Вместе с 29-ю постановлениями Кабинета министров, предоставляющими иногда ситуативные льготы некоторым субъектам предпринимательства (в том числе освобождающими от уплаты НДС), правительство отменило прежнее постановление относительно участников рынка нефти Украины. С 1 марта со всех импортеров нефти будет взиматься НДС (то есть 20% от заявленной таможенной стоимости импортируемой нефти). Причем, как заявила 23 февраля после заседания правительства премьер-министр Юлия Тимошенко, этот налог на добавленную стоимость должен уплачиваться исключительно деньгами. Векселя к оплате приниматься не будут. Таким образом правительство надеется «ликвидировать большинство злоупотреблений» в этой отрасли. И не только. Правда, до окончания операции с «сиамскими близнецами» (размежеванию власти и бизнеса), как свидетельствуют некоторые факты, увы, еще далеко. Хотя премьер-министр уверена, что это возможно.
Мы бы не хотели, но развитие ситуации вынуждает нас продолжать тему экспорта-реэкспорта нефти. Если помните, неделю назад «Зеркало недели» рассказывало о контракте ООО «Ойл Транзит» на транспортировку 3 млн. тонн российской нефти через территорию Украины в 2005 году. И о том, почему, согласно первым предположениям, поставка этой нефти может быть не в интересах Украины. А также о том, что министр юстиции Украины Роман Зварич отказался визировать постановление Кабмина, временно запрещающее реэкспорт нефти из Украины. При этом он «полузаявил» о своей отставке.
Упомянули и о том, что заместителем генерального директора компании, заключившей трехмиллионный нефтяной контракт (ООО «Ойл Транзит»), является жена министра юстиции Светлана Зварич, которая обратилась с достаточно резким письмом к премьер-министру Украины. При этом письмо госпожи Зварич мы не публиковали, а лишь ссылались на его электронную версию (достаточно заглянуть в Интернет), так как не нам оно было адресовано. И хотя это не личная переписка, а, скажем так, служебная, мы все же не стали предавать ее огласке, лишь в общих чертах изложив уже опубликованное. Пытались мы, как и многие журналисты, до публикации материала связаться и со Светланой Зварич. Безуспешно.
Заметьте, по поводу этой «нефтяной» истории мы ничего не утверждали. Более того, написали о том, что не исключено, что когда правительство во всей этой истории разберется, указанный контракт еще может получить «путевку на экспорт».
Тем не менее, госпожа Зварич, по-видимому, считала иначе. Правда, нам она ничего на сей счет не сказала, хотя телефоны и адрес редакции публикуются в каждом выпуске «ЗН» (на второй странице, если кто не заметил), есть и электронный адрес. Но уже 21 февраля на сайте www.tribuna.com.ua было размещено интервью Светланы Зварич… по поводу публикации в «Зеркале недели» (об этом несколько позже).
Чем дальше, тем больше убеждаемся, что предложенная «Зеркалом недели» первая версия «нефтеэкспортной» ситуации в предыдущем номере газеты верна (см. «ЗН» №6 от 19 февраля 2005 года). Разумеется, мы сознательно избегали, казалось бы, скучных и не очень понятных для непосвященных (да простят автора профессионалы) юридических и бюрократических терминов. Мы просто пытались объяснить, из-за чего, собственно, весь сыр-бор разгорелся, чтобы это было понятно всем нашим читателям.
Однако чтобы избежать впредь всевозможных кривотолков и, тем более, обвинений, постараемся, продолжая тему, использовать максимальное количество дословных высказываний (цитат) и мнений.
После принятия 23 февраля 2005 года Кабинетом министров постановления об обязательном взимании НДС с импортируемой в Украину нефти, премьер-министр Украины вынуждена была ответить на многие вопросы об «ойл». Но прежде всего она заметила, что такое решение правительства согласовано с нефтетрейдерами и оно снимает все злоупотребления, связанные с реэкспортом нефти. Кроме того, Юлия Владимировна сообщила, что согласованные действия правительства и участников рынка нефти и нефтепродуктов не должны привести к резкому подорожанию горюче-смазочных материалов в Украине, с чем также, по ее словам, согласились операторы нефтерынка. И это тот принципиально важный момент, который волнует каждого из нас: перипетии «периода роста правительства» забудутся, а вот с ценами на горюче-смазочные материалы (то ли в виде наценки за доставку товаров, то ли в виде стоимости проездных билетов, коммунальных услуг и т. д.) мы сталкиваемся и будем сталкиваться ежедневно.
На вопрос «ЗН» о судьбе упомянутого нефтяного контракта ООО «Ойл Транзит» госпожа Тимошенко сказала: «100 тысяч тонн нефти (поставленные согласно этому контракту. — Авт.) сейчас находятся в трубопроводе. Дальнейшее зависит от страны происхождения этой нефти, то есть от Российской Федерации».
Другими словами, премьер-министр подтвердила наше предположение о том, что нефть, которую поставляет по контракту ООО «Ойл Транзит» и которую взялась «опекать» как замгендиректора жена министра юстиции Украины, не «идентифицирована» с точки зрения того, является ли этот товар исключительно «транзитным» для Украины (и ее бюджета), или он все же входит в квоту поставок российской нефти, предназначенной для НПЗ Украины. Как отметила Юлия Тимошенко: «Все зависит от того, как Россия будет эту нефть идентифицировать. Если эта нефть поставлена в рамках Соглашения о свободной торговле (между РФ и Украиной), она останется для переработки в Украине как нефть, поставленная согласно квоте для украинских НПЗ. Если же эта нефть поставлена в Украину вне квоты…» Словом, тогда для ее вывоза из Украины препятствий не будет: с 1 марта — заплатите НДС при ввозе в Украину и экспортируйте, куда хотите.
А нюанс в том, что именно от такой «идентификации» нефти зависит не только то, может ли вышеназванная компания ее не только экспортировать, но и то, предстоит ли бюджету Украины раскошелиться на возмещение НДС. По крайней мере, так ситуация выглядела донедавна. С 1 января 2005 года Российская Федерация ввела нулевую ставку НДС для нефти, поставляемой в Украину. А это значит, что в течение января-февраля нефть, ввозимая в Украину в рамках межправительственного соглашения, налогом на добавленную стоимость не облагалась. Зато если бы они вздумали ту же нефть экспортировать, возможно, при выполнении определенных операций могли бы рассчитывать на то, что при этом государство Украина еще и доплатит им 20% от стоимости вывозимой нефти. До начала 2005 года проворачивать подобные операции имело смысл для недобросовестных предпринимателей. Да и то в том случае, если они умудрялись продать транспортируемую через Украину нефть дороже, чем в Украине. И, разумеется, если могли такую нефть ввезти в Украину по межправительственной украинско-российской квоте. А вот с начала нового года открылся просто клондайк: при ввозе в Украину НДС платить не надо (ибо действует нулевая ставка), а при вывозе, если получится, государство еще и «доплатит» тебе 20% НДС.
Впрочем, далеко не все согласны с такой постановкой вопроса. Например, министр юстиции Украины Роман Зварич 23 февраля, еще до объявления Юлией Тимошенко о том, что правительство приняло постановление о взимании НДС со всей ввозимой в Украину нефти, на вопрос о том, так экпортировала ли компания «Ойл Транзит» российскую нефть или все-таки реэкспортировала, посоветовал журналистам заглянуть на сайт Минюста, где размещен вывод министерства по поводу «запрета реэкспорта». Правда, даты этого заключения там обнаружить не удалось. Тем не менее, приводим текст в оригинале (с незначительными сокращениями:
«У зв’язку з тим, що по-різному оцінюється позиція Мін’юсту стосовно питання реекспорту нафти, за дорученням Міністра юстиції України Романа Зварича оприлюднюється правовий висновок з цього питання...
Головний розробник: Міністерство економіки та з питань європейської інтеграції України.
1. Правові підстави прийняття акта. Доручення Прем’єр-Міністра України Ю.В. Тимошенко від 10 лютого 2005 року № 4440/0/1-05.
2. Відповідність проекту Конституції України.
Проект не відповідає частині другій статті 19 Конституції України, відповідно до якої органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов’язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України.
Також, положення проекту не відповідають частині першій статті 42 Конституції України, згідно з якою кожен має право на підприємницьку діяльність, яка не заборонена законом.
3. Відповідність проекту актам законодавства, що мають вищу юридичну силу.
Пункт 1 проекту, яким передбачається призупинити здійснення митного оформлення нафти за кодом згідно з УКТ ЗЕД 2709 00 90 00, що переміщується через митний кордон України в режимі реекспорту, суперечить ряду актів законодавства, що мають вищу юридичну силу.
Так, частиною першою статті 43 Господарського кодексу України встановлено, що підприємці мають право без обмежень самостійно здійснювати підприємницьку діяльність, яку не заборонено законом.
Також, згідно з частиною першою статті 96 Митного кодексу України, ввезення в Україну, вивезення з України та транзит через її територію товарів окремих видів можуть заборонятися законами України.
При цьому, умови переміщення товарів в режимі реекспорту визначені статтею 197 Митного кодексу України, відповідно до якої товари, що походять з інших країн, можуть вивозитися за межі митної території України у режимі реекспорту, якщо:
1) митному органу подано дозвіл уповноваженого Кабінетом міністрів України органу чи органу, визначеного міжнародним договором України, укладеним в установленому законом порядку, на реекспорт товарів;
2) товари, що реекспортуються, перебувають у тому ж стані, в якому вони перебували на момент ввезення на митну територію України, крім змін внаслідок природного зношення або втрат за нормальних умов транспортування та зберігання;
3) товари, що реекспортуються, не використовувалися на території України з метою одержання прибутку;
4) товари, що реекспортуються, вивозяться не пізніше ніж через один рік з дня їх ввезення на митну територію України.
Вищевказане положення проекту суперечить загальним засадам здійснення зовнішньоекономічної діяльності, які встановлені Законом України «Про зовнішньоекономічну діяльність».
Так, принципами зовнішньоекономічної діяльності (ЗЕД. – Авт.), якими керуються суб’єкти господарської діяльності України та іноземні суб’єкти господарської діяльності при здійсненні зовнішньоекономічної діяльності, згідно з статтею 2 цього Закону, є: принцип свободи зовнішньоекономічного підприємництва «»;
принцип верховенства закону «».
Також, згідно з частиною четвертою статті 6 цього Закону суб’єкти ЗЕД мають право укладати будь-які види зовнішньоекономічних договорів (контрактів), крім тих, які прямо та у виключній формі заборонені законами України.
Разом з цим, відповідно до частини третьої статті 8 вказаного Закону держава та її органи не мають права безпосередньо втручатися в ЗЕД суб’єктів цієї діяльності, за винятком випадків, коли таке втручання здійснюється згідно з цим та іншими Законами України.
При цьому, до повноважень Кабінету міністрів України у сфері державного регулювання ЗЕД згідно з статтею 9 цього Закону, зокрема, належать вжиття заходів до здійснення зовнішньоекономічної політики України відповідно до Законів України та прийняття нормативно-правових актів управління з питань ЗЕД у випадках, передбачених Законами України.
4. Проект узгоджується з актами такої ж юридичної сили.
5. Проект не належить до сфери регулювання міжнародними договорами України.
6. Проект відповідає вимогам нормопроектувальної техніки.
7. Відповідність проекту основним положенням законодавства Європейського Союзу. Проект в цій частині не є предметом експертизи.
8. Узагальнений висновок.
Проект розпорядження Кабінету міністрів України «Про реекспортні операції з нафтою» не може бути погоджено як такий, що не відповідає Конституції України, Господарському кодексу України, Митному кодексу України та Закону України «Про зовнішньоекономічну діяльність».
Правову експертизу проекту акта проведено Департаментом фінансового законодавства.
Міністр Р.М. Зварич
« » лютого 2005 року»
Это что касается реэкспорта. Относительно же введения 20% НДС на импорт нефти в Украину, то господин министр сам предлагал прибегнуть к такой мере.
