Методичка для чиновника, или Почему нужно начинать бояться коррупции

26 июня, 2013, 21:50 Распечатать Выпуск № 24, 26 июня-5 июля 2013г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Теперь ни один взятый с поличным чиновник не сможет скрыть своего преступления, и каждый желающий получит право узнать об этом преступлении. А значит, есть надежда, что в будущем перед такими чиновниками закроются не одни ранее открытые двери.

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Методичка для чиновника, или Почему нужно начинать бояться коррупции

Не так давно мы стали свидетелями довольно неординарного события, когда в парламенте - наконец-то! - удалось достичь политического компромисса по целому пакету принятых законопроектов. Пакету, существенно обновившему все антикоррупционное законодательство. Четыре законопроекта изменили базовый для антикоррупционной сферы Закон "О принципах предотвращения и борьбы с коррупцией", Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях, создав новую правовую реальность - как для коррупционеров, так и для тех, кто призван с ними вести борьбу.

Не секрет, что чаще всего украинская власть вспоминает о борьбе с коррупцией только когда нужно выполнить какие-то международные обязательства. Как правило, следствием такой "борьбы" является тотальная имитация. Вроде бы и законы принимаются, но реальное движение вперед - минимальное.

Этот пакет проектов законов также было инициирован, прежде всего, в ответ на критические замечания Совета Европы. Так что теперь - эти нормы опять не будут работать или депутаты просто не поняли, насколько серьезные изменения они проголосовали, как позже заявил бывший спикер Владимир Литвин?

На самом деле, истина - в обоих этих утверждениях. В новых законах все же есть несколько "подводных камней", не позволящих сразу и полностью реализовать их потенциал. Но есть и несомненные достижения, которые должны кардинально изменить отношение к коррупции - как самих чиновников, так и всего общества. Такой результат отражает непростой процесс согласования текстов этих законопроектов: инициированные Министерством юстиции, впоследствии они были отозваны и существенно доработаны под давлением представителей оппозиционных фракций.

Но это не просто работа политиков. Это и двухлетнее давление гражданского общества, не раз демонстрировавшего свою твердую позицию на множестве круглых столов, конференций и встреч. И результат постоянного давления Совета Европы по поводу выполнения Украиной своих международных антикоррупционных обязательств. Наконец все сошлось в нужное время и в нужном месте.

Коррупционеров
нужно знать в лицо

Одной из самых резонансных в принятом пакете законов является норма о публичности Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения. Еще несколько месяцев назад отношение Министерства юстиции к этой инициативе было резко отрицательным, а сейчас оно готовит соответствующее программное обеспечение для публикации надлежащей информации в сети Интернет. Теперь ни один взятый с поличным чиновник не сможет скрыть своего преступления, и каждый желающий получит право узнать об этом преступлении. А значит, есть надежда, что в будущем перед такими чиновниками закроются не одни ранее открытые двери.

Единственный вопрос - будут ли попадать в этот реестр высокопоставленные коррупционеры? Парламентарии создали новый инструмент для борьбы с коррупцией, но используют ли его правоохранители?

Чего чиновники не смогут скрыть в декларациях?

Благодаря Закону №2837, с 2014 г. в Украине почти вдвое снижается минимальная сумма покупки, за которую чиновники должны отчитываться в декларациях. Ранее они должны были декларировать покупки от 150 тыс. грн, теперь сумма уменьшена до 80 тыс. Для простых людей это означает, что отныне в декларациях чиновников должно появиться гораздо больше драгоценных часов и прочих "игрушек", о которых они должны отчитываться. К сожалению, нам не удалось снизить эту сумму до 20 тыс. грн., но со временем, я уверен, удастся.

