Тяжелее всего 12 августа народным избранникам давались два из десятка законопроектов - об изменениях законодательства о выборах народных депутатов, что вполне понятно, и "О санкциях". Оба законопроекта депутаты планируют рассмотреть в четверг после их детальной проработки в комитетах Верховной Рады.
Но я, собственно, не о поправках к избирательному законодательству, конечно, очень важных и принципиальных как для действующих депутатов и потенциальных кандидатов, так и для тех, кто вскоре отдаст свои голоса за них. Я о принятом в первом чтении законопроекте Кабмина "О санкциях" (регистрационный №4453а от 8 августа 2014 г.), которого на вечернее заседание парламентарии так и не дождались.
Хотя настроение у присутствующих членов правительства во главе с премьер-министром Арсением Яценюком еще до обеда было очень решительным. Но с первой попытки законопроект набрал 206 голосов. После чего Арсений Петрович даже высказался в том смысле, что пока вы здесь спорите, гибнут люди, а предлагаемые санкции способны сохранить сотни жизней. Из-за прекращения экономического доступа к Украине, ее ресурсам и имущественным правам. Премьер осознает, что "введение санкций будет иметь последствия и для Украины (раньше он называл цифру 7 млрд долл. - А.Е.), но это ничто по сравнению с жертвами". Говорил Арсений Яценюк горячо, безапелляционно. Дескать, зачем цепляться за некоторые детали, когда речь идет о высочайших ценностях - человеческих жизнях и сохранении независимости Украины. "Теперь пусть парламент защитит Украину", - резюмировал премьер.
Наконец через несколько минут законопроект №4453а был вновь поставлен на голосование и набрал аж 243 голоса. То есть первое чтение состоялось в пользу Кабмина. Не без парламентско-бюрократических способностей спикера Александра Турчинова и пиаровских навыков Арсения Яценюка.
29 кабминовских санкций
Очевидно, министра юстиции, которому, пытаясь ковать железо, пока горячо, в парламентском зале премьер поручил собрать и срочно внести поправки в законопроект "О санкциях", народные депутаты просто забросали своими многочисленными предложениями. Забросали настолько, что он даже в сессионном зале не смог появиться до окончания рабочего дня. В результате рассмотрение законопроекта "О санкциях" парламентарии перенесли на четверг.
Но создается впечатление, что одну из своих важных функций законопроект "О санкциях" уже выполнил.
Кстати, ни единого слова о Российской Федерации или просто России в упоминавшемся законопроекте, который народные избранники рассматривали 12 августа, не было сказано. Ведь он, по словам того же Яценюка, направлен против любого агрессора, террористических группировок и т.п.
И хотя некоторые депутаты говорят, что законопроект №4453а увидели только два дня назад и не успели его как следует проработать, он все же был зарегистрирован в Верховной Раде 8 августа 2014 г.
Более того, именно в тот день А.Яценюк публично заговорил о санкциях: "Под санкции против России может попасть транзит российских энергоресурсов через украинскую территорию…Я сказал обо всех санкциях, в том числе об остановке любых видов транзитов - как авиаперелетов, так и энергоресурсов".
Правда, в законопроекте "О санкциях" вопрос стоит значительно шире: речь идет "о…ресурсах" в целом. Следовательно, говорится не только об энергетических ресурсах, но и обо всех возможных ресурсах. Это и вода, и чернозем, и добываемые (уголь, железная и так называемая урановая руда, различные виды камня) природные ресурсы, в частности природный газ и нефть, а также возобновляемые ресурсы и многое другое. В конце концов, в мире остается актуальной проблема продовольствия и воды - это для человечества становится основной проблемой выживания, о чем еще в 2011 году детально и аргументировано в интервью ZN.UA рассказал народный депутат Анатолий Гриценко.
Заявление Арсения Яценюка в прошлую пятницу звучало значительно весомее, чем санкции, которые до этого Киев предлагал применить к 172 гражданам РФ и других стран. Тогда же премьер добавил, что среди возможных санкций - отмена лицензий, выданных российским компаниям, а также двойная проверка и усиление мониторинга финансовых операций и многое другое.