Что же касается своей отставки-неотставки с поста министра, то господин Зварич, сославшись на то, что комментировать подобное, согласно действующему законодательству, он не может (мол, это прерогатива премьер-министра), так и не ответил прямо.
Впоследствии Юлия Тимошенко по поводу министра юстиции и, возможно, некоторых других членов Кабмина заметила, что «правительство — это как локомотив, который мчит на всех парах…» В общем, предавать публичности внутренние «трения» и «горения» глава правительства не стала. И, наверное, правильно сделала.
Возможно, на этот вопрос ответил бы Президент Виктор Ющенко. Ведь именно он в данном случае «связал руки» премьер-министру, публично взяв под опеку Романа Зварича. Но Президент на сей счет молчит...
Впрочем, вернемся к истории с экспортом-реэкспортом российской нефти, в частности компанией «Ойл Транзит». Здесь уместно вспомнить об интервью заместителя генерального директора этой компании С.Зварич, которая прежде всего заявила, что «является наемным работником» ООО «Ойл Транзит», а также отметила «абсолютную недостоверность» предыдущей статьи «ЗН» о контракте указанной фирмы: «…это абсолютно недостоверная статья. Я заканчиваю готовить иск к газете, к автору статьи и министру экономики Терехину. Отмечу, что автор не удосужилась хотя бы по телефону получить какой-либо комментарий.
Теперь по сути вопроса. Нефть, которую закупила наша компания, не входит в плановые поставки на украинские НПЗ. Это подтверждено письмом-соглашением от 26.01.05 №15/31-7к за подписью заместителя министра экономики (правда, он замминистра топлива и энергетики Украины. — Авт.) Богдана Клюка. Это письмо было направлено в Министерство экономики для регистрации внешнеэкономического контракта в соответствии с постановлением КМУ №1457 от 13 декабря 2003 года.
Алла Еременко пишет, что «компания «Ойл Транзит» получила «подтверждение» в письме замглавы Федерального энергетического агентства РФ г-на Гордеева о том, что, мол, якобы эта нефть идет вне запланированных объемов нефти для украинских НПЗ (согласно ежегодному межправительственному протоколу). Тут же возникает вопрос: почему такое подтверждение направлено на имя компании, а не в уполномоченные государственные органы Украины?» Подтверждение от Гордеева получила не компания «Ойл Транзит», а таки уполномоченный государственный орган Украины. А именно, Минтопэнерго. Письмо было написано на имя заместителя главы Минтопэнерго Б.Клюка, который отвечает за эти вопросы.»
При всем моем уважении к господину Клюку, С.Зварич все же о несколько ином, нежели мы, «подтверждении» говорит. И не вина «ЗН» в том, что бывший замминистра экономики В.Вощевский именно 4 февраля, как и было написано в предыдущем номере еженедельника, согласовал реэкспорт российской нефти. Первая партия — на 100 000 тонн, которые уже поступили в Украину (см. публикуемые ксерокопии). Правда, по некоторым сведениям, упомянутый бывший замминистра экономики отправился как раз в «страну происхождения» указанной нефти. Если это так, то надолго ли?
На том же сайте, о котором уже шла речь выше, можно найти статью «Служебный роман», где помимо прочего говорится о том, что «министр юстиции психанул после «коммерческого предложения» кому-то из родных…»
Сам министр о подобном «предложении» больше не вспоминает... Зато известно, что (назовем это так) объявил «поход» на «льготных» импортеров нефти народный депутат Игорь Еремеев из Народной партии Украины (бывшая НАПУ, лидер которой, как известно, — глава Верховной Рады Владимир Литвин). Он также является членом парламентского комитета по вопросам ТЭК. И именно он убеждал правительство в необходимости установить одинаковые для всех правила игры на рынке нефти. Причем сам г-н Еремеев является акционером ОАО НПК «Галичина» и не отрицает этот факт. Напротив, считает, что именно опыт в нефтяном бизнесе дает ему право называть, как говорится, вещи своими именами.
— До того, как стать народным депутатом, с 1994 года я занимался нефтепродуктами и понимаю, что происходило на протяжении десяти лет в Украине и за ее пределами с нефтепродуктами и нефтепереработкой, а также все, что творилось с законодательством Украины в этой отрасли. Став народным депутатом, начал работать в ТЭКовском комитете, ведь это моя прямая специализация. Впервые я общался с правительством Украины по вопросам нефтепереработки и различных схем, существующих в нефтеперерабатывающей отрасли, примерно два года назад. Тогда в кабинете вице-премьера Ивана Кириленко я говорил замминистра экономики, что необходимо ввести НДС, дабы не разрушить рынок ценообразования, когда это лучше сделать, как лучше обеспечить Госрезерв нефтепродуктами, когда их нужно закупать. К огромному удивлению, тогда я услышал такую фразу: «Так это же столько работы!»
А почти год назад я подал в Верховную Раду законопроект, касающийся отмены льгот для ряда предприятий, расположенных в Чернобыльской зоне. Именно тех предприятий, которые используются для льготных схем при переработке нефти, да и вообще для льготных схем для всей экономики Украины. К сожалению, мы не смогли провести этот закон только по одной причине: ни для кого не секрет, что почти все льготные компании были «под кем-то». Я не буду «показывать пальцем»: правительство ли это, администрация ли, или же еще кто-то. Не желающих провести этот закон было более чем достаточно. Знаю об этом, поскольку округ, где я баллотировался в народные депутаты, — Чернобыльский, и на каждой встрече с избирателями я отвечал на этот вопрос.
После того как сменилось правительство и было провозглашено немало правильных тезисов на Майдане Незалежности и в Верховной Ряде, я посчитал своим долгом снова поднять указанную проблему. Сегодня все нефтеперерабатывающие предприятия «подвешены» на налоговый крючок за счет различных схем. Поэтому первое, что я сделал, выслушав тезисы о необходимости подать руку бизнесу, о выводе 60% экономики из тени, — начал общаться с правительством по поводу того, какие действия нужно осуществить в первую очередь, чтобы бизнес в нефтепереработке стал максимально прозрачным.
За этот короткий период времени уже стало понятно, что легче создать условия для определенного бизнеса, не лечить болезнь (это касается и реэкспорта), а предупредить ее, остановить, а в это время создавать законодательную базу, чтобы не оставалось «белых пятен» в экономике.
— Мотивация понятна, однако расскажите, пожалуйста, подробнее о наиболее распространенных схемах реэкспорта нефти.
— Полгода назад говорили о том, что с 1 января 2005 года изменится законодательство России, касающееся экспорта нефти в Украину. До 1 января, когда российская компания поставляла нефть на территорию Украины (то есть за границу), НДС ей как импортеру из России не возмещался. И тогда мы говорили, что цена нефти очень высока, и принимали решение о так называемом критическом импорте (то есть о возможности введения нулевых ставок НДС на такую нефть).
Однако еще в 1998 году наша страна ратифицировала межправительственное соглашение между Украиной и Россией. В нем речь идет о том, что если товар поставляется на территорию Украины по межправительственному соглашению при определенных условиях (определенные условия таковы: производитель — резидент России, то есть товар имеет российское происхождение; покупатель — резидент Украины), то при предъявлении соответствующего сертификата и прямой оплаты за этот товар выполняются условия межправительственного соглашения. В таком случае этот товар растаможивается на территории Украины по нулевой ставке НДС.
Теперь объясню, что происходит с 1 января с.г. Когда мы поставляем товар из России, российским компаниям НДС возмещается. Фактически Украина становится участником мирового рынка, то есть цена на нефть для нас формируется так же, как для Венгрии, Польши, Литвы, Латвии или любой другой страны. Но есть небольшой нюанс. Межправительственное соглашение действует, и мы являемся единственной страной (возможно, еще Молдова, но я могу ошибаться), где при растаможивании российской нефти действует нулевая ставка НДС, если выполнить это условие.
Следовательно, если сейчас у россиян НДС уже возмещается, а при растаможивании в Украине действует нулевая ставка НДС, то фактически себестоимость товара меняется. Тогда «порядочные бизнесмены», в защиту которых на днях под Кабмином был организован митинг, могут выстроить примерно такую логическую цепочку. Давайте мы остановим на одни сутки эту нефть на территории Украины, растаможим ее, сообщим России о том, что этот товар поступил на территорию Украины и будто бы направлен на переработку. Поскольку в межправительственном соглашении сказано: для нужд Украины. Таким образом, схема для россиян закрыта, они отчитались перед таможней и соответствующими органами, что эта нефть поступила на территорию Украины для ее нужд, и нет проблем.
Потом мы ее затаможиваем ровно через 12 часов (и это уже товар Украины) и отправляем на экспорт. А после получения декларации о пересечении границы ставим на возмещение НДС. Естественно, это слишком условное описание. Использовали и посредников.
Тем не менее, если считать, что 250 долларов — среднегодовая цена тонны нефти, НДС с каждой из 3 млн. тонн — это примерно 50 долл. Плюс транзит (о котором сообщает соответствующая компания) составляет примерно 8 долл. за тонну. И это действительно 24 млн. долл. в год — стоимость транзита. Считаем дальше. 50 долл. НДС (с каждой тонны нефти) минус 8 долл. за транзит тонны нефти. Вот и получается, что в итоге государственный бюджет теряет... около 120 млн. долл.
Это цена вопроса, ради которого была поднята вся эта тема...
И что бы ни говорили, но как только по межправительственному соглашению нефть поступила на украинскую территорию и ее растаможили для собственных нужд страны, такие действия означают лишь одно — это квота Украины и никак не транзит, никак не экспорт... Это значит, что наши отечественные нефтеперерабатывающие заводы недополучат соответствующий объем нефти. Я хочу сказать, что в январе на Броды пришли представители трех компаний. Они заявили, что хотят выполнять реэкспортную операцию, и каждая указала объем в пределах 3 млн. тонн... При том, что за год в Украине перерабатывается около 23 млн. тонн.
…Следовательно, нужно было приостановить реэкспортную операцию с нефтью для того, чтобы разобраться в законодательстве и принять соответствующие решения. Если мы будем платить 20% НДС при поставках на территорию Украины ежегодно 23 млн. тонн нефти, которые будут перерабатывать украинские нефтеперерабатывающие комплексы (умножьте на те же 50 долларов НДС с каждой тонны), то госбюджет дополнительно получит примерно шесть миллиардов гривен...
— Вы уверены, что нефть, заявленная и уже частично поставленная в Украину компанией «Ойл Транзит», входит в квоту российских нефтепоставок для НПЗ Украины?
— Подписанное бывшим замминистра экономики Вощевским письмо не является документом соответствующей формы, следовательно, никого ни к чему не обязывает... Интересно, Светлана Зварич знала о том, что она лоббирует? Что упомянутая компания пыталась экспортировать нефть, ссылаясь на этот незаконный документ?.. Я убежден, что это квота Украины для нужд НПЗ. Неужели кто-то думает, будто в России не понимают, что происходит в Украине? Я считаю, что это однозначно квота Украины, и могу это доказать. Простейший пример — нефтеперерабатывающий комплекс «Галичина», который сейчас так «достают», впервые за пять лет. В последний раз этот НПК останавливался в 2000 году. И вот снова был остановлен в январе 2005-го — из-за отсутствия нефти. Поскольку была закачана реэкспортная нефть... Причем указанный пункт назначения — не НПК, а именно «Броды». Какие еще нужны доказательства?
Безусловно, рассказать обо всех деталях упомянутого нефтяного контракта просто невозможно. Да и нужно ли? Принципиальным остается то, что с 1 марта «льготный» реэкспорт или экспорт нефти (называйте, как вам кажется наиболее вероятным) через территорию Украины будет просто... невыгоден. Жаль, что у министра юстиции, возможно, по этому поводу личное мнение. Остается надеяться, что бизнесмены от нефти еще не скоро найдут столь «изысканные» варианты уклонения от уплаты НДС и возможность на свое усмотрение «планировать» нефтяной баланс Украины.
Решится и вопрос с контрактом «Ойл Транзит».
И поймите нас правильно — ничего личного.