Как известно, План действий по визовой либерализации (ПДВЛ) содержит исчерпывающий перечень критериев, необходимых для отмены виз для краткосрочных (до 90 дней) поездок в страны Шенгенской зоны. Перечень этот - стандартный, и в последние пять лет неоднократно предъявлялся разным странам Востока и Юга "неЕэСовской" Европы, заявлявшим о желании избавиться от тяжелой рутины визового режима (в случае стран бывшей Югославии и Албании документ именовался "дорожная карта"). И хотя некоторая "национальная специфика" в критериях, предоставляемых разным странам, имеет место, все же общие требования к законодательным реформам - идентичны.
Иначе и не могло бы быть, ведь тогда любая страна, столкнувшаяся с завышенными требованиями, могла бы обвинить ЕС в двойных стандартах. При этом любое снижение планки для избранных обесценило бы усилия "примерных учеников", выполнивших полную программу, и подорвало бы доверие ко всему процессу поступательной отмены виз в Европе на основе прозрачных критериев, который с переменным успехом, но все же пока движется к своей конечной цели.
Поэтому ЕС был достаточно щепетилен и не выдвигал дополнительных условий постсоветским странам Восточной Европы, сформировавших "вторую волну" (первой волной были Западные Балканы в 2008-2010 гг.) процесса визовой либерализации. Несколько изменился лишь алгоритм оценивания - если в случае Балкан ЕС одновременно анализировал содержание нормативно-правовых реформ и качество их имплементации, то в дальнейшем было принято решение разделить весь процесс на две фазы: сначала оценивается содержание принятых законов и подзаконных актов, а потом - их имплементация.
Когда Украина получила ПДВЛ в ноябре 2010 г., президент Янукович публично пообещал выполнить его за полгода. Эксперты уже тогда говорили о неоправданности таких ожиданий, прогнозировали год-два, но… три года на только лишь первую фазу при отсутствии воли сделать последние шаги - это уже явный перебор.
8 июля профессиональная общественная инициатива "Европа без барьеров" провела очередное публичное обсуждение положения дел с визовой либерализацией и констатировала следующее. Больших проблем остается две: во-первых, учреждение в Украине реально действующего антикоррупционного органа (на данном этапе -принятие закона о создании такого органа) и, во-вторых, усиление антидискриминационного законодательства в соответствии с поданным правительством законопроектом 2342 - о предотвращении и противодействии дискриминации.
Мониторинговое исследование "Европы без барьеров", поддержанное Международным фондом "Відродження", выявило и другие недоработки, включая известную проблему биометрических паспортов, которых в Украине по-прежнему нет, и неудовлетворительное качество закона о едином демографическом реестре, и менее известные проблемы, как отсутствие подписи под необходимыми соглашениями с Европейским бюро юстиции Eurojust и полицейским ведомством Europol.
Коррупция остается стержнем имиджа Украины, и принятых в маеизменений в антикоррупционное законодательство недостаточно. Нет консенсуса по поводу создания независимого органа, уполномоченного проводить антикоррупционные расследования. Существующий с 2010 г. Национальный антикоррупционный комитет является фиктивным органом: его заседания не проводятся более полутора лет, и о каком-либо его влиянии на государственную политику говорить не приходится. Без законодательных решений в этой сфере закрыть "антикоррупционную" часть ПДВЛ не удастся.
А главная проблема сейчас - в антидискриминационном законе. Поданным Кабмином законопроектом 2342 в трудовое законодательство вводится норма о недопустимости дискриминации граждан при приеме на работу и получении профессионального образования по признаку сексуальной ориентации. Это уточнение уже действующей нормы, принципиально не меняющей правовые рамки, однако расширяющей их до цивилизованного минимума.
В основу законодательной новеллы положена Директива ЕС 2000/78, устанавливающая общие рамки недопущения дискриминации в сфере трудоустройства и профобучения. Никаких других общих норм в этой связи нет и не предвидится, соответственно, нет ни малейших оснований трактовать данный законопроект в контексте "однополых браков" и "гей-парадов".
Аналогичный закон непросто проходил несколько лет назад в Сербии, и совсем недавно - в Молдове. В обществах с посттоталитарными травмами нетрудно переключить внимание с реальных проблем на "иных" граждан, в данном случае - на геев и угрозу "гомодиктатуры", на правозащитников, защищающих права меньшинств. Благо есть и деньги и активисты, рассылающие письма с угрозами и смс-сообщения с проклятиями в адрес несогласных. Негативную позицию традиционно занимает церковь, особенно там, где сильны позиции Московского патриархата.
Депутаты, в том числе лидеры фракций, озабочены возможными рейтинговыми рисками - их почта завалена письмами "трудящихся" против антидискриминационного закона, никем из протестующих не читанного (иначе бы не было истерии вокруг якобы планируемой легализации однополых браков и усыновления детей однополыми парами).
Отсюда - даже политические силы, активно разыгрывающие "европейскую карту" и призывающие консолидировать силы вокруг принятия "евроинтеграционных законов", не высказываются прямо в поддержку законопроекта 2342. На уже упомянутом согласительном совете 1 июля лидер "Батьківщини" Арсений Яценюк не поддержал включение проекта 2342 в повестку дня, заявив, что его фракция "определится после того, как законопроект будет поддержан Партией Регионов", а Виталий Кличко и вовсе промолчал. Из присутствовавших лишь глава профильного комитета Григорий Немыря однозначно высказался за рассмотрение законопроекта, сославшись на принятое 18 июня комитетом решение (с участием представителей всех фракций и в присутствии общественности) поддержать законопроект.
Правительство, направив документ в парламент, заняло выжидательную позицию (за исключением непосредственно причастных к его разработке и согласованию с экспертами ЕС, Минюста и МИДа). Глава фракции правящей партии Александр Ефремов публично высказывается против.
При этом очевидно, что принятие законопроекта 2342 возможно только при достижении минимального согласия трех фракций: ПР, "Батьківщини" и УДАРа. Причем все три фракции должны дать от 2/3 до 3/4 своих голосов. Наличие в Партии Регионов устойчивой "фракции Путина-Кирилла", которая ни при каких обстоятельствах не проголосует, практически исключает возможность консолидированной поддержки партией власти данного законопроекта, даже если будет отмашка Януковича. Группа воинствующих "моралистов" имеется и в "Батьківщині". Диаметральные идейные противоположности - КПУ и "Свобода" - в который раз сойдутся и в едином порыве не дадут ни одного голоса.
Президент молчит, из его окружения поступают сигналы, что ему в целом все равно, проект 2342 ему не нравится, и он ищет "красивое" оправдание провала ПДВЛ. Таким сценарием оправдания якобы должно послужить обращение в Конституционный суд с последующим предсказуемым решением о достаточности конституционных гарантий недискриминации. То есть будет сказано, что дальнейшие законодательные шаги нецелесообразны, поскольку у нас и так все гарантировано. Уже достоверно известно, что ЕС официально скажет по этому поводу: "украинская сторона не продемонстрировала достаточного прогресса…".
Значимость момента последней пленарной недели состояла в том, что в случае закрытия самых важных "пробелов" в ближайшее время украинская сторона могла подать свой очередной отчет в сроки, позволяющие ЕС его рассмотреть и вынести решение о выполнении критериев первой фазы ПДВЛ до Вильнюсского саммита Восточного партнерства 28-29 ноября. В таком случае в Вильнюсе могло бы быть объявлено о переходе Украины во вторую фазу, что придало бы саммиту позитивную символичность и содержательность (особенно учитывая, что подписание там же Соглашения об ассоциации остается под большим вопросом). Безусловно, поскольку формальных "дедлайнов" в процессе выполнения ПДВЛ нет, то можно в который раз перенести отчет на следующий год. Однако все это лишь обесценит предстоящий саммит и усилит ощущение усталости от неоправданно долгого топтания на месте. Кстати, неудача с ПДВЛ уже усиливает скепсис в ЕС относительно предстоящей ассоциации с Украиной. В Брюсселе считают, что если даже такая ощутимая выгода как безвизовый режим не способна мобилизовать Киев на относительно небольшое количество не таких уж дорогих и болезненных реформ в рамках ПДВЛ, то что уж говорить о Соглашении об ассоциации, предполагающее куда более глубокие реформы с менее очевидным "вознаграждением" за их успех.
А пока в украинском парламенте теряют время, безвозвратно утрачено еще недавно очевидное лидерство Украины в регионе на пути к безвизовому режиму с ЕС. В июне Еврокомиссия опубликовала очередной доклад о готовности Молдовы к визовой либерализации, из которой следует, что в течение нескольких следующих месяцев Кишинев, получивший ПДВЛ на месяц позже Киева, может справиться со всеми остающимися критериями второй фазы (к которой Молдова перешла еще в прошлом году, впервые обогнав Украину).
Как результат, возможно, уже в этом году Еврокомиссия сможет рекомендовать Совету ЕС принять решение об отмене виз для граждан Молдовы. После стандартной процедуры подготовки страны-члены в Совете ЕС квалифицированным большинством не позднее второй половины 2014 г. примут решение, и уже в конце 2014 г. - начале 2015 г. граждане Молдовы первыми смогут оценить свободу безвизового передвижения на пространстве "от Лиссабона до Владивостока". И вскоре к ним присоединятся, вероятно, граждане Грузии, Армении и Турции.
А мы в том же 2015 г. отпразднуем пятилетие ПДВЛ и вернемся к привычным размышлениям о нашей "высокой морали" за шенгенским забором?