"Другое" содержится в ст. 4 ("Виды санкций") законопроекта "О санкциях" - 29 подпунктов, которые мало кого оставят равнодушными. Особенно тех, кого они могут задеть лично (или же их бизнес в Украине и не только).
Законопроектом предусматривается возможность введения санкций к юридическим и физическим лицам, которые финансируют терроризм и поддерживают оккупацию Крыма. Среди мер - блокирование и замораживание активов, запрет на деятельность на территории Украины, вещание и работу в интернет-пространстве, приватизацию, пользование лицензиями. Предлагаются также специальные экономические меры в виде лицензирования, запрета на финансовые операции, а также "обычные санкции: запрет на въезд и перемещение".
Предусматривается также возможность запрета деятельности партий, движений и общественных объединений.
Согласно законопроекту №4453а, санкции могут применяться Украиной в отношении иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, граждан Украины, юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, а также других субъектов.
Основанием для введения санкций считаются "действия иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, других субъектов, которые создают реальные и потенциальные угрозы национальным интересам и национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, ее экономической самостоятельности и/или нарушают права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства, приводят к оккупации территории, экспроприации или ограничению права собственности, причинению имущественного вреда, созданию препятствий для постоянного экономического развития, полноценного осуществления гражданами Украины принадлежащих им прав и свобод".
Решение о внесении изменений в санкции принимает СНБО по собственной инициативе или на основании предложений органов государственной власти - по представлению Верховной Рады, президента, Кабинета министров, Национального банка или Службы безопасности Украины (п. 1, 2 ст. 5 законопроекта).
Решение об отмене санкций также принимает СНБО в случае, если применение санкций привело к достижению цели их применения. Это решение президент Украины утверждает указом.
Не мытьем, так катаньем...
Назову только несколько санкций, которые могут касаться прежде всего энергоотношений с РФ. (Хотя после окончательного принятия этого законопроекта Верховной Радой следует объявить весь список - очень поучительно.)
Это следующие подпункты:
1) блокирование активов - временное ограничение права лица пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом;
2) ограничение торговых операций;
3) ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины (это же касается и морских портов. - А.Е.);
4) остановка выполнения экономических и финансовых обязательств;
27) аннулирование официальных визитов, заседаний, переговоров по вопросам заключения договоров или соглашений.
Теперь внимательно еще раз посмотрим на подпункты 3 и 4. Вы не видите ничего особого? Очевидно, вы не делец от газа, нефти или каких-либо полезных ископаемых. Поэтому вас лично это не задевает.
А вот правительства России и даже некоторых государств ЕС, прежде всего еврокомиссар по энергетическим вопросам Гюнтер Эттингер, сразу почувствовали опасность. Как и многие из "транснациональных энергетических" бизнесменов. Даже не столько опасность, сколько необходимость принимать нежелательные и, как они, очевидно, считают, несвоевременные для них решения. Относительно "транснациональных энергетических" бизнесменов - тема отдельной статьи.
Глава правительства РФ Дмитрий Медведев еще после первого обсуждения законопроекта "О санкциях" Верховной Радой 12 августа высказался, что Россия от них не пострадает. Дескать, "русского духа" хватит, чтобы преодолеть и не такие "нюансы"...
Относительно же Евросоюза и Еврокомиссии - очень неотложный разговор. Достаточно еще раз перечитать статью Михаила Гончара, Андрея Чубика и Максима Алинова "Победа газократии над демократией, или О российских потоках европейской газовой коррупции" (ZN.UA №27 от 9 августа 2014 г.).
Кстати, законопроект "О санкциях" - это хотя и несколько запоздалая, но адекватная реакция Украины на вторжение агрессоров и террористов всех мастей на нашу территорию. США, Канада и Евросоюз уже сделали свои шаги по предупреждению дальнейшего разрушения Украинского государства (кто на что решился). Только Украина по неизвестным причинам так долго раздумывала над вопросом введения категоричных и действенных санкций. Наконец решилась. А то как-то и перед цивилизованным миром неудобно: они вроде бы за нас борются, стараются (хотя бы на словах) защитить, а мы... Итак, и Кабмин Украины решился на создание хотя и очень несовершенного, но все равно необходимого законопроекта "О санкциях".
Понятно, без острой необходимости украинская сторона не прекратит транзит российского экспортного газа покупателям из 19 стран ЕС, а также Турции. Поэтому, только лишь подав на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект №4453а, и премьер-министр Арсений Яценюк, и глава правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев выдвинули встречное предложение компаниям - покупателям российского газа.
"В случае введения санкций против "Газпрома" НАК "Нафтогаз Украины" не сможет с ним работать. Тогда европейским компаниям надо будет заключать договора о закупке газа на украинско-российской границе непосредственно с "Газпромом", а также с оператором украинской газотранспортной системы (пока это "Укртрансгаз") для транзита этого газа", - сказали в "Нафтогазе".
В компании также подчеркивают, что принятие закона Украины "О санкциях" не будет означать автоматического введения специальных экономических и ограничительных мер, о которых идет речь в документе. Законопроект создает правовую основу для введения ограничений относительно определенных видов экономической деятельности, в том числе предоставления услуг по транспортировке ресурсов. Такое ограничение может быть введено СНБО.
Следовательно, главное мы услышали: если европейцы не хотят газотранспортных ограничений, им предлагают заключить транзитные соглашения с украинской стороной на украинско-российской границе.
И услышали такое предложение не только мы. "Интерфакс" цитирует заявление Оттингера от 12 августа, в котором речь идет о том, что заявление "Нафтогаза Украины" о закупке газа "Газпрома" на украинско-российской границе вместо транзита по заявке РФ через ГТС Украины к западным границам требует пересмотра контрактов европейских покупателей с "Газпромом".
Вот вам и ответ на большинство вопросов: никто из компаний-покупателей Евросоюза добровольно не намерен пересматривать (следовательно, терять какие-то бонусы, возможно, не прописанные в соглашениях?) долгосрочные контракты с российским "Газпромом". Даже если это одна из самых весомых компаний страны-агрессора относительно Украины… Просто это удобно - на словах "защищать" Украину, видеть ужасные кадры с Донбасса по телевидению или в Интернете и при этом гарантированно получать российский газ через территорию той же страны, которая ежедневно хоронит своих сыновей…
Я не утверждаю, что европейцы - циники или равнодушные люди. Нет. Просто, очевидно, картинка на их мониторах и наша реальность абсолютно не совпадают...
Так, еврокомиссар Г.Оттингер убеждает (о перезаключении газотранспортных контрактов): "Поскольку этот вопрос нельзя решить за короткое время, то он нуждается в дискуссии в рамках трехсторонних переговоров между Еврокомиссией, Россией и Украиной. Мы работаем над проведением такой встречи в начале осени. В данное время ситуация не влияет на транзит газа".
Г.Оттингер подчеркнул, что во вторник утром (12 августа) в телефонном разговоре обсуждал с украинскими партнерами законопроект ("О санкциях". - А.Е.), который предусматривает возможность запрета транзита энергоресурсов. "Мы уверены, что Украина останется надежным транзитером", - заявил еврокомиссар.
Останется. Пока что. Но очевидно стремится и заслуживает большего - стать равноправным партнером, а не просто безымянным транзитером российского газа. Законопроект "О санкциях", принятый Верховной Радой Украины 12 августа в первом чтении, это красноречиво доказывает.
Надеюсь, изложенная позиция Украины о транзите российского газа не подтолкнет даже самых стойких европейцев в объятия пророссийского "Южного потока"...
Вышесказанное - это только один из аспектов законопроекта, который в четверг, 14 августа 2014 г., может стать Законом Украины "О санкциях".