Надо признать, что после принятия Налогового кодекса и соответствующего реформирования налоговой службы на некоторое время иссяк поток "разъяснительных писем" с извращенным толкованием налоговых законов. Все это время для борьбы с "теневой экономикой" успешно осваивался потенциал "электронной отчетности", а "База налоговых знаний" отдыхала от тенденциозных буквоедческих ответов.
Существовала даже надежда, что с ее появлением в открытом доступе канут в лету бесконечные налоговые семинары о порядке заполнения клеточек в налоговой декларации и их недешевые коммерческие собратья по "оптимизации" налогообложения. Если проблема есть, то выставляем на всеобщее обозрение и закрываем для всех. Или все в равной мере этим пользуемся, пока не придет понимание, что надо же с этим что-то делать.
Но как бы не так. В канун 2013 г. после очередного разорительного праздника народной демократии (в простонародье - парламентских выборов) очередной возглас "в бюджете нет денег" расставил все на свои места. И вот уже переплату по налогу на прибыль невозможно зачесть в счет уплаты авансовых платежей по тому же виду налога. А по городам и весям гастролирует очередной налоговый семинар с утверждением, что без подписи врача, разрешившего выезд на линию, путевой лист считается недействительным. Совсем немного прошло времени после принятия "единого и сводного" Налогового кодекса, а никому уже и в голову не приходит, что это совершенно разные правоотношения: учет транспортной работы и забота о безопасности дорожного движения. Вроде развез товар (что подтверждают отметки и товарно-транспортные накладные), но без отметки врача, что был в здравом уме и трезвой памяти, ничего тебе не засчитывается. А ведь когда-то на полном серьезе рассуждали о "доктрине деловой цели" и прочих западных налоговых традициях…
Если говорить об авансовых взносах по налогу на прибыль, то "доктрина деловой цели" сторон здесь еще более очевидна. История вопроса здесь не только и не столько в том, что с предприятий вымогали налоги авансом. Такая практика существовала, но далеко не везде и не всегда. Зато когда стало известно, что в будущем году предстоит платить ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль на основании финансовых результатов этого года, большинство кинулось эту проблему "оптимизировать" и ловкостью рук создавать убыток в последнем четвертом квартале. Общая прибыль по итогам года уменьшалась, а часть ранее уплаченной суммы налога естественным образом стала "переплатой". Это были "шутки" одной стороны. В ответ на это вторая (налоговая) сторона должна была постепенно приходить с налоговыми проверками, "выводить на чистую воду" и доначислять санкции. Но это длинный и сложный процесс, а в бюджете пусто здесь и сейчас. И тогда ловкостью рук вводится отдельный номерной счет для авансовых взносов по налогу на прибыль, а зависшие средства остаются на старом счету. Их, конечно, никто не запрещает переносить "по отдельному заявлению" в адрес казначейства, но какой же бюрократ вам это быстро осуществит, тем более при указании сверху "тормозить процесс".
Такой вот "удар под дых" из старой "базы бюрократических налоговых знаний". Жива еще, не берут ее никакие реформы. В нее же стоит поместить и очередной проект создания "финансовой полиции", в который каждое силовое ведомство в нужных себе пропорциях подмешивает "дух" и "букву" закона.
Да, существуют экономические преступления, их много и они разнообразны. По традиции постсоветского периода по своей содержательной части они оказались разделены на несколько основных направлений: "отмывание средств, добытых преступным путем", "хищение денежных средств", "имущественные преступления" и "неуплата налогов". Предполагалось, что каждое административное ведомство возьмет на себя свойственную ему ношу во имя единого общего дела. Но так уж случилось, что не все направления оказались одинаково "эффективны" и "доходны". И тогда содержательную часть экономических преступлений начали "адаптировать" каждый под себя: ведь если есть преступное хищение, значит, есть незаконный доход, а с него не уплачен налог, да и вообще до "отмывания средств" недалеко. Отсюда извечная мысль о создании единой универсальной структуры под девизом "Ты мне всегда должен!". Не в этом виноват, так здесь согрешил. Обычное обналичивание не дотягивает до "отмывания средств, добытых преступным путем"? Ну не отпускать же тебя и не передавать расследование на кормление родственной структуры… Лучше расчет сразу - здесь и на месте. Помнится, Аль Капоне так и не удалось уличить в хищении средств, зато его с радостью посадили за неуплату налогов. Был бы состоятельный человек, а статья найдется. Под единым "чутким" руководством.
То есть не спорим, формальные основания для административной реформы надзорных силовых структур в нашем отечестве имеются. Потому как сейчас все эти ведомства занимаются пересекающимися между собой вопросами, причем выхватывают наиболее "хлебные" из них. Однако с точки зрения рядового налогоплательщика всю эту суету вполне можно назвать радикальными внутренними разборками, когда "паны дерутся, а у холопов чубы трещат"… Не более того.