БЕЛАРУСЬ РИСКУЕТ ПОЛУЧИТЬ ПО РУКАМ. ТРУБОЙ

02 августа, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 29, 2 августа-9 августа 2002г.
Отправить
Отправить

Вынесенный Высшим хозяйственным судом (ВХС) Беларуси вердикт об отмене регистрации российского ч...

Вынесенный Высшим хозяйственным судом (ВХС) Беларуси вердикт об отмене регистрации российского частного производственного унитарного предприятия (ЧПУП) «Запад-Транснефтепродукт» нарушил основополагающее для СНГ Бишкекское соглашение от 9 октября 1992 года о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности.

Решение от 17 июля о признании недействительными учредительных документов «Запад-Транснефтепродукта» серьезно испугало официальные власти Беларуси, поскольку МИД России практически сразу же ответил официальной нотой протеста.

Напомню, что этому ЧПУП принадлежит вся система магистральных нефтепроводов в Беларуси, в данном же случае речь шла о национализации имущества Российской Федерации. Так что, скорее всего, нота МИД — только начало, поскольку ясно, что Россия не намерена разбрасываться своей собственностью и терпеть покушения на нее, от кого бы они ни исходили.

У вице-премьера Андрея Кобякова немедленно состоялось совещание, в котором приняли участие замминистра экономики Андрей Тур и директор департамента по управлению госимуществом Олег Мельников, после которого тон чиновников изменился. Если в интервью российскому «Коммерсанту» (еще до ноты МИД РФ) г-н Мельников говорил, что «не понятно, чья труба» и надо «определяться», то теперь он утверждает, что речь идет лишь об устранении противоречащих белорусскому законодательству моментов, обнаруженных в учредительных документах российской компании. И никакой национализации — чисто юридические казусы.

Но российская сторона однозначно охарактеризовала действия белорусских властей как «целенаправленную работу по национализации российских нефтепродуктопроводов в нарушение Бишкекского соглашения государств—участниц СНГ о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности».

Соглашение действительно основополагающее. Объекты, находившиеся до 1 декабря 1990 года на территории той или иной республики в ведении организаций других республик, оставались (ст. 2) за последними. Была еще отдельная статья по объектам социальной сферы (кстати, в соответствии с нею и дополнительными межправительственными соглашениями Беларусь владеет санаториями в ряде стран СНГ).

Еще одна статья о том, что вопросы относительно имущества бывших Минобороны и Минморфлота СССР и некоторых других ведомств стороны должны решать на двусторонней основе. К примеру, таким образом определилась судьба двух российских военных баз в Вилейке и Барановичах, морской авиации в Быхове и комсомольского туркомплекса «Спутник».

Что касается магистральных нефтепродуктопроводов Беларуси, Украины и Казахстана, качавших советский мазут на внешние рынки, то с 1988 года они находились в подчинении Госкомнефтепродукта РСФСР (его правопреемник — называвшаяся выше компания ТНП). И, естественно, в соответствии со статьей 2 Бишкекского соглашения они стали собственностью России. Уместно сказать, что благодаря той же статье белорусские структуры (Брестский и Гомельский облисполкомы, Белорусская железная дорога, Минстройархитектуры РБ) стали собственниками около 10 щебневых заводов в Украине.

С 1992-го по 1997 год нефтепродуктопроводы на территории Беларуси входили в структуру Юго-Западного объединения магистральных нефтепродуктопроводов. В 1997 году было создано и функционировало до мая 2000 года Мозырское управление магистральных нефтепродуктопроводов, но затем, в связи с изменениями в Гражданском кодексе РБ организационно-правовых норм для иностранных предприятий, мозырское управление было преобразовано в ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт». Единственным учредителем его (согласно документам 2000 года), как уже говорилось, стала дочерняя структура ТНП — самарское ОАО «Юго-Запад-Транснефтепродукт».

У белорусской стороны было достаточно времени, чтобы досконально изучить Бишкекское соглашение, поскольку подлинный экземпляр этого документа существует в единственном числе и хранится… в Архиве правительства Республика Беларусь, которое, как гласит Бишкекское соглашение, «направит государствам, подписавшим настоящее соглашение, его заверенную копию». Поэтому иск об отмене регистрации ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт» и решение ВХС могут рассматриваться как механизм давления на российские власти.

Дело в том, что некоторые российские эксперты уверены, что Минск хочет создать на базе «Запад-Транснефтепродукта» совместное предприятие с равными долями. И это — единственная возможность хоть частично «присосаться к трубе», что достаточно привлекательно с экономической точки зрения. По оценкам представителей белорусского правительства, участие в совместной эксплуатации двух нефтепроводных «ниток» (Унеча—Полоцк—Вентспилс и Унеча—Гомель—Мозырь—Украина—Венгрия) могло бы приносить в бюджет страны свыше 25 млн. долл. Именно в этом «зарыта собака» судебного решения от 17 июля, где имущественный интерес белорусских властей к российским трубам просматривается довольно четко. Недаром, несмотря на ходатайство руководства «Запад-Транснефтепродукта» об участии своего представителя в судебных слушаниях, оно было отклонено ВХС.

По достоверной информации, де-факто мазут по-прежнему качают и по сей день. Но вся деятельность предприятия с момента его последней регистрации может быть объявлена незаконной с вытекающими отсюда для россиян последствиями в виде всяческих штрафных санкций. Но скорее всего, как показала нота МИД РФ, Беларусь снова получит по рукам…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК