Вот уже пять лет все попытки Фонда госимущества Украины продать государственный пакет акций ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез» («ЛиНОС») не приводят к желаемому результату. Похоже, что и предстоящая может завершиться очередным провалом.
И неудивительно. Ведь информация о кредиторской задолженности ОАО, приведенная в объявлении о проведении конкурса, ни единым словом не упоминает о долгах предприятия внутренним кредиторам, наличие которых между тем подтверждается судебными решениями и действующими договорами. Следовательно, условиями конкурса, вопреки «Положению о порядке проведения конкурсов по продаже пакетов акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации», не предусматривается ни полное, ни хотя бы частичное погашение или реструктуризация задолженности «Лисичанскнефтеоргсинтезом» внутренним кредиторам. Что, кстати, является грубым нарушением действующего законодательства.
Если же принять во внимание, что суммарные долги внутренним кредиторам, бюджету и зарубежному банку превышают стоимость самого предприятия, то только оформленная надлежащим образом их реструктуризация должна стать единственным приемлемым решением создавшейся проблемы. К слову, именно такой подход декларирует ФГИ по отношению к обанкротившимся и тем предприятиям, которым угрожает банкротство в процессе приватизации.
Следует заметить: основные долги ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез» образовались еще в 1992—1993 годах вследствие вмешательства государственных органов в управление предприятием. Об этом напрямую говорится в письме объединения «Укрнефтехимпереработка» тогдашнему Госнефтегазпрому Украины от 22 января 1997 года №04-366, где, в частности, сказано, что долги образовались «...в результате отгрузки нефтепродуктов, произведенных из давальческой нефти, для потребностей народнохозяйственного комплекса без оплаты». Тогда все это делалось в соответствии с правительственными решениями и распоряжениями Луганской облгосадминистрации. Однако то, что с потребителей упомянутых нефтепродуктов исправно взималась соответствующая оплата деньгами, по бартеру или зачету, — факт общеизвестный.
Именно поэтому кредиторы, в частности НПО «Агрокомплекс», объединение «Укрнефтепродукт», фирма «Магнов», «Укрэксимнефтепродукт» и другие, неоднократно обращались в соответствующие госучреждения и к высшим должностным лицам страны с просьбой принять меры к обеспечению выполнения ОАО «ЛиНОС» своих обязательств перед давальщиками нефти, а также не допустить подмены закона административными указаниями. Ведь было очевидно, что в противном случае не только будет нанесен ущерб давальщикам нефти, но надолго прекратится и поступление коммерческой нефти на перерабатывающее предприятие, что чревато сокращением объемов производства.
Убедившись в тщетности своих надежд на возвращение долгов, кредиторы еще в 1996 году возбудили дело о банкротстве ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез», которое по сей день рассматривается Высшим арбитражным судом Украины. Заключенные же между кредиторами и должником договоры и графики погашения долгов в течение трех-пяти лет и утвержденные судом предприятие игнорирует.
Причиной столь длительного рассмотрения в общем-то несложного дела является тактика, избранная администрацией «ЛиНОСа», Фондом госимущества Украины и другими государственными органами. Не предлагая конкретных вариантов погашения долгов, они требуют «с целью изучения вопроса» приостановить, перенести, отложить слушание дела о банкротстве. А тем временем «ЛиНОСу» подаются надежды на возможность избежать гражданско-правовой ответственности, что подвигает его не только на полную бездеятельность в решении проблемы расчетов с кредиторами, но и в отношении поиска конструктивных вариантов сотрудничества, которое позволило бы возродить высокоэффективное производство современного нефтеперерабатывающего комплекса. Более того. Ободренный такой поддержкой должник уже требует признать недействительными и договоры на поставку 375 тысяч тонн давальческой нефти, переработанной им в 1992—1993 годах, а также соглашение на предоставление рассрочки погашения долга от августа 1997 года. В стремлении уйти от своих долговых обязательств перед внутренними кредиторами «ЛиНОС» дошел до того, что просит суд признать недействительным собственный устав! Ведь в таком случае, по мнению его руководства, подписанные «Лисичанскнефтеоргсинтезом» договоры утрачивают юридическую силу, соответственно и долговые обязательства развеиваются, как дым. А как же тогда осуществлялась хозяйственная деятельность ОАО, начислялись налоги? И как воспримут такую пикантную правовую интерпретацию предпринимательской деятельности акционеры «Лисичанскнефтеоргсинтеза»?
Общеизвестно, что лучший способ защиты — нападение. Следуя этому принципу, руководство «ЛиНОСа» и отдельные госчиновники пытаются обвинить кредиторов в том, что те якобы преследуют цель растащить единый имущественный комплекс предприятия. Стоит ли доказывать, что именно внутренние кредиторы наиболее заинтересованы в стабильной, спокойной и ритмичной работе нефтеперерабатывающего комплекса? Ведь они согласны отказаться от начисления пени и штрафов за недобросовестное выполнение договорных обязательств, предлагают рассрочку выплаты задолженности на пять лет. Естественно, при условии неуклонного и гарантированного ее погашения.
Безусловно, одним из условий конкурса по продаже государственного пакета акций ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез» должно быть погашение его долгов внутренним кредиторам в объемах и в сроки, обусловленные соглашениями. Так считают кредиторы, так обещал и Фонд госимущества Украины, ходатайствуя перед председателем Высшего арбитражного суда о снятии запрета на отчуждение государственного пакета акций для продажи на конкурсе. Нужен лишь компромисс, который может заключаться в том, что предприятие не объявляется банкротом, а судебное дело приостанавливается на определенный срок, в течение которого вырабатываются условия реструктуризации долга. Согласно им давальческие нефтепродукты возвращаются кредиторам в определенные сроки, например в течение пяти лет. С момента подписания графиков погашения долга за счет возвращения средств и перспектив дальнейшего погашения кредиторы готовы возобновить поставки давальческой нефти на коммерческих началах, а произведенные нефтепродукты реализовывать исключительно в Украине. Это обеспечит предприятию стабильную работу, его акционерам — доходы, а трудовому коллективу — возможность решать свои социальные проблемы.
А если такой вариант не найдет понимания у руководителей предприятия и государственных должностных лиц, в каком направлении следует ожидать развития событий?
— В таком случае, — говорит генеральный директор НПО «Агрокомплекс», заслуженный работник промышленности Украины Александр Галкин, обобщая мнение кредиторов, — мы будем отстаивать свои права, гарантированные Конституцией Украины. В частности, статья 3 Конституции предусматривает ответственность государства за свою деятельность (ведь именно по распоряжению государственных органов изымались наши нефтепродукты); согласно статьи 56 каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального ущерба, нанесенного незаконными действиями или бездеятельностью органов государственной власти; в соответствии со статьей 41 никто не может быть противоправно лишен права на собственность, а принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, определяемыми законом и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости; статьей 8 определено, что нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия, а обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется. И наконец, в случае, если наши права не будут обеспечены национальными средствами правовой защиты, мы в соответствии со статьей 55 Конституции Украины будем вынуждены обратиться в международные судебные органы или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина.
Мы убедились, что достичь компромисса интересов на уровне руководителей ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез» и исполнительных правительственных структур сегодня невозможно. Поэтому рассчитываем на поддержку высших должностных лиц государства — Президента Украины, председателя Верховной Рады, премьер-министра. Если давальческие нефтепродукты изымались по распоряжению государственных органов, именно при их непосредственном участии необходимо реструктуризировать долги лисичанских нефтепереработчиков и создать условия для их возвращения кредиторам.