Кроме того, по новому закону чиновники должны указывать не только суммы на банковских счетах, но и банковские учреждения (в том числе и за рубежом), где они размещены. А также - наименование предприятий, учреждений, обществ и т.п., долями уставного капитала которых владеют как декларант, так и члены его семьи. Благодаря этому существенно уменьшится возможность возникновения коррупционных схем, в основе которых - родственные связи, легче будет обнаружить конфликт интересов. В частности, из декларации будет четко видно, каким бизнесом владеют родственники декларанта, и это позволит анализировать и контролировать неправомерное влияние чиновника на обогащение этих бизнесов. Как пример - проведение тендеров, когда отец является распорядителем бюджетных средств, а предприятие сына выигрывает тендер на расходование этих средств.

Антикоррупционный потенциал приведенных выше изменений довольно серьезен. Единственный вопрос - попытается ли им кто-то воспользоваться? Парламент смог создать механизм контроля финансовых деклараций, но, объективно говоря, он довольно слаб. По решению руководителей органов власти будут создаваться так называемые уполномоченные подразделения по вопросам предотвращения и выявления коррупции. Они смогут контролировать своевременность подачи деклараций, проверять их на наличие конфликта интересов, осуществлять "логический и арифметический контроль" деклараций. Но мне бы очень хотелось увидеть, как сотрудники таких подразделений будут контролировать декларации своего руководства и передавать соответствующую информацию в правоохранительные органы, если увидят в ней признаки правонарушения. Тем более что подача ложных сведений в финансовой декларации по-прежнему не является правонарушением.

Поэтому поскольку на сегодняшний день в законе действительно нет четких механизмов контроля за невыполнение требований декларирования, остается надеяться на привлечение внимания к таким нарушениям неравнодушной общественности и журналистов. Этому помогут и дополнительные требования к публичности финансовых деклараций, которые также прописаны в новом законе.

"Нет!" - скрытому лоббизму в законах

Немалую роль в борьбе с коррупцией и коррупционерами должно сыграть реформирование антикоррупционной экспертизы. Так сложилось исторически, что украинское законодательство отличается высоким уровнем скрытого лоббизма. Отдельным экономическим группам, территориям, лицам или бизнесу предоставляются прямо-таки гигантские преференции. И очень часто это является результатом именно депутатского законотворчества: ведь проекты, инициированные правительством, проходят сквозь сито межведомственных согласований и антикоррупционной экспертизы, проводящихся Министерством юстиции.

Теперь у профильного парламентского комитета появляется обязанность осуществлять антикоррупционную экспертизу всех проектов законов, регистрирующихся в парламенте. Потенциально эта процедура позволяет в разы уменьшить уровень коррупциогенности законопроектов и, соответственно, будущего законодательства. Сегодня мы определяем основные механизмы и принципы проведения такой экспертизы. Кстати, несколько недель назад при нашем комитете был создан экспертный совет с участием общественных активистов и журналистов, который также будет активно участвовать в проверке законодательных инициатив на предмет лоббизма. Таким образом, мы улучшаем качество и самой процедуры, и освещение ее в СМИ, а также общественное обсуждение.

Коррупция =
уголовная ответственность

Кстати, не менее важными оказались и принятые в целом законы №2802 и 2803, также разработанные во исполнение условий антикоррупционных конвенций ООН и Совета Европы.

Так, Закон №2802 наконец-то решает проблему двойной ответственности за коррупционные правонарушения. Если раньше разница между административной и уголовной ответственностью за коррупцию была довольно условной и могла зависеть от отношения прокуратуры, то теперь, с принятием этого закона, ответственность за коррупционные правонарушения становится исключительно уголовной.

С одной стороны, это соответствует нашим международным обязательствам. С другой - исключает неодинаковое применение закона в аналогичных случаях. Вместе с тем реализация такого подхода отнюдь не преследует цели возврата к сталинской практике сажания в тюрьму "за колоски". Напротив, за незначительные коррупционные правонарушения в Уголовном кодексе предусмотрены адекватные штрафы. А уголовный судебный процесс дает обвиняемому гораздо больше возможностей доказать свою невиновность по сравнению с процедурой наложения административного взыскания.

Не взяткой единой...

Изменен также устоявшийся в Уголовном кодексе Украины термин "взяточничество" на более широкий - "неправомерная выгода". Если "взяточничество" - это незаконное вознаграждение, предусматривавшее исключительно материальный характер (деньги, имущество, права на имущество и т.д.), то "неправомерная выгода" может быть и определенным преимуществом, услугой или льготой. Уголовная ответственность устанавливается не только за дачу или получение, но и за предложение или обещание такой выгоды. Существенно увеличены размеры штрафов за коррупционные правонарушения: теперь за предложение неправомерной выгоды должностное лицо предлагается штрафовать на сумму от 750 до 1 тыс. необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (12750 - 17000 грн).

Еще один закон из принятого пакета - №2803 - вводит институт специальной конфискации, которая будет применяться исключительно к должностным коррупционным преступлениям. Новые правила конфискации и ареста доходов, полученных преступным путем, позволяют применять санкции не только к прямым, но и косвенным (конвертируемым) доходам. Кроме того, появляется норма о конфискации доходов третьего лица, которому в определенной форме переданы материальные ценности, полученные коррупционным путем. Проще говоря, если кто-то отдаст часть полученной взятки на строительство церкви и спасение собственной души, то эти деньги батюшке придется вернуть, если он знал или должен был знать об их коррупционном происхождении. Если средства коррупционного происхождения являются долей, вложенной в определенный бизнес, - на владельца бизнеса налагается штраф в денежном эквиваленте стоимости этой доли.

Не менее важным является принятие и законопроекта №2990, которым вводится уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, пособничество терроризму и отмыванию грязных денег. То есть если раньше за коррупционные преступления судили отдельных физических лиц, то теперь придется отвечать и учреждениям, в интересах которых они действовали. Проверить действенность этой нормы мы сможем после 1 сентября 2014 г.

Требования Европы: чего боится украинская власть?

Но этого, конечно, мало. Приняв антикоррупционные законы, мы выполнили еще несколько рекомендаций Группы стран против коррупции Совета Европы (ГРЕКО) и еще немного продвинулись вперед в выполнении Плана действий по визовой либерализации с ЕС.

Для украинских чиновников принятые законы, безусловно, являются революционными. Результативное голосование за них - почти чудо. Но для гражданского общества, действительно озабоченного борьбой с коррупцией, и европейских партнеров, живущих в другой правовой реальности, эти изменения еще должны наполниться реальной конкретикой.

Ни для кого не секрет, что правящее большинство избегает выполнения некоторых требований активистов и европейских партнеров как огня. Прежде всего, речь идет о создании действенного антикоррупционного органа. Соответствующие проекты законов активно регистрируют оппозиционные депутаты, и так же активно проваливает большинство. Так же до сих пор неопределенной остается ситуация и вокруг государственных закупок. Проекты законов, обеспечивающих прозрачность государственных закупок, в частности №2207, парламент не рассматривает вообще. Хотя их принятие было бы прямым выполнением европейских требований.

Хорошей новостью является то, что в Украине наконец-то появилось отделение Всемирной организации парламентариев против коррупции (Global Organization of Parliamentarians Against Corruption), в котором объединились народные депутаты из всех пяти парламентских фракций и внефракционные. Это даст возможность бороться с коррупционерами вне контролируемых ими правоохранительных органов и судов.

И наконец...

Этими законами мы приблизили наше восприятие коррупции к европейскому настолько, насколько это позволили сегодня украинское общество и политическая ситуация. В комплексе весь пакет - это более-менее действенная система противодействия коррупции, с его принятием заполняется немало пробелов, имевших место в украинском антикоррупционном законодательстве.

Но реальная борьба с коррупцией осуществляется не только в законодательной плоскости, но и реализацией принятых законов исполнительной властью. Нельзя забывать, что законы - законами, но выполняют-то их люди. Украинская антикоррупционная культура существенно отличается от европейской: там, где европейцы видят взятку, мы видим хороших знакомых, друзей и родственников. И если закон противоречит культуре человека и его пониманию обычных вещей, то он не выполняется.

Поэтому принятие этих четырех законопроектов - это отнюдь не точка, а всего лишь "жирная" запятая, после которой остается еще много нерешенных вопросов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК