Канистра под елочку

29 декабря, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 51, 29 декабря-13 января 2006г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

В канун Нового года тема энергоносителей стала невероятно популярной: страна обсуждает, что будет с газом, кто и как пострадает при подрыве «газпромовского» ценового фугаса...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

В канун Нового года тема энергоносителей стала невероятно популярной: страна обсуждает, что будет с газом, кто и как пострадает при подрыве «газпромовского» ценового фугаса. Между тем в середине месяца достаточно незаметно прошел в парламенте первое чтение законопроект, могущий подлить в костерчик бензина. Причем в буквальном смысле — депутатам предложили вновь ввести импортную пошлину на ввозимые нефтепродукты…

Если законопроект примут, то тонна бензина подорожает на 60 евро (т.е. 360 гривен), а дизтоплива — на 40 (240 гривен)…

Мотивация проста и непринужденна: надо защищать отечественных переработчиков, так как им трудно конкурировать с дешевым импортом. Автор законопроекта — основной акционер дрогобычского НПК «Галичина» Игорь Еремеев. Желание Игоря Мироновича обеспечить рентабельность семейного бизнеса вполне понятно. Вот только достичь этого он собирается за счет тех миллионов покупателей, которые вряд ли узнают о законе, зато быстро увидят новые, более высокие цифры на ценниках заправок.

Если газовые кризисы для нас пока в диковинку, то к бензиновым проблемам страна вполне привыкла. Каждый год весной, в канун посевной, вдруг выясняется, что мало топлива и потребителям пора бы за него раскошелиться. Правительство что-то срочно решает, и через месяц-другой ситуация стабилизируется.

Потом начинается вторая волна — уборочная. Рынок тоже начинает лихорадить, правда, меньше. За последние годы алгоритм раскачки почти не меняется. Правительство собирает очередную комиссию, бьет челом перед владельцами заводов, начинает организовывать завоз нефтепродуктов едва ли не аэропланами. В общем, жизнь бурлит. А население, наблюдая очередную «внезапность», тихо матюкается.

В этом году привычный алгоритм нефтекризиса тоже не изменился. В мае парламенту и правительству пришлось срочно заниматься открытием доступа на нефтерынок нефтепродуктам «из-за бугра». Очередную ценовую волну удалось сбить, и, вопреки многим прогнозам, покупать бензин по пять гривен украинцам так и не пришлось. Зато сейчас маятник вновь пытаются раскачать: парламент срочно «нагибают», чтобы ограничить завоз бензина в страну.

Так как г-н Еремеев является главным спонсором партии Владимира Литвина, то шансы добиться необходимых решений у него немало. К примеру, если сначала предполагалось, что импортные пошлины на нефтепродукты составят 45 евро с тонны, то в итоге через бюджетный комитет прошел еремеевский проект с более высокими ставками на бензин. Интересно, что до мая пошлина на бензины составляла 25, на дизтопливо — 10 евро/тонна, и тогда она вполне справедливо считалась высокой.

Кстати, чтобы протолкнуть «бензиновый» законопроект через зал, его выносили на рассмотрение несколько раз.

По иронии судьбы, все прекрасно понимают, что будет дальше. Ближе к весне выяснится, что на носу посевная, и заезженная пластинка заиграет снова (включая рост цен и очереди на заправках). Такая перспектива, мягко говоря, не очень радует Министерство топлива и энергетики. Особенно если учесть, что сейчас на долгосрочный ремонт остановился Одесский НПЗ.

Минтопэнерго с головой хватит газовых проблем, и получать еще и бензиновый кризис ему не хочется. По словам министра Ивана Плачкова, «сегодня рынок светлых нефтепродуктов стабилен. Даже в случае снижения переработки нефти на НПЗ стабильность цен будет обеспечена с помощью импорта».

С Минэкономики сложнее. Еще летом его руководство отмечало, что внутренние цены на нефтепродукты конкурируют с внешними, что привело к их стабилизации. Но с учетом того, что правительству, как показало принятие бюджета, важен буквально каждый голос, ссориться с Еремеевым оно просто боится. Да и существует мнение, что выбить деньги из импортеров легче, чем из хозяев НПЗ.

Сейчас доля импортных нефтепродуктов составляет на украинском рынке порядка 20%, и их нехватка вполне может вызывать дефицит. Особенную прелесть происходящему добавляет то, что традиционный кризис придется как раз на предвыборный период и врежет по проправительственным партиям.

За прошлый год оптовые цены на нефтепродукты практически подтянулись к восточноевропейским, чего нельзя сказать о качестве. Похоже, привычка наших нефтяников, что рано или поздно все прибегут к ним на поклон, сыграла с ними злую шутку. Оказалось, что соседи из той же нефти исхитряются делать более дешевое и качественное горючее. Причина тоже известна: они затратили огромные деньги на реконструкцию НПЗ.

Речь идет не об абстрактных западных заводах, а о хорошо известных литовском Мажейкяе и белорусском Мозыре. Эти заводы советской постройки прошли глубокую реконструкцию, и в результате, если украинские НПЗ почти треть нефти просто перегоняют в мазут, то на этих двух заводах глубина переработки достигает 90%. Поставляемое соседями топливо соответствует евростандартам, чем мы похвастаться пока не можем. (Если бы отечественные НПЗ увеличили глубину переработки нефти до 90% с нынешних 50—60, то Украине потребовалось бы нефти на 30% меньше...)

Однако владельцев трех отечественных НПЗ печалит не только это. Строго говоря, Дрогобычский, Херсонский и Надворнянский заводы с 1 января 2005 года вообще не имеют права выпускать светлые нефтепродукты. Шесть лет назад было принято решение, что с нынешнего года вступают в силу новые стандарты качества нефтепродуктов. Согласно новым нормам, содержание серы в них должно было сократиться в 2,5 раза, до 0,2%. Кабмин сдвинул сроки реализации документа на начало июля.

Сейчас нефтепереработчики требуют продлить сроки введения в действие новых норм на год-два, снова обещая за это время улучшить качество своего топлива. Насколько новые заверения окажутся правдивее старых, сказать трудно. По большому счету, время упущено. И тянуть дальше уже некуда: наши светлые нефтепродукты (бензин и дизель) уже фактически неконкурентоспособны в Европе. Скоро их запретят и в России. Комментируя технологическое состояние трех украинских НПЗ (Херсонского, «Галичины» и «Нафтохимика Прикарпатья»), министр топлива и энергетики Иван Плачков заявил, что если собственники НПЗ не предоставят четких планов модернизации своих предприятий (чтобы выпускаемый ими бензин соответствовал евростандартам), им запретят продавать нефтепродукты на АЗС, ограничив оптовыми поставками сельскохозяйственным предприятиям. Однако вместо модернизации делаются попытки банально убрать конкурентов с рынка и максимизировать прибыли.

Чтение финансовых отчетов наших заводов приводит экспертов к весьма любопытным выводам. НПЗ практически не покупают нефть — ее поставляют трейдеры. Причем по дороге российская нефть успевает превратиться в кипрскую/виргинскую, сменив по пути двух-трех хозяев. В итоге если цена российской нефти Urals в портах Черного моря составляет 360—370 долл., то авторы законопроекта утверждают, что заводам она обходится в 400.

А ведь есть и другие схемы вывода прибыли. Налоговая то и дело судится с НПЗ по очень немалым суммам. К примеру, «Галичине» налоговики предъявляли иски на несколько сот миллионов...

На этом фоне пошлина на импортные нефтепродукты, составившая к началу декабря более 930 млн. гривен, выглядит очень неплохо. Для сравнения, за весь 2004 год, с учетом всяческих льготников, она составила всего-то 236,5 млн. грн.

Сейчас идут поиски компромиссного варианта. Эксперты предлагают дифференцировать размер пошлины в зависимости от качества ввозимых нефтепродуктов, причем для топлива европейского качества пошлина должна быть как минимум не выше существовавшей в начале года.

Возможно, понадобятся налоговые льготы при модернизации НПЗ. Так, по мнению эксперта нефтеконсалтинговой компании UPECO Виталия Давия, «введение сбалансированного размера пошлины должно сопровождаться жесткой государственной политикой в нефтеперерабатывающей отрасли. Кардинальная модернизация отечественных НПЗ невозможна без экономических стимулов к привлечению на них инвестиций. Для стимулирования инвестиций требуются какие-то налоговые послабления. Например, в Беларуси предусмотрены налоговые льготы при поставках импортного нефтеперерабатывающего оборудования (отсрочка по уплате НДС).

Сейчас проблемой занимается рабочая группа под руководством первого вице-премьера Станислава Сташевского. Работа обещает быть нелегкой: предстоит найти баланс между интересами переработчиков и поставщиков. Естественно, что основная часть топлива должна вырабатываться на месте, но и потребитель должен иметь гарантию получения качественного горючего по разумным ценам.

Насколько удастся этого достичь, станет видно в новом году. А пока рынок замер. Цены прекратили падение, но на фоне активности депутатов в желании ввести импортные пошлины уже наблюдаются некоторые попытки их приподнять. Экономике дорогое топливо не нужно. Но согласятся ли с этим депутаты?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК