Концерн «Антонов»: «кулак авиастроения» или стратегическая ошибка?

15 октября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 42, 15 октября-22 октября 2004г.
Отправить
Отправить

Создание авиастроительного концерна «Антонов» по- прежнему будоражит умы околоавиационной общественности...

Создание авиастроительного концерна «Антонов» по- прежнему будоражит умы околоавиационной общественности. Согласно готовящемуся в настоящий момент постановлению правительства, в это единое государственное предприятие должны войти Киевское и Харьковское авиационные производственные объединения, а также конструкторское подразделение — АНТК им. Антонова. Обмен мнениями по этому поводу принял достаточно жесткую форму. Руководство Министерства промышленной политики Украины, а также харьковского авиазавода, настаивает на том, что интеграция принесет украинским авиастроителям серьезные конкурентные преимущества. Напротив, их оппоненты из АНТК им. Антонова считают, что создание концерна диктуется стремлением вышеуказанных лиц перераспределить активы (и пассивы) отрасли. И может привести к экономическому краху авиационной промышленности, без преувеличения являющейся сегодня гордостью державы.

Выводы комплексного аудита всех трех предприятий — АНТК им. Антонова, ХГАПП и киевского авиационного завода «Авиант», которые, согласно последнему варианту проекта правительственного постановления, готовятся к объединению в государственный концерн «Антонов», — должны быть получены до первого ноября. Напомним: проверка проводится по поручению премьер-министра, данному им 10 июня после совещания руководителей предприятий авиастроительной отрасли. По результатам аудита рабочая группа и подготовит окончательный текст проекта постановления Кабинета министров об объединении предприятий отрасли.

Нужно отметить, что необходимость интеграции отечественных авиапроизводителей не отрицает ни одна из сторон. То, что обострение конкуренции на мировом рынке приводит к укреплению на нем сильных игроков и к уходу или поглощению небольших, понимают все. Пример Boeing, поглотившего McDonnel Douglas и вытеснившего с рынка гражданских самолетов Loсkheed, опыт Airbus Industry, объединившего десятки европейских предприятий и только таким образом сумевшего противостоять экспансии американцев, — у всех на слуху. «Догнать и перегнать» этих гигантов — такую задачу украинцы перед собой не ставят. Однако немалые объединенные усилия требуются даже для достижения вполне реальной цели — завоевания достойной доли рынка региональных и транспортных самолетов.

По мнению представителей АНТК им. Антонова, для рыночного успеха нужна естественная интеграция, осуществляемая на основе экономической целесообразности, с сохранением самостоятельности и максимальной рыночной гибкости субъектов. Ее примером может служить объединение украинских и российских предприятий в рамках программы «Ан-148», соглашение о котором было подписано в конце сентября в Киеве. Безо всякого давления извне.

Когда же государственные мужи, далеко не всегда разбирающиеся в авиастроении, начинают за кулисами плодить проекты указов и постановлений, поневоле задумываешься о том, что истинные причины происходящего далеки от радужных перспектив завоевания доли мирового рынка. И лежат они в очень конкретной плоскости. Либо финансовой — доходы АНТК им. Антонова от осуществления авиаперевозок, за счет которых предприятие и финансирует свои разработки, превышают доходы Харьковского авиазавода от продажи самолетов. Либо лично-амбициозной — более близкие к власть имущим руководители харьковского предприятия загорелись идеей «порулить» всей отраслью.

Когда стороны активно обмениваются мнениями и судебными исками, самое время выяснить, что думают по этому поводу независимые эксперты. В частности, зарубежные. Председатель правления Агентства развития промышленности (АРП) Польши Аркадий Кренжель, находившийся в конце сентября с официальным визитом в Киеве, считает, что механическое слияние в один концерн АНТК им. Антонова и других производственных предприятий является стратегической ошибкой и может привести к «экономической катастрофе». Агентство является закрытым акционерным обществом, которое консолидирует государственные активы в ключевых отраслях промышленности, в частности оборонных. Своеобразный рыночный аналог нашего Минпромполитики. Основная задача АРП — реструктуризация государственных предприятий с целью повышения их конкурентоспособности и капитализации, в том числе перед приватизацией. Начиная с 1990 года агентство реализовало более 800 проектов по реорганизации различных польских предприятий. Есть у АРП и опыт консолидации и реорганизации авиационного производства Польши. В частности, ему принадлежат (именно принадлежат, а не находятся в управлении) два крупнейших польских предприятия, производящих самолеты и вертолеты: ООО «ПЗЛ Мелец» и АО «ПЗЛ Свидник». Первое из них выпускает продукцию АНТК им. Антонова — самолеты Ан-28. Визит в Украину Аркадия Кренжеля, который вот уже 12 лет возглавляет АРП, как раз и был посвящен развитию давних партнерских отношений между украинскими и польскими авиастроителями.

— Консолидация экономических объектов должна, в первую очередь, приводить к созданию высококачественных продуктов капитала или предприятий с высоким оборотом, — считает г-н Кренжель. — Авиационная промышленность является глобальной, и если вы хотите играть в ней существенную роль, необходимо использовать проверенные методы, которые принесут ожидаемый результат. Если же все сводить к механическому объединению предприятий, в результате появится не здоровый экономический субъект, а «больница для залечивания консолидационных ран».

По мнению А.Кренжеля, нельзя проводить интеграцию без предварительного аудита отдельных предприятий, без финансового анализа и выработки прогнозов на будущее. Эти действия уменьшают риск совершения ошибок при консолидации, а также позволяют выявить и исключить потенциальные причины неэффективности ее детища. В Польше объединению некоторых предприятий оборонной и металлургической промышленности предшествовал более чем годичный период различных исследований, по результатам которых приняты решения, оправдывающие себя уже в течение нескольких лет.

— Самым большим капиталом АНТК им. Антонова и обоих украинских авиационных производственных предприятий является интеллектуальная собственность, в том числе портфель разработанной и производимой продукции, — считает Аркадий Кренжель. Поэтому главной целью реформирования авиационной отрасли страны должна стать максимальная коммерческая эффективность его использования, с тем, чтобы указанные авиационные предприятия могли самостоятельно функционировать в условиях глобальной конкуренции. Хорошей стратегической моделью для «антоновцев» мог бы стать финансовый холдинг, доминирующим объектом которого был бы АНТК им. Антонова (по мнению приученных к западной «конкретике» поляков, эта компания должна быть владельцем серийных заводов).

Как отмечает А.Кренжель, реструктуризация может включать в себя как акционирование предприятий, так и сокращение производственных затрат, оптимизацию управления, создание инвестиционных фондов и пр. Однако непременными условиями таких реформ должны стать тщательная проработка деталей, анализ и прогноз.

Интерес польских коллег к будущему украинского авиастроения далеко не праздный — они являются прямыми потребителями его интеллектуальной продукции и давними коммерческими партнерами. В то же время Польша — член Евросоюза, и среди партнеров двух десятков ее авиапредприятий — ведущие мировые компании. Полякам есть с чем сравнивать потенциал «антоновцев». Поэтому из их уст звучат вполне объективные оценки.

«Не учите меня жить. Помогите лучше материально», — говорил известный литературный герой. Государственные мужи, уже много лет рассуждающие о светлом будущем украинской авиаиндустрии, за это время реально не помогли ей ничем, кроме издания различных постановлений и указов. Вот и сегодня они снова «учат жить» украинские авиастроительные предприятия, рассказывая о «едином кулаке», в который их нужно объединить. Между тем, если бы государство выделило из бюджета средства на закупку хотя бы десятка Ан-70 для Минобороны (стоимостью в 0,005 доходной части госбюджета каждый), не говоря уж о более дешевых и востребованных Ан-140 для нужд нашего небедного Минтранса, это позволило бы авиастроительным предприятиям преодолеть «точку безубыточности». И стало бы более действенной помощью, чем «игра в самолетики», которой во властных кабинетах нынче занимаются, генерируя многочисленные программы, планы и идеи создания концернов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК