологическую нефть) без каких-либо дополнительных издержек в этом случае. Правда, отметил Л.Нестер, для принятия подобного решения «Укртранснафта» должна получить экономически более привлекательное предложение, подтвержденное реальными объемами, что в нынешних условиях, по его мнению, практически невозможно.
При этом он уточнил, что объемы транспортировки нефти по маршруту МНТ «Південний» — линейно-производственная диспетчерская станция (ЛПДС) «Броды» в настоящее время не могут превышать 4 млн. тонн в год, так как наливная железнодорожная эстакада ЛПДС «Броды» просто не в состоянии обеспечить перевалку больших объемов. Минимальный же объем, обеспечивающий рентабельную работу нефтепровода, составляет 6 млн. тонн в год.
Что же касается варианта транспортировки нефти далее по системе магистральных трубопроводов «Дружба», то существуют проблемы со словацкой компанией «Транспетрол», о которых информировал министр топлива и энергетики Украины Сергей Тулуб во время состоявшейся в Киеве 9 июля встречи с вице-премьером, министром экономики этой страны Паволом Руско.
Так, «Транспетрол» заявляет, что для последовательной прокачки нефти разных сортов требуется реконструкция стоимостью 40—60 млн. долл., и компания готова ее провести только в случае твердых гарантий со стороны поставщиков нефти, которых не существует.
Л.Нестер также отметил, что через три года, по окончании срока действия подписанного с ТНК-ВР контракта, стороны могут пересмотреть его условия. В частности, Украина может принять решение о прямой прокачке нефти, если изменится конъюнктура рынка и это будет для нее более выгодно.
По словам представителя «Укртранснафти», закачка технологической нефти в магистральный трубопровод Одесса—Броды может быть завершена в сентябре, а коммерческая прокачка по нему российской нефти начнется в начале октября 2004 года. Согласно графику вытеснение из нефтепровода Одесса—Броды консерванта, а также опробование систем автоматики, телемеханики, энергообеспечения и линейной части этого трубопровода должны начаться 1 августа. Технологически этот процесс займет около 12 дней, однако срок заполнения нефтепровода технологической нефтью будет зависеть от графика и времени доставки этой нефти на пункт приема-сдачи на российско-украинской границе (ПСП 915 км нефтепровода Самара—Лисичанск).
Далее, отметил Л.Нестер, каждая партия нефти пойдет по Приднепровским магистральным нефтепроводам и будет доставлена в резервуарный парк МНТ «Південний», после чего будет закачиваться в нефтепровод Одесса—Броды.
Он напомнил, что коммерческая прокачка нефти по Одесса—Броды начнется в начале октября этого года. В этой связи ТНК-ВР письменно затребовала подтверждение технических возможностей порта «Южный» на прием в четвертый квартале 25 танкеров грузоподъемностью 80 тыс. тонн каждый, и «Укртранснафта» получила такое подтверждение. Данные запрашивались для согласования с российской «Транснефтью» графика транспортировки транзитных объемов на четвертый квартал. Таким образом, за этот период ожидается прокачка нефти в объеме около 2 млн. тонн.
В телефонном интервью «ЗН» 28 июля президент ООО «ТНК-ВР Украина» Александр Городецкий уточнил, что в настоящее время согласовывается контрактная схема договоров (это 6—7 документов), которая даст юридические основания для начала так называемого заполнения поршня. Контрактная схема, по сути, имеет две части. Одна из них заключается в основном украинской стороной («Укртранснафтою») и уже подписана. В данное время, по словам А.Городецкого, проходит предконтрактное согласование документов группой российских компаний, в частности ТНК-ВР и «Транснефтью». Эта часть документов включает в себя кредитный контракт, договор о предоставлении гарантий, договор на транспортировку нефти по системе нефтепроводов АК «Транснефть», договор на заполнение поршня.
Подготовка системы к транспортировке нефти и ее тестирование должны проходить после закачки технологической нефти в августе и сентябре. В сентябре же, согласно действующим в РФ правилам, уточнил А.Городецкий, будет формироваться график экспорта нефти на четвертый квартал 2004 года. После определения точных объемов, которыми будут располагать собственники и экспортеры нефти в РФ, с ними будут подписаны контракты непосредственно на прокачку нефти в направлении Броды—Одесса—МНТ «Південний».
Называть компании, с которыми могут быть подписаны договоры на поставку нефти по новому маршруту через Украину, господин Городецкий не стал. Но подчеркнул, что среди владельцев нефти, которые пользуются сейчас другими маршрутами и видами транспортировки нефти (железнодорожный, речной транспорт), найдется немало желающих экспортировать нефть по новому украинскому маршруту. Однако конкретные компании и объемы объективно могут быть названы только в сентябре, а непосредственное использование маршрута Броды—Одесса—«Південний» начнется только в октябре.
После подписания всех соответствующих документов и полного согласования контрактной схемы А.Городецкий пообещал подробно объяснить схему работы российских нефтяных компаний и «Укртранснафти». Однако очевидно, что ТНК-ВР не будет единственным поставщиком нефти для украинской нефтемагистрали Одесса—Броды. Прежде, кроме ТНК-ВР, в качестве участников транзита нефти по новому украинскому маршруту назывались такие компании, как «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Сибнефть», «Славнефть». Предполагалось, что на долю ТНК-ВР в общем объеме нефтетранзита придется до 15%, т.е. 1,3—1,4 млн. тонн в год. Более конкретные цифры сегодня назвать сложно.
Пока же можно констатировать факт успеха стратегии ТНК-ВР в отношении украинского рынка. За полтора года, как говорится, не мытьем, так катаньем эта российская компания добилась принятия своего настоятельного предложения об использовании нефтепровода Одесса—Броды для транспортировки российской нефти в направлении терминала «Південний». Украинские чиновники высшего пошиба за тот же период убедили и соотечественников, и россиян, и ЕС в своей непоследовательности и неспособности отстаивать собственные решения. Если тактические метания то в сторону реверса, то наоборот, еще как-то можно было бы объяснить (например, как способ отсрочить принятие окончательного решения, о котором разумнее промолчать до поры), то «стратегические метания» украинского правительства только лишний раз свидетельствуют о неопределенности позиции и положения самого правительства. Так что вполне объяснимо, что представители российского нефтяного бизнеса, хотя и не говорят об этом вслух, но все же предпочитают подождать окончания президентских выборов в Украине и смены нынешнего состава Кабмина, дабы удостовериться, что украинская сторона в очередной раз не передумает насчет направления использования нефтепровода Одесса—Броды.
Россияне не скрывают и того, что реверс Одесса—Броды им нужен года на три. По истечении этого срока, как заявлял президент АК «Транснефть» Семен Вайншток, российские компании вполне смогут обойтись без услуг сегодняшних транзитеров экспортной нефти, в частности Украины. Поэтому неудивительно, что российская сторона предлагает украинской кардинально перераспределить ранее предлагаемые объемы экспорта в направлении Одессы. Причем, очевидно, уже с учетом новых вариантов маршрутов в РФ, потому как Россия фактически оставляет «сухими» такие направления нефтеэкспорта через Украину, как Лисичанск—Новороссийск и Никольское—Кременчуг, откуда «изымаются» соответственно 17 и 18 млн. тонн.
Вайншток говорит о перспективах использования российских экспортных направлений через Тихоокеанское побережье, Черное и Балтийское моря, северный маршрут. А до момента материализации новых российских нефтемаршрутов экспортеры нефти в РФ могут выполнить две задачи: использовать украинскую магистраль в своих коммерческих интересах и тем самым упредить доступ в этом направлении конкурентной нефти, например, из Каспийского региона. Очевидно, что после объявления о подписании трехлетнего контракта на прокачку российской нефти в направлении МНТ «Південний» все договоренности об экспорте нефти из других источников отойдут на второй план.
К сожалению, пока остаются без ответов и многие вопросы, связанные со сделкой «Укртранснафти» с ТНК-ВР. Например, почему сторонами принята схема займа, как предполагалось в проекте, у оффшорной кипрской компании (и действительно ли это «Скилтон Лтд.» с уставным капиталом в 20 тыс. долл.)? Каков механизм и условия уступки права пользования спецсчетом, который якобы должна срочно открыть «Укртранснафта» в британском ING Bank (и в самом ли деле будет задействован в сделке этот лондонский банк или же какой-то другой финансовый институт)? Какова схема (и ее возможные последствия) передачи в залог заемщику технологической нефти? Действительно ли из документов следует, что «Укртранснафта» отказывается от неприкосновенности своих активов, и грозит ли это возможным отчуждением активов государственного нефтетранспортного предприятия? Словом, вопросов немало. И только после конкретных ответов на них можно будет составить относительно полное представление о том, действительно ли эта сделка выгодна обеим сторонам, или же игра ведется в одни ворота. Но тогда почему?
К тому времени, возможно, и польская сторона получит четкий ответ от Украины по поводу продолжения нефтепровода Одесса—Броды в направлении на Плоцк. Клятвенных уверений в том, что для Украины достройка нефтепровода в направлении Польши и соединение нефтетранспортных систем двух стран — приоритетная перспектива, им маловато. Особенно на фоне подписания договора «Укртранснафти» с ТНК-ВР.