Последние год-полтора предприятия — плательщики единого налога испытывают немалое давление со стороны Пенсионного фонда. От предпринимателей требуют уплатить в ПФУ взносы в размере 33,2% от заработной платы «задним числом», начиная с 1 января 2004 года. В случае отказа им присылают долговые требования, а наемным работникам отвечают отказом в зачислении трудового стажа.
Честно работать не так уж и плохо — спишь спокойнее, правда, с заработками негусто. Такова украинская реальность. И предприятий, которые хотят и работают «по-белому», в Украине достаточно. Что из этого иногда получается, показывает опыт Львова, где предприниматели несколько лет тому назад всерьез поверили, что с государственными органами и учреждениями можно строить отношения по правилам, определенным законами и нормативными актами.
До 2004 года немало предприятий, чтобы избежать невыгодных условий налогообложения, — до 40% — ввели практику выплаты работникам заработной платы «в конвертах». Для получения денежной наличности действовала система конвертационных центров. Когда «накрывали» такой центр, ниточка тянулась к его клиентам. Данная ситуация не устраивала ни бизнес, ни власть, которой надлежало заботиться о наполнении бюджета. Если снизить уровень налога, то предприятиям станет невыгодно утаивать доходы, а следовательно, объемы поступлений в бюджет возрастут, рассуждали приверженцы реформ в этой области. Наконец с 1 января 2004 г. в Украине был введен долгожданный 13-процентный налог на зарплату. Среди прочих, нововведению правительства обрадовались и предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения. Ведь меньшие налоги обещали существенно облегчить их жизнь. И действительно, вскоре налоговики перестали надоедать предприятиям регулярными проверками, требовать уплаты в бюджет непосильных для предпринимателей средств. Но прошло немного времени, и им на смену с проверками зачастили работники Пенсионного фонда, требуя уплатить дополнительный налог — свыше 30% от размера заработной платы — взнос на пенсионное страхование. Тем самым вновь загоняя заработную плату в тень. Следовательно, предприниматель, легально заработавший средства, не мог снять их с банковского счета в виде заработной платы. Он также не мог получить их в виде дивидендов. Поскольку налоговые органы, кроме налога на дивиденды физических лиц в размере 15%, искажая требования законодательства, дополнительно требовали уплатить авансовый взнос с налога на доход в размере 25% от суммы выплаты. Так в дополнение к проблеме, как заработать, появилась еще большая — как воспользоваться заработанными официально средствами, без конвертации.
Чудо не состоялось. Официальная статистика свидетельствует, что почти 93% предприятий Галицкого района г. Львова нынче выплачивают своим работникам минимальную или даже более низкую заработную плату. И только около 3% работников получают большие суммы заработков. Скажите, это возможно при средней зарплате по области более 1 тыс. грн.?
Часть предприятий, которых немного, решили оказать сопротивление нововведению. Ведь существуют распоряжение Кабмина от 2005 г., два закона Верховной Рады 2005—2006 годов, выступившие на стороне требований Конституции и прав малого бизнеса. В результате некоторые из руководителей этих предприятий вскоре оказались в судах.
Во Львове самым крупным оппозиционером оказалась фирма «Формула», директор которой Теодор Дякив наотрез отказался платить незаконный, по его мнению, повторный взнос в солидарную часть Пенсионного фонда. Ведь, считает директор, он уже сполна уплачен в составе единого налога. В этом конфликте органы Пенсионного фонда опираются лишь на Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», невзирая на действие других законов, прежде всего Конституции Украины. Пенсионный фонд начислил двум предприятиям, возглавляемым г-ном Дякивом, 300 тыс. грн. недоимки и еще столько же финансовых санкций.
ООО «Формула» работает по упрощенной системе налогообложения и по закону обязано платить единый налог с совокупного дохода предприятия, налог с доходов физических лиц, налог на дивиденды, налог на добавленную стоимость и еще ряд более мелких налогов и обязательных платежей. Например, только в 2006 году «Формула» через единый налог уплатила за каждого работника среднемесячно в Пенсионный фонд 393 грн., тогда как минимальная заработная плата составляла 364 грн. Теперь нас заставляют уплатить еще почти такую же сумму. Почему предприятие должно вдвойне платить взносы на пенсионное страхование, если оно находится на упрощенной системе налогообложения и эти взносы в Пенсионный фонд уплатило в составе единого налога? — спрашивает директор.
Анализ упрощенной системы налогообложения доказывает, что она выгодна как для предпринимателей, так и для государства, как по уровню платежей в сводный бюджет, так и по наполнению солидарной части Пенсионного фонда. Практика свидетельствует: на общей системе налогообложения можно накрутить немало различных расходов, показывать нуль дохода или даже убытки. На упрощенной системе даже если какое-то время предприятие не сводило концы с концами и имело убытки — никого это не интересует: от полученного должен уплатить 10% единого налога и прочие обязательные платежи. Статистика также свидетельствует, что предприятия упрощенной системы за 2003—2005 годы уплатили в сводный бюджет в три-четыре раза больше средств по сравнению с предприятиями общей системы налогообложения. Кстати, последние каждый год становятся все более убыточными: если в 2000 году малые предприятия общей системы налогообложения Львовской области уплатили в бюджет налог на доход с суммы 67 млн. грн, то в 2005-м они имели уже 38 млн. грн. убытков, в 2006 году убытки возросли до 49 млн. грн.
Следует вспомнить также результаты судебных процессов относительно неправомерных требований налоговиков облагать налогами дивиденды, выплаченные плательщиками единого налога, сначала (в 2001 году) несуществующим тогда «налогом на дивиденды» в размере 30%, потом (в 2002 году) — налогом на доходы физических лиц в размере до 40%, а с 01.01.2003 года — авансовым взносом с налога на доход в размере 25% от суммы выплачиваемых дивидендов. Все претензии налоговиков были опротестованы фирмой «Формула» и упразднены в судах. Но последствием таких незаконных требований ГНА была тенизация выплаты дивидендов плательщиками единого налога до уровня 0,4% во Львовской области (по Украине — аналогично) и многомиллиардные убытки бюджета в период с 1999 года и до настоящего времени.
Во львовских судах на разных стадиях рассмотрения находится ряд дел по иску Управления Пенсионного фонда, в частности, к руководителю еще одного предприятия-упрощенца — НПЧП «Политеcт». Поверив в изложенные в распоряжении КМУ и двух законах Украины обещания о соблюдении ПФ законодательства, предприятие попало в долговую яму. По словам директора фирмы Федора Садыбы, сначала работники ПФ начислили предприятию 170 тыс. грн. задолженности. После опротестования в суде сумму снизили до 68 тыс. грн, а к оплате в суде предъявили еще меньшую сумму.
Такое свободное обращение с цифрами, как считает Ф.Садыба, свидетельствует об отсутствии четких критериев в подсчетах сумм уплаты средств. Впрочем, даже эти средства для предприятия ныне неподъемные. Поэтому г-н Садыба говорит: если дело будет проиграно, придется закрываться.
Незаконные требования, по мнению Т.Дякива, являются весомым фактором «тенизации» наемного труда и заработной платы на предприятиях малого бизнеса. Такая «забота» Пенсионного фонда о будущих пенсиях наемных работников на самом деле приводит к обратному действию — полной потере работниками их социальных гарантий, а местные бюджеты лишает немалой доли доходов.
Тем не менее это не просто частные случаи, явление имеет более негативные последствия. Из-за значительной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда на малых предприятиях Львовщины происходит беспрерывное сокращение количества работников. Подумайте сами: если в 2000 году на малых предприятиях области трудилось 124 тысячи человек, а в 2003-м эта цифра возросла до 134 тысяч, то это стало хорошим подтверждением развития малого предпринимательства, наполнения бюджета и обеспечения социальной защиты. Однако начиная с 2004 года, когда, вопреки требованиям Конституции и указа президента об упрощенной системе налогообложения, органы ПФ начали требовать у плательщиков единого налога двойной уплаты взносов на выплаченную зарплату, количество работающих начало сокращаться. 2004 год — 126 тысяч человек, 2005 год — 110, в 2007 году — менее 100 тысяч работающих. И это на фоне обещаний власти ежегодно создавать миллион новых рабочих мест.
В общем, по статистическим данным, во Львовской области за последние три года количество наемных работников на предприятиях малого бизнеса уменьшилось на 33,1 тысячи человек, что составляет 24,6% к уровню 2003 года. Еще более впечатляющие последствия это имеет в масштабах Украины. По данным Госкомпредпринимательства, только за 2004 год количество работников в сфере малого бизнеса уменьшилось с 1 млн. 398 тысяч до 922 тысяч человек.
По всей вероятности, эти люди продолжают трудиться на тех же предприятиях. Вопрос в другом: раньше они были оформлены на работу, имели трудовые книжки, даже если получали небольшую зарплату, то с них взимали соответствующий налог. А следовательно, люди были социально защищены, хотя и на минимальном уровне. Теперь они абсолютно бесправны, статистика их «не видит», в фондах социального страхования они не числятся, поскольку находятся «в тени»...
Есть ли выход из этой ситуации? Конечно, есть. И относительно простой. Прежде всего, как считает Т.Дякив, нынешнему правительству Тимошенко следует добиться от подчиненных ему органов ПФУ выполнения действующего распоряжения бывшего правительства Тимошенко за № 58-р от 10.03.2005 г. инициированного... самим ПФУ по согласованию с Минфином и ГНА Украины. Это распоряжение запрещает органам ПФ проводить проверки плательщиков единого налога, взимать с них средства и применять к ним штрафы до окончательного законодательного урегулирования функционирования упрощенной системы налогообложения.
Обещанное «урегулирование» откладывается уже четыре года! Сегодня игнорируется не только упомянутое распоряжение КМУ, но и два закона Украины, направленные на защиту прав плательщиков единого налога от 25.03.2005 г. №2505 и от 16.03.2006 г. №3583. В результате государство не просто загоняет бизнес в еще более глубокую тень, а доводит предприятия до банкротства, поскольку незаконные требования и штрафы начисляются сразу за четыре года.
При этом имеющиеся возможности увеличить доходы конкретного социального фонда не используются. Например, при возникновении потребности увеличить поступления в ПФУ можно увеличить его долю в структуре единого налога за счет уменьшения доли отчислений в местный бюджет. При этом местные бюджеты не только ничего не потеряют, но и возрастут, поскольку получат дополнительные поступления благодаря созданным условиям для полной легализации выручки, наемного труда и объемов заработной платы.
Кроме того, законом о всеобщем государственном пенсионном страховании предусмотрено использование средств государственного бюджета для потребностей ПФУ. Учитывая высокий по сравнению с другими категориями предприятий уровень наполнения сводного бюджета плательщиками единого налога, часть этих средств при необходимости может быть использована на цели пенсионного страхования.
Также следует проанализировать использование предприятиями упрощенной системы фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности с точки зрения возможности снизить процент отчислений на эти потребности в структуре единого налога. Ведь фонд солидарный, а выплаты по больничным за первые пять рабочих дней, начиная с 01.01.2004 г., осуществляются на средства самих предприятий, а не упомянутого фонда.
Возможности эффективно решить проблемы названных выше субъектов есть, было бы желание органов центральной власти наконец урегулировать на законодательном уровне функционирование упрощенной системы налогообложения. Как это предусмотрено не только в упомянутом распоряжении КМУ №58-р, но и в Конституции Украины. А пока что государство, которое хочет содрать с предпринимателя три шкуры, не получает ни одной. И не получит до тех пор, пока не станет умнее.