В рамках автономных преференций

15 августа, 2014, 19:25 Распечатать Выпуск №28, 15 августа-22 августа

Предприниматели констатируют не улучшение условий для экспорта в ЕС, а, скорее, их ухудшение

В поспешно принятом Соглашении об ассоциации Украины с ЕС уже проступают подводные рифы, на которые может "сесть" украинская промышленность. Подготовительная работа украинского правительства к предстоящему экспорту отечественной продукции за рубеж, как выяснилось, была недостаточной. Теперь на многие вопросы бизнеса чиновники только разводят руками...

Это подтвердил и круглый стол "Торговля с ЕС в рамках автономных преференций и зоны свободной торговли", прошедший во Львовской ТПП при содействии Посольства Королевства Нидерландов в Украине. В его работе принял участие правительственный уполномоченный по вопросам евроинтеграции Валерий Пятницкий.

Уполномоченный был довольно красноречив в вопросах, касавшихся абстрактных возможностей экспорта украинской продукции и преимуществ от открытия рынков стран ЕС. По его словам, европейский рынок важен для Украины, учитывая существенное падение в последние годы экспорта в Россию. Логичных объяснений этому, по его мнению, нет. Правила есть, но игра идет не по ним. Наиболее показательный пример — торговля с Казахстаном, с которым у Украины нет никаких конфликтов. Падение экспорта для этой страны за 5 месяцев нынешнего года составляет 60%. Ситуация развивается совершенно непредсказуемо.

В Соглашении с ЕС заложены совсем другие принципы сотрудничества, система правил, которые, очевидно, начнут действовать не в один день после подписания соглашения. Конкуренция на этом рынке будет подталкивать украинский бизнес к усовершенствованию стандартов внутри страны.

Особенно хорошие перспективы экспорта продукции у аграрного бизнеса. Но и тут есть большие сложности. Только по двум группам товаров квоты, предусмотренные автономными торговыми преференциями Евросоюза, которые открыты до 1 ноября 2014 г., выбраны в существенных объемах. Так, квота по натуральным фруктовым сокам в объеме 10 тыс. тонн выбрана на 100%, на натуральный мед в объеме в 5 тыс. тонн — на 50%.

На 14% выбрана квота на беспошлинную поставку в ЕС 6,3 тыс. тонн зерновых круп, на 13% — квота на поставку пшеницы в объеме
950 тыс. тонн и на 5% — квота на поставку отрубей — 16 тыс. тонн. Еще на 7 товарных позиций (консервированные томаты, овес, крахмал, сахар свекольный, другие виды сахара, ячмень и другие пищевые продукты) квоты выбраны в незначительных объемах. По 17 позициям получение квот даже не начиналось.

Что же касается того, какие именно из национальных товаров попадут на рынки ЕС, то здесь нельзя ставить определенные условия и навязывать правила: востребованность товаров по каждому сегменту будут диктовать рынок и спрос, заметил недавно министр экономического развития и торговли Украины Павел Шеремета. "Есть отрасли, в которых Украина сильна. Сейчас, например, речь идет о пищевой промышленности, аграрном секторе, энергетике, IT. Я думаю, потенциал есть также у наших машиностроительных компаний, которые надо поднимать — качество нужно, больше инноваций, маркетинг", — посоветовал он.

В.Пятницкий считает, что к экспорту в ЕС не готовы прежде всего сами производители. Например, у Украины есть экспортная квота на экспорт в Европу мяса птицы. Сегодня разрешение на отгрузку своей продукции в страны ЕС получили только два предприятия — ПАО "Мироновский хлебопродукт" и "Гавриловские цыплята". А все благодаря тому, что это вертикально интегрированные компании, имеющие в своем составе все производственные звенья — от производства кормов до реализации готовой продукции. Что позволяет предприятию наладить четкую и действенную систему контроля над ее производством.

Впрочем, кроме аграрного сектора, в Украине есть и промышленность, которая тоже хотела бы видеть свои товары на рынке ЕС. Но предложенные чиновниками ЕС льготные тарифы в рамках автономных преференций на эту продукцию, по мнению руководителей львовских предприятий, даже более жесткие, чем были в рамках действующего Генерального соглашения ЕС с Украиной.

"Мы готовы экспортировать свою продукцию на западноевропейский рынок, в частности коммунальную технику. Но после принятия в одностороннем порядке условий ЕС в рамках автономных преференций и зоны свободной торговли на большинстве направлений у нас не улучшение условий, а, скорее, их ухудшение", — отметил генеральный директор телевизионного завода "Концерн-Электрон" Орест Яремчук. Например, согласно Генеральной системе преференции, ставка ввозной пошлины на экспорт телевизоров в страны ЕС составляет 9,8%, а согласно автономной системе преференций, которая будет действовать до 1 ноября 2014 года, — 12,2%. Такая же ситуация с условиями экспорта светодиодных ламп, коммунальных автомобилей, других товаров. Жаль, что, обсуждая Ассоциацию с ЕС, немногие чиновники советовались, каким должно быть соглашение между Украиной и ЕС". Как считает О.Яремчук, правительству уже сейчас стоит готовить изменения к этому соглашению, которые устраивали бы украинских промышленников.

Как подтвердила встреча, работы в этом секторе непочатый край. Что же касается широко разрекламированных отечественными СМИ временных экспортных послаблений ЕС, то они будут действовать только до ноября 2014 г. Кроме того, выгодные таможенные квоты касаются только незначительной части товаров, прежде всего сельскохозяйственной продукции. Но, как выразился один из участников встречи, состоявшейся во Львовской ТПП, мир не знает ни одной страны, которая разбогатела бы благодаря аграрному сектору. Многие годы пробует это сделать Аргентина, но и ей не удается.

Следующий вопрос, на который предприниматели хотели бы получить ответ, касался технических регламентов. Судя по справке, которую предпринимателям предоставило Минэкономики, из 5 тысяч европейских стандартов рассмотрено только 1427.

Один из присутствующих на мероприятии руководителей предприятий привел совершенно парадоксальный пример, когда вниманию экспортеров представлены европейские технические стандарты... переведенные с помощью Googlе. Прочитать их может разве что специалист по дешифровке документов. Некоторые из этих технических стандартов украинские предприниматели заказывают в Беларуси, где они переведены на русский язык. За каждый из этих документов приходится выкладывать от 50 до 400 грн. Но без них говорить об экспорте продукции в страны ЕС нельзя.

"Могу сказать, что со стороны структур, которые в последние годы отвечают за разработку технических вопросов, идет откровенный саботаж, — заметил Валерий Пятницкий. — Говорить о том, что на это у государства не было средств, не приходится. В течение последних лет ЕС на эти потребности предоставил бюджетную поддержку на сумму 40 млн евро. За них можно было перевести на украинский язык все что угодно.

В правительстве долго пытались определить приоритетные сферы развития украинской промышленности. Сейчас они больше фантазии чиновников, чем определение производителей. В правительстве произошли кадровые изменения, поэтому стоит ожидать положительных изменений".

Что же касается действия автономных преференций ЕС, то здесь В.Пятницкий был менее категоричен. По его мнению, автономные преференции — это не соглашение. Это односторонний шаг ЕС, предложение снижения тарифов на ряд наименований украинских товаров, пока не вступит в силу полноценное соглашение с ЕС. А когда кто-то говорит, что никто из чиновников не советовался с бизнесом, то это преувеличение. Вопросы обсуждались не один год. В основном над ними работали эксперты ТПП. Теперь, когда соглашение с ЕС только подписано, говорить о том, что Украина хочет его пересмотреть, — как-то странно. Тем более что отечественный бизнес сейчас не использует имеющихся возможностей. 

По словам В.Пятницкого, украинский бизнес сегодня еще не готов экспортировать в ЕС промышленную продукцию. Если на каком-то предприятии производится какая-то продукция, то это еще не означает, что оно готово экспортировать ее в ЕС. Например, Украина недавно выиграла тендер на поставку троллейбусов на Балканы. И теперь столько проблем с выполнением этого контракта, что в правительстве не знают, куда деться. "Вы выиграли тендер, выполняйте его", — говорят нам. Надо, чтобы не получилось то же и со львовской коммунальной техникой.

Но у украинского бизнеса, похоже, нет другого выхода, как идти на более развитые рынки.

"Проблема не столько в компетентности украинского бизнеса, она — в масштабе его деятельности, — аргументировал позицию бизнеса директор НПП "ИМВО" Игорь Высовский. — У украинских потребителей нет средств на приобретение продукции. Проблема масштаба производства — вопрос окупаемости, стоимости ресурсов и т.п. Поэтому украинский бизнес вынужден сразу же нацеливаться на европейский или российский рынок, откуда может получать средства на собственное развитие".

Но спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Это подтвердил присутствующий на круглом столе директор компании "СТА Economic&Export Analysts Ltd" Марк Хейлиер. По его словам, преимущества подписания соглашения с ЕС не работают автоматически. Возможности возникнут только тогда, когда ЕС будет удовлетворен уровнем адаптации законодательства Украины и ее продукции. Если предприятия хотят интегрироваться в ЕС, должны уже сейчас планировать те сегменты рынка, которые касаются их бизнеса. Никто за них не сделает этой работы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 21 сентября-27 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно