В тематических планах советских книжных издательств раздел «Передовики производства» неизменно занимал привилегированное положение. Предназначался он главным образом не столько для распространения передового опыта, сколько для пропаганды преимуществ социалистического способа производства, базирующегося на командно-административной системе управления, перед капиталистическим — рыночным, в основе которого лежит свободное предпринимательство. Писать на эту тему поручали только «идеологически правильным» авторам, а готовить рукописи к печати — не менее «правильным» редакторам, в когорту которых меня — в те времена сотрудника одного из киевских издательств — не включали по причине хронической беспартийности. О чем, собственно, никогда не жалел, так как всегда считал гораздо более важной пропаганду внедрения передовых технологий, научных разработок и практического опыта, нежели воспевание дутых рекордов, достигнутых в искусственно созданных условиях.
Время — лучший арбитр, и с осознанием того, в какой именно системе производства нуждается молодое государство, ушла в прошлое тема передовиков. Но, оказывается, не безвозвратно, о чем свидетельствует новая книга Юрия Фролова «Стратегия Дергаусова», рассказывающая о стиле и методах работы начальника Мариупольского государственного морского торгового порта и возглавляемой им команды. Чем же привлекла Юрия Фролова — писателя, хорошо известного в ближнем и дальнем зарубежье по таким произведениям, как шеститомная эпопея «Крушители империи СССР», двухтомник «Отступники от власти», исследование «Погибнет ли империя США?» и многим другим, — производственная тематика, и, в частности личность руководителя Мариупольского порта Михаила Дергаусова?
Украина издавна считалась морской державой, но с обретением независимости огромный торговый флот был ею практически полностью утрачен, попросту говоря, украден у государства тогдашним руководством отрасли — вчерашними «маяками» социалистического производства при попустительстве вчерашних же его идеологов, нежданно оказавшихся у кормила власти. О былом величии сейчас напоминают только порты, которые, в отличие от кораблей, невозможно угнать от родных берегов. Именно им и предстоит теперь стать основой воссоздания былого могущества морской транспортной отрасли страны, развития отечественной внешней торговли.
Михаил Михайлович Дергаусов возглавил Мариупольский морской торговый порт, являющийся крупнейшим перегрузочным центром Азовья, в ноябре 1998 года, не перепрыгивая ступени служебной лестницы. Окончив в 1977 году Одесский институт инженеров морского флота, работал инженером-технологом, старшим диспетчером, заместителем начальника грузового района по эксплуатации, начальником грузового района. Трудясь в порту, продолжал пополнять багаж знаний. Окончил Одесский институт политологии и социального управления, затем — экономический факультет Донецкого государственного университета по специальности «Экономика хозяйственной и предпринимательской деятельности». Последняя очень помогла ему как руководителю адаптироваться в рыночных условиях.
Берясь за разработку новой экономической стратегии, М.Дергаусов исходил из того, что на государственную помощь рассчитывать не приходится и все придется делать своими силами, за счет портовых средств, которые нужно еще заработать. А это поиск новых партнеров, заказчиков, модернизация перегрузочного оборудования, внедрение современных технологий переработки грузов, строительство новых производственных мощностей, да к тому же решение масштабных социальных проблем, своевременная выплата заработной платы коллективу, создание материальных стимулов для реализации намеченных антикризисных программ.
Составляя планы вывода Мариупольского порта из кризиса, Михаил Михайлович осваивал современную методику коммерческого рыночного хозяйствования, стараясь как можно эффективнее применить ее в порту. Научные методы управления современным морским перегрузочным предприятием и стали краеугольным камнем новой стратегии, позволившей мариупольцам успешно конкурировать с другими портами Украины.
Воплощение стратегии базировалось на профессионализме работников всех уровней — от докера до служащего портовой администрации. Четко продуманная кадровая политика, умноженная на ответственность и материальную заинтересованность портовиков, позволила уже за первые шесть месяцев 1999 года увеличить объемы производства, доведя их до 3,36 млн. тонн. В прошлом же году объемы переработки грузов Мариупольским портом достигли 14 млн. тонн, превысив все рекордные показатели доперестроечного периода.
Юрий Фролов живет и работает в Мариуполе. А разве может писатель оставаться равнодушным к морю, к судьбе города, с которым связана и собственная судьба? Вот в этом, на мой взгляд, и заключается причина, побудившая Юрия Михайловича к созданию книги о людях, возвращающих к жизни порт, а вместе с ним и весь город. Гражданский долг писателя — показывать, что страна не оскудела талантами, что в ней вызревает и уже приносит первые плоды новое экономическое мышление, указывать пути к процветанию, давать ответы на многие трудные вопросы, перед которыми пасуют те, кто призван отстаивать государственные интересы. Совершенно прав академик Национальной академии наук, народный депутат Украины П.Толочко, который в отзыве на книгу Ю.Фролова «Стратегия Дергаусова» рекомендует нашим парламентариям прочитать ее с открытым сердцем и острым пониманием собственной вины за то, в каком тяжелом положении находится сегодня отечественная морская отрасль. Не они ли зачастую шли на поводу у тех, кто на уровне законодательной и исполнительной власти лоббировал, да и сейчас пытается лоббировать корпоративные или личные интересы в ущерб государственным?
Автор рассказывает, как, завершая работу над книгой, спросил у одного из заместителей начальника Мариупольского порта:
— Какое качество вам больше всего импонирует в Михаиле Михайловиче Дергаусове?
И услышал в ответ:
— Больше всего меня поражает его запрограммированное стремление заглянуть в будущее. Планируя что-то серьезное, Михаил Михайлович говорит нам: нужно хорошо подумать, как все это отразится на наших детях, может быть, на внуках.
Вот в этом запрограммированном стремлении, считает Юрий Фролов, и есть стержень, который наиболее полно характеризует стратегию его героя.