Круги на воде еще долго будут расходиться от такого увесистого «камня», каким был апрельский указ Президента «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 24 апреля 2003 года «О реализации мер по урегулированию оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий в Украине». Еще бы, ведь он повлек за собой потерю должностей высокопоставленными чиновниками. Одним из таких кругов стал и приказ Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции №125 от 20.05.03, который внес изменения в Правила розничной торговли табачными изделиями. Напуганные чиновники так старались угодить гаранту, что своим приказом выполнили его «задание» с точностью до наоборот, да еще и проигнорировали действующее законодательство. В результате с 1 июня на розничном рынке сигарет заштормило, и торговцы закричали «SOS!» А комитету ВР по вопросам финансов и банковской деятельности в порядке парламентского контроля за соблюдением законодательства пришлось созывать специальное совещание с участием всех заинтересованных сторон.
Сертификаты защитили, потребителя забыли
Приказ требует, чтобы розничная торговля сигаретами осуществлялась при наличии сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия. Допускаются и копии, но все это только на защищенных бланках. Помните бородатую историю с защитными голограммами? Акцизные марки заставили защищать, сертификаты соответствия тоже. Теперь все дело в количестве этих самых сертификатов. Приказ поспособствовал — набегает немало, если учесть, что розничных точек насчитывается около 70 тыс. плюс оптовые. Естественно, сертификатом нужно снабдить каждую партию товара. К тому же любой из них имеет хотя бы один лист приложения, который также должен быть изготовлен на защищенном бланке. В целом, по подсчетам сигаретчиков, набегает порядка 10 млн. При сегодняшней цене одного такого голографированного листика в 3—4 грн. выходим на кругленькую сумму — 30—40 млн. грн.
Такова цена «защиты» потребителя, который в массе своей не то что не интересуется сертификатами, а понятия о них не имеет. Зато с целью экономии зачастую отоваривается на рынках. Подобная защита, повышающая цену легальной продукции, только подталкивает его к потреблению дешевых контрабандных товаров, тем самым стимулируя теневое производство и нелегальный импорт. И потом, кто сказал, что нельзя торговать левым товаром под прикрытием настоящего сертификата со всеми возможными степенями защиты? Фокус не в том, чтобы заставить легальный бизнес клеить голограммы куда ни попадя, а в том, чтобы это сделал… нелегал. Тогда и люди знают, что покупают, и экономия налицо. Ведь на сегодняшний день контрабандная продукция на сигаретном рынке сведена к минимуму — всего 5% рынка.
Проблему же создают для 95% дисциплинированного рынка, в том числе за счет бюджетных средств. Кто-то же должен проводить администрирование всей этой макулатуры. Опять же миллионы гривен, потраченных предпринимателями на сертификаты, уменьшат бюджетные поступления от налога на прибыль.
Отрасль на коротком поводке
Самое неприятное, что нет механизмов реализации тотальной сертификации. Непонятно, ни сколько заказывать, ни как это делать, в какие сроки, как хранить и что делать с неиспользованными бланками. Где взять 70 тыс. сейфов для хранения документов строгой отчетности в каждой торговой точке? И почему бланк сертификата, отпускная цена которого равна 83 коп, реализуется с пятикратной накруткой? Это просто плохо подготовленный эксперимент над отраслью, которая, во-первых, в отличие от алкогольной, не страдает «острым контрафактным воспалением». Во-вторых, уже вынуждена раскошеливаться на голографизацию акцизных марок и повышение ставок акцизов. Все эти дополнительные расходы в бюджетах компаний не были предусмотрены.
Нюанс еще и в том, что указ Президента явно не имел целью нарушать закон, но авторы приказа не посчитали зазорным это сделать. Принцип верховенства права, охраняемый Конституцией, их ничуть не смутил. Получилась неразбериха. Правила торговли требуют наличия защищенного сертификата, а ст.17 Закона «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» — заверенной поставщиком копии сертификата. Никакие защищенные сертификаты соответствия законом не признаются. Зато за отсутствие заверенной копии от штрафных санкций никто не освобождает — 200% стоимости полученной от реализации партии товара.
Наказание невиновных, награждение непричастных
Торговцы оказались меж двух огней, от них теперь могут потребовать и защищенный, и заверенный варианты всех сертификатов. Естественно, в десятидневный срок (с 22 по 31 мая) до вступления приказа в силу обеспечить нововведением их не смогли. Зато проверяющие пошли с первого же дня, после чего, естественно, лотки и киоски закрывались. «Операция» не прекратилась полностью даже после официального письма Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики об отсрочивании мер воздействия на «нарушителей» до 1 августа. Правда, сигареты в дефицит не превратились — потребителя защитили бабушки, от них никаких сертификатов никто не требовал.
Конечно, можно судиться с зарвавшимися чиновниками, но потерянное на судебную волокиту время дорого обойдется. Третейским судьей выступил финансовый комитет ВР, предложив всем заинтересованным в урегулировании вопроса сторонам немедленно предоставить ему свои пожелания и предложения по совершенствованию законодательной базы. Парламентарии прекрасно понимают, что подобной практики мир не знает. Более того, с обязательной сертификацией в любом ее виде во Всемирной организации торговли, куда так стремится Украина, места для нее не найдется. Категорически...
Мнения экспертов
Василий Цушко, первый заместитель председателя комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности:
— Указом Президента предусмотрено внесение изменений, но не нарушение закона. Если приказ противоречит закону, то он не выполняется.
Анатолий Воронков, заместитель председателя Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики:
— 3 июня мы отправили письмо об отсрочивании экономических санкций на два месяца. Мы готовы убрать технические преграды для бизнеса.
Валентина Хоменко, исполняющая обязанности генерального директора ассоциации «Укртютюн»:
— Приказ Минэкономики застал предпринимателей врасплох. Никто не подумал о сроках, которые потребуются для заказа и распространения защищенных сертификатов. Ведь только одних сертификатов потребуется около 4—6 млн. шт. в год. Если учесть еще и обязательные приложения к ним, то цифра вырастет до 8—12 млн. шт. Итого еще 30 млн. грн. бесполезных трат могут стать бременем отрасли, которую посреди года поставили перед фактом повышения акцизного сбора и введения акцизных марок с голографической защитой.
Петр Кабан, первый заместитель государственного секретаря Минэкономики:
— Если марки с голограммами окажутся эффективными, то бланки будут не нужны. Тогда можно позаимствовать белорусский вариант, когда сертификат находится у юрлица, а у лотков — только ссылки на него, которые будут использоваться при проверках.
Ксения Ляпина, председатель Совета частных предпринимателей:
— Проблема носит всеобщий характер. На табачной отрасли проводится эксперимент, который распространят на всю пищевую отрасль. Представьте себе объем бумаги. Непонятно, каким образом будет вестись ее бухгалтерский учет, если большинство предпринимателей этим не занимаются? Гораздо проще в договорах давать ссылки на изначальный сертификат.