Одним резким сокращением объемов ипотечного кредитования, повергшим в уныние даже успешных автодилеров и импортеров («После ВТО», «ЗН» №35 от 20.09.2008 г.), дело не закончилось. В октябре ситуация на рынке усугубилась существенной девальвацией гривни по отношению к основным мировым валютам. Весь месяц приходится работать в условиях, когда практически ежедневно фиксируется снижение покупательной способности национальной денежной единицы как на наличном, так и на межбанковском валютном рынках. Причем эти рыночные индикаторы движутся опережающими темпами по отношению к официальному курсу НБУ. Разрыв порой превышает 10—15%. Тем более удивляет щедрость некоторых продавцов, упрямо цепляющихся за официальный курс и предлагающих собственные альтернативы банковскому кредитованию.
Цены привязаны
Чтобы убедиться, соответствуют ли звучащие заверения реальности, мы провели опрос крупных компаний, имеющих отношение к разным автомобильным брендам. В частности, в корпорации «АИС» подтвердили, что зафиксировали цены на легковые авто Citroen, SsangYong и Geely в гривнях по курсу 4,85 грн./долл. США. А компания «Торговый дом «НИКО», официальный импортер Mitsubishi Motors в Украине, сохранила прежние цены на весь модельный ряд автомобилей в долларах США с конвертацией в гривню по текущему курсу НБУ. Таким образом, они взяли на себя часть валютных рисков, связанных с сохранением стабильности цен на автомобили.
Несколько удивил ответ менеджера по продажам дистрибьюторской компании «Субару Украина». Оказывается, их автомобили, «несмотря на кризис, покупают лучше, чем в предыдущие три месяца». Правда, тут же он подтвердил, что цены на авто снижены.
Кредит от продавца
Факты свидетельствуют о том, что операторы автомобильного рынка, в отличие, к примеру, от руководства отечественных металлургических комбинатов (назойливо просящих помощи государства), готовились к тяжелым временам заранее. Средства, накопленные на волне благоприятной конъюнктуры, не покинули пределы страны и сейчас помогают поддерживать бизнес на плаву.
В частности, Торговый дом «НИКО» изыскал внутренние резервы для облегчения жизни своим клиентам, которые по той или иной причине не могут получить кредит в банке. «С одной стороны, мы не прекращаем работу с банками в поиске оптимальных условий сотрудничества, а с другой, — совсем недавно мы открыли собственную кредитную компанию «НИКО Капитал», — рассказывает Максим Рабинович, директор по стратегическому и корпоративному планированию концерна «НИКО». — Новая структура даже в сложившейся ситуации продолжает заниматься потребительским кредитованием в нашей дилерской сети. До конца года планируем реализовать свыше 40 тыс. автомобилей Mitsubishi».
Лизинг и прочие «лакомства»
Активизировали свою деятельность на авторынке и лизинговые компании. По словам Александра Кощеева, исполнительного директора «Илта Лизинг», в настоящее время компания внедряет на рынке новый продукт. С его помощью клиенты получают возможность взять автомобиль в лизинг, уплачивая фиксированный ежемесячный платеж и ежемесячный платеж за фактический пробег автомобиля.
А по информации Вадима Постриганя, руководителя направления грузовой техники компании «АвтоКапитал», возобновилась система продаж по товарному кредиту, который предоставляется непосредственно заводом-производителем Daimler. В результате клиент может купить технику по прямому контракту с заводом, заплатив первый взнос и оформив договоры кредита и залога купленной техники.
***
Так операторы авторынка оперативно реагируют на вызовы объективной реальности. Ведь от того, как они справятся с испытанием, во многом будет зависеть их дальнейшее существование.