МИР СДЕЛАЮТ ЯРЧЕ ДАЖЕ НЕБОЛЬШИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В НОВОМ СТРОИТЕЛЬНОМ СЕЗОНЕ МОЖНО ОЖИДАТЬ АКТИВИЗАЦИИ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Поделиться
После не очень удачного прошлого сезона в текущем году лакокрасочные предприятия ждут роста спроса на 10—15%...

После не очень удачного прошлого сезона в текущем году лакокрасочные предприятия ждут роста спроса на 10—15%. Следовательно, понемногу будут оживать лакокрасочные заводы. Пока они загружены менее чем на треть. Между тем отрасль осваивает малый и средний бизнес: начиная с середины 90-х, в Украине ежегодно возникает несколько новых небольших лакокрасочных предприятий.

Уже четвертый строительный сезон подряд отмечается ростом спроса на краску. В этом году, по подсчетам специалистов киевского завода «Лакма», Украине понадобится до 200 тыс. т лакокрасочной продукции — почти на 15% больше, чем в прошлом году.

Конъюнктура улучшится прежде всего для отечественных производителей. Ведь практически весь прошлый сезон (с мая по декабрь) им приходилось конкурировать с низкокачественной продукцией, завезенной по демпинговым ценам. Случилось так, что в соответствии с законом, имевшим целью освобождение от таможенной пошлины и НДС импорт типографских красок для поддержки книгоиздателей, льготы были ошибочно распространены на остальные виды красок. От этого использование высококачественных красок существенно не увеличилось, зато украинский рынок заполнила дешевая низкого качества продукция из стран Восточной Европы и СНГ. Накануне нынешнего сезона законодатели наконец исправили свою ошибку, что позволит отечественным производителям в текущем году рассчитывать на 10—15-процентный прирост производства и сохранить за собой три четверти рынка лакокрасочной продукции.

Более десятка крупных заводов мощностью 50—100 тонн в сутки и больше способны почти вдвое перекрыть потребности внутреннего рынка. Однако в прошлом году они произвели всего около 110 тыс. т красок, лаков, грунтовок, антикоррозионных и прочих покрытий. Серьезно подорвал конкурентоспособность отечественных заводов распад технологических цепочек, существовавших во времена плановой экономики.

В то же время малый и средний бизнес благодаря своей мобильности 7—8 лет назад начал отвоевывать рынок лакокрасочной продукции и на сегодня выпускает, по оценкам специалистов крупных заводов, около 40 тыс. т лаков и красок в год. Предприниматели воспользовались технологической простотой производства массовых видов красок. Например, производство самой популярной строительной краски — пентафталевой эмали — сводится к смешиванию в определенной пропорции лака, пигмента и наполнителей. Один знакомый химик из Днепропетровска рассказал, что его сосед, работник местного крупнейшего в Украине лакокрасочного завода, организовал производство краски на дому: выносит с предприятия необходимые компоненты и смешивает их в стиральной машине. Но для промышленного производства красок нужны небольшая шаровая мельница для размельчения пигмента, гомогенизатор для размешивания краски, дозатор для расфасовки. Весь комплект оборудования для небольшого лакокрасочного производства стоит не менее полумиллиона гривен, и покупать его приходится на Западе, чтобы обеспечить приемлемое качество продукции. Сырье небольшие предприятия также закупают у именитых мировых производителей, опять же ради качества конечной продукции.

Но сравнительно простое в технологическом плане производство требует массы согласовательных документов. Поэтому предпринимателей, занимающихся лакокрасочным производством, частенько «трусят» санстанция, экологическая инспекция, инспекция по охране труда.

До недавнего времени этот бизнес был высокоприбыльным: рентабельность составляла 20—30%, а иногда и больше. Поэтому начиная с 1993 года в Украине появилось около 60 новых лакокрасочных предприятий. Многие из них имели небольшую мощность (1—3 тонны в сутки) и выпускали узкий ассортимент (2—3 вида и 3—4 цвета) универсальных и строительных красок. Любимый вид продукции мелких производителей — пентафталевые эмали, хорошо известные широкому кругу потребителей. Они ориентировались на массового покупателя-индивидуала, обычно — не очень зажиточного, ведь такой покупатель сразу платил «живые» деньги и не выдвигал особых требований к качеству краски. В результате рынок дешевых красок для дома (преимущественно интерьерных) оказался перенасыщенным. «Вскоре краски типа ПФ будут выпускать в каждом городе», — шутя прогнозируют специалисты крупных заводов.

Однако, кроме малых, в Украине работает ряд средних предприятий мощностью 7—10 тонн в сутки, выпускающих по 10—20 видов красок, лаков, грунтовок и прочих покрытий. В этот сектор промышленности с готовностью идет иностранный капитал. Розлив красок в индустриальном масштабе организовали фирмы Jobi (Голландия) и Polifarb-Cieszyn (Польша), которые еще до открытия заводов соответственно в Киеве и Яворове успели занять серьезное место на украинском рынке в сегменте недорогих красок (до $3 за литр). Также австрийские инