ЕСЛИ…

Поделиться
Если вас интересует исключительно статистика, тогда это не к нам. Если несколько большее — постараемся не разочаровать...

Если вас интересует исключительно статистика, тогда это не к нам. Если несколько большее — постараемся не разочаровать.

А вообще-то интересно: будет ли глава НАЭК «Энергоатом» Сергей Тулуб после коллегии Минтопэнерго, состоявшейся 7 июля, искать себе работу? Или уже нашел? Если еще нет, то, вероятно, стоит поторопиться. Не то чтобы в его лице, как говорят, нашли крайнего. В конце концов не только глава «Энергоатома» лично ответственен за недофинансирование «ядерной» госпрограммы. Но, похоже, слишком уж он увлекся «реорганизацией» вверенной ему государством отрасли. В результате Украина, располагая наибольшими среди известных в мире залежами урана и циркония (чего в принципе достаточно для обеспечения работой украинских АЭС в течение 100 лет), оказалась на «ядерных» задворках.

Профессор Алексей Плотников: «Я не считаю, что на коллегии специально искали виновного. Руководство министерства таким образом просто констатировало сложность ситуации с выполнением программы. Что касается дополнительных рычагов влияния на решение этой проблемы для Минтопэнерго, то здесь ситуация достаточно сложная. С одной стороны, в некоторых ситуациях получили дополнительные рычаги влияния — тоже самое, что и получить льготы. Но на протяжении последних месяцев было принято около десятка документов, чтобы обязать НАЭК «Энергоатом» обеспечить финансирование ЯТЦ, и они не были выполнены — это однозначно не нормальная ситуация. Принятые решения обязательно должны выполняться».

Почти 10 лет назад было предусмотрено создание отечественного ядерно-топливного цикла (указ Президента Украины от 23. 02.1994 года «О неотложных мероприятиях по развитию атомной энергетики и формированию ядерно-топливного цикла в Украине»). Но…

Было время (не так уже и давно), когда АЭС дали возможность заработать на самих себя — т.е. на финансирование Комплексной программы создания ядерно-топливного цикла (ЯТЦ). Для этого с каждого киловатта электроэнергии, выработанного на АЭС, пытались «снять копеечку» в специальный фонд. Снимать-то снимали, да только этот спецфонд так и остался пуст. Средства направлялись через «Энергоатом». Но вот незадача: программой было предусмотрено выделение 1310 млн. грн., а реально к началу нынешнего года было направлено всего-то 278,4 млн. грн., и только 125,3 млн. — деньгами.

В этом году ситуация не лучше: на выполнение «ядерной» программы к началу июля направлено лишь 17,4 млн. грн. — 20% от запланированного. А всего к началу второго полугодия 2003 года задолженность «Энергоатома» перед фондом создания ЯТЦ составляла 804 млн. грн.

Для полноты картины напомню, что общие затраты на финансирование указанной программы создания ЯТЦ в Украине оцениваются в 954 млн. долл. (или приблизительно в 5,3 млрд. грн.). Если же вообще отказаться от этой идеи, то только на консервацию и содержание объектов уранового производства в режиме сухой консервации в течение только ближайших трех лет придется затратить 23,4 млн. грн.. А для полной ликвидации имеющегося «ядерного» производства стоит приготовить, по самым скромным подсчетам, 960 млн. грн. Закрытие только циркониевого производства обойдется Украине в 100 млн. грн.

Думайте сами, считайте сами…

После вышесказанного не стоит удивляться, что министр топлива и энергетики Украины Серей Ермилов весьма категорично отнесся к ситуации в атомной энергетике. И есть из-за чего. АЭС Украины ежегодно производят до 79 млрд. кВт.ч электроэнергии. По объемам производства это восьмой показатель в мире. К тому же это стабильность энергопоставок. В 2002 году в Украине производство электрической и тепловой энергии обеспечивалось за счет использования таких первичных энергоносителей: уран — 43,7, уголь — 29,6, газ — 18,8, гидроресурсы — 7,4, мазут — 0,5%. Другими словами — основными энергоносителями являются уран и уголь, причем их запасов Украине хватит на многие годы. Разумеется, если их разумно использовать.

К слову сказать, создание ядерно-топливного цикла для Украины может быть неплохим бизнесом. Ведь с 1988 года, как уверяют специалисты отрасли, дефицит урановых ресурсов покрывался за счет еще оставшихся складских запасов, а после 1993 года — и за счет использования дивидендов от конверсии высокообогащенного урана ядерного оружия. Но подобные запасы не вечны. Как и цены. Если прежде они составляли 20—25 долл. за 1 кг природного урана, то сегодня наблюдается устойчивая тенденция к повышению цен. По крайней мере на рынке долгосрочных контрактов 1 кг урана стоит уже 34 долл. А по прогнозам цена природного урана достигнет 40—45 долл. еще в этом десятилетии, а там и до 48 долл. доберется. Почему же не воспользоваться такой возможностью заработать? Пока что не воспользовались.

Более того, практически сорвали освоение Новоконстантиновского уранового месторождения. Даже иностранцам известно об этом. По крайней мере в конце июня на международной научно-практической конференции в Шотландии координатор совместной программы Академии наук Российской Федерации и агентства «Фуд Консалтинг», профессор Валерий Выдубецкий констатировал, что введение в эксплуатацию этого месторождения равноценно открытию 29 угольных шахт с уровнем добычи не менее 1 млн. тонн в год на каждой их них. Привожу лишь выдержки, хотя, поверьте, мир очень пристально следит за состоянием атомной энергетики, в том числе в Украине. Например, профессор Ник Холонжак (Иллинойский университет, США) отмечает: «Осуществление успешного антикризисного управления топ-менеджерами энергетической отрасли Украины стабилизировало ситуацию в конце прошлого года, что позволило атомным электростанциям произвести на 4% больше электроэнергии по сравнению с прошлым годом (…). Я уверен, что в ближайшие 30 лет атомная энергетика имеет все основания для того, чтобы считаться основой энергетической безопасности, энергетической независимости государства».

Очевидно, эту точку зрения разделяют и члены коллегии Минтопэнерго во главе с господином министром, которые 7 июля решали, что же делать с «атомной» отраслью. Точнее — что делать в первую очередь. Посему первоочередной задачей для выполнения комплексной программы создания ядерно-топливного цикла в Украине на ближайшие четыре года является сохранение производственных мощностей действующих предприятий уранодобывающей промышленности. А также разработка все того же Новоконстантиновского месторождения урановой руды и возобновление производства тетрафторида циркония. В этот же период предстоит получить от российских атомщиков технологию на производство проката и комплектующие для тепловыделяющих сборок.

Увы, действующее законодательство не позволяет рассчитывать на то, что «Энергоатом» вернет долги, т. е. стоимость ядерного топлива, полученного на компенсационной основе в 1994—1999 годах. Теперь Минтопу и «Энергоатому» придется хорошенько просчитать, как же саккумулировать средства для реализации названной программы. Разумеется, без участия законодателей эту проблему не решить. По крайней мере, что касается включения расходов на создание ЯТЦ отдельной строкой в бюджет уже в следующем году. И если до сих пор не справились со сбором средств для ЯТЦ и фонд остается пустым, то, наверное, уместно предложение создать самостоятельное юрлицо для этих целей. По крайней мере можно будет контролировать процесс сбора и расхода средств в этом фонде. В противном случае — готовьте денежки на сворачивание «ядерной» программы, которую еще и не разворачивали.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме