Вынесенный Высшим хозяйственным судом (ВХС) Беларуси вердикт об отмене регистрации российского частного производственного унитарного предприятия (ЧПУП) «Запад-Транснефтепродукт» нарушил основополагающее для СНГ Бишкекское соглашение от 9 октября 1992 года о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности.
Решение от 17 июля о признании недействительными учредительных документов «Запад-Транснефтепродукта» серьезно испугало официальные власти Беларуси, поскольку МИД России практически сразу же ответил официальной нотой протеста.
Напомню, что этому ЧПУП принадлежит вся система магистральных нефтепроводов в Беларуси, в данном же случае речь шла о национализации имущества Российской Федерации. Так что, скорее всего, нота МИД — только начало, поскольку ясно, что Россия не намерена разбрасываться своей собственностью и терпеть покушения на нее, от кого бы они ни исходили.
У вице-премьера Андрея Кобякова немедленно состоялось совещание, в котором приняли участие замминистра экономики Андрей Тур и директор департамента по управлению госимуществом Олег Мельников, после которого тон чиновников изменился. Если в интервью российскому «Коммерсанту» (еще до ноты МИД РФ) г-н Мельников говорил, что «не понятно, чья труба» и надо «определяться», то теперь он утверждает, что речь идет лишь об устранении противоречащих белорусскому законодательству моментов, обнаруженных в учредительных документах российской компании. И никакой национализации — чисто юридические казусы.
Но российская сторона однозначно охарактеризовала действия белорусских властей как «целенаправленную работу по национализации российских нефтепродуктопроводов в нарушение Бишкекского соглашения государств—участниц СНГ о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности».
Соглашение действительно основополагающее. Объекты, находившиеся до 1 декабря 1990 года на территории той или иной республики в ведении организаций других республик, оставались (ст. 2) за последними. Была еще отдельная статья по объектам социальной сферы (кстати, в соответствии с нею и дополнительными межправительственными соглашениями Беларусь владеет санаториями в ряде стран СНГ).
Еще одна статья о том, что вопросы относительно имущества бывших Минобороны и Минморфлота СССР и некоторых других ведомств стороны должны решать на двусторонней основе. К примеру, таким образом определилась судьба двух российских военных баз в Вилейке и Барановичах, морской авиации в Быхове и комсомольского туркомплекса «Спутник».
Что касается магистральных нефтепродуктопроводов Беларуси, Украины и Казахстана, качавших советский мазут на внешние рынки, то с 1988 года они находились в подчинении Госкомнефтепродукта РСФСР (его правопреемник — называвшаяся выше компания ТНП). И, естественно, в соответствии со статьей 2 Бишкекского соглашения они стали собственностью России. Уместно сказать, что благодаря той же статье белорусские структуры (Брестский и Гомельский облисполкомы, Белорусская железная дорога, Минстройархитектуры РБ) стали собственниками около 10 щебневых заводов в Украине.
С 1992-го по 1997 год нефтепродуктопроводы на территории Беларуси входили в структуру Юго-Западного объединения магистральных нефтепродуктопроводов. В 1997 году было создано и функционировало до мая 2000 года Мозырское управление магистральных нефтепродуктопроводов, но затем, в связи с изменениями в Гражданском кодексе РБ организационно-правовых норм для иностранных предприятий, мозырское управление было преобразовано в ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт». Единственным учредителем его (согласно документам 2000 года), как уже говорилось, стала дочерняя структура ТНП — самарское ОАО «Юго-Запад-Транснефтепродукт».
У белорусской стороны было достаточно времени, чтобы досконально изучить Бишкекское соглашение, поскольку подлинный экземпляр этого документа существует в единственном числе и хранится… в Архиве правительства Республика Беларусь, которое, как гласит Бишкекское соглашение, «направит государствам, подписавшим настоящее соглашение, его заверенную копию». Поэтому иск об отмене регистрации ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт» и решение ВХС могут рассматриваться как механизм давления на российские власти.
Дело в том, что некоторые российские эксперты уверены, что Минск хочет создать на базе «Запад-Транснефтепродукта» совместное предприятие с равными долями. И это — единственная возможность хоть частично «присосаться к трубе», что достаточно привлекательно с экономической точки зрения. По оценкам представителей белорусского правительства, участие в совместной эксплуатации двух нефтепроводных «ниток» (Унеча—Полоцк—Вентспилс и Унеча—Гомель—Мозырь—Украина—Венгрия) могло бы приносить в бюджет страны свыше 25 млн. долл. Именно в этом «зарыта собака» судебного решения от 17 июля, где имущественный интерес белорусских властей к российским трубам просматривается довольно четко. Недаром, несмотря на ходатайство руководства «Запад-Транснефтепродукта» об участии своего представителя в судебных слушаниях, оно было отклонено ВХС.
По достоверной информации, де-факто мазут по-прежнему качают и по сей день. Но вся деятельность предприятия с момента его последней регистрации может быть объявлена незаконной с вытекающими отсюда для россиян последствиями в виде всяческих штрафных санкций. Но скорее всего, как показала нота МИД РФ, Беларусь снова получит по рукам…