НУ ЧТО ЗА КЛАССНЫЙ МАГАЗИН, ГДЕ Ж ДЕНЬГИ, ЗИН?

Поделиться
Николаев — один из тех городов, где средний и малый бизнес развивается более высокими темпами, чем в целом по стране...

Николаев — один из тех городов, где средний и малый бизнес развивается более высокими темпами, чем в целом по стране. Его удельный вес в производстве товаров и услуг достиг 18%, а по итогам года, судя по всему, будет не менее 20%. Но это вовсе не значит, что в данной сфере в городе над Южным Бугом все в порядке. Более того, на николаевском примере лучше видны те слабые места как в законодательстве, так и в организации исполнения законов, которые требуют особого внимания.

То, что малый бизнес занимает все более прочные позиции, просматривается даже во внешнем облике Николаева. За последние годы центр города преобразился. Еще вчера запущенные, десятилетиями не видавшие ремонта помещения на первых этажах превратились в красиво оформленные кафе, бары, магазинчики, всевозможные офисы. Показательно, что благоустраиваются не только помещения, но и прилегающие к ним территории. На них вместо донельзя истертого ухабистого асфальта появляются ухоженные плиточные покрытия, дорожки, клумбы и прочее. Все эти вкрапленные красоты, которые так нравятся горожанам и приезжим, появились в Николаеве (впрочем, как и в городах областного подчинения, районных центрах) и постепенно распространяются с центра до окраин отнюдь не за бюджетные средства.

Меняют облик города мелкие отечественные предприниматели. По существу, это не что иное, как инвестиции, которые мы так активно и порой безрезультатно зазываем из-за рубежа. Однако бросается в глаза и то, что малый бизнес, украшая города, создавая рынок услуг, развивается уж очень односторонне, с «креном» на развитие сети, применим терминологию недавнего времени, «общественного питания и торговли». Подобных заведений — от больших до совсем крошечных — так много (часто в одном квартале размещается по несколько однопрофильных кафе, магазинчиков и т.д., порой — даже в нескольких метрах друг от друга), что поневоле появляется сомнение: могут ли они при такой скученности окупить себя? А если при этом еще учесть, что работать им приходится в условиях низкой покупательной способности населения и при неслабом налоговом давлении...

Сомнения эти оказались вполне обоснованными. Вот данные, полученные корреспондентом «ЗН» в Николаевской областной налоговой администрации. За прошлый год более тысячи субъектов предпринимательской деятельности, работающих в сфере торговли и общественного питания, оказались убыточными, а следовательно, и налог на прибыль не платили.

Ясно, что в данном случае мы имеем дело с явным несоответствием элементарным правилам рынка. Ведь если предприятие действует из года в год и при этом не имеет прибыли, то спрашивается — зачем оно такое учредившим его хозяевам. Поневоле возникают подозрения, что имеем дело не с убыточностью, а с финансовыми махинациями. Бросается в глаза и другая странность. У этой тысячи убыточных предприятий — не хуже, чем у их собратьев, которые аккуратно платят налоги, — оборудованы помещения, прилегающая территория. Иначе говоря, средств на инвестиции, которые способствуют повышению привлекательности своих заведений, у хозяев хватает. А на налоговые отчисления их нет. Деятельность предприятий такого рода, которые умудряются не платить налогов, порождает неравенство конкуренции, сбивает ритм взаиморасчетов, способствует возрастанию дебиторской и кредитной задолженности, а следовательно, в первую очередь сказывается на добросовестных предпринимателях.

Начальник отдела Николаевской областной налоговой администрации Сергей Осипенко рассказал нам о том, как в области борются с подобными аномалиями.

— Начиная акцию по нормализации работы всех предприятий торговли и общественного питания, мы исходили из того, что каждый такой объект должен быть окупаем. Ведь в уставах всех предприятий обязательно есть положение о том, что целью их работы является получение прибыли. И если ее нет, то и смысл деятельности исчезает. Получив данные об убыточных предприятиях за прошлый год, мы предупредили их хозяев, что берем их под особый контроль для выяснения, как они умудряются работать себе в убыток.

А ларчик просто открывался. Большинство таких предприятий «химичили» с кассовыми и товарными чеками, т.е., пропускали через кассы, бухгалтерии только небольшую часть денежных и товарных поступлений, остальное — прятали. Таким образом некоторые, особо недобросовестные хозяева магазинов, баров и кафе львиную долю своих операций проводили в «тени», показывая на «свет» только крохи. Не менее распространенным оказалось явление, когда хозяева заведений нанимали работников для торговли и оказания услуг, а расчеты с ними производили не по закону, а по своим понятиям. Выторг или плата за услуги документально не оформлялись, а зарплата работникам выдавалась в конвертах, минуя отчетность.

Чтобы поймать за руку недобросовестных дельцов, по словам г-на Осипенко, налоговики пошли на применение такого метода, как хронометраж. Эффект превысил все ожидания. В одном из магазинов, который имел бакалейный, кондитерский и ликеро-водочный отделы, во время хронометража выторг в отделах увеличился, по сравнению с ежедневными показателями соответственно на 52,75 и…93%. Не меньшие контрасты удалось выявить и в ряде других кафе, столовых и баров. «Фотография» рабочего дня показала, что выторг в одном из кафе увеличился в 2,5 раза, в другом — в 8,5. А на одном из крупных предприятий Николаева проверили все 10 принадлежащих ему торговых точек. Оказалось, что здесь было продано товара на 16,5 тыс. грн. без применения кассовых аппаратов. То есть дело изображалось так, как будто бы эта сумма вообще не получена.

Хронометраж, через который прошли десятки предприятий, показал, что в убытке от деятельности таких заведений остаются отнюдь не их хозяева, а государство, общество, которое попросту обманывают. Ясное дело, что если тайное становится явным, то злоумышленникам ничего не остается, как перестать декларировать свою «бедность» и начать выплачивать налоги. Что большинство из бывших «бедняков» сейчас и делают. Если в начале года в области насчитывалось 1062 убыточных частных магазинов, кафе, баров, то к его середине таких осталось лишь 237. И число недобросовестных налогоплательщиков продолжает сокращаться. Судя по всему, если налоговики и дальше в большей мере будут «давить» не тех, кто исправно платит, а неплательщиков налогов, то недалеко время, когда все придет в норму и убыточность того или иного заведения будет иметь разве что временный характер.

Спору нет, налоговое бремя, особенно на средний и малый бизнес, остается тяжелым, и с его снижением мы явно опоздали. Но важно то, чтобы за занавесом безусловно справедливой критики налогового законодательства, правил его применения уже сегодня не могли спрятаться хитрецы, которые делают все, чтобы не платить налоги, ссылаясь на убыточность.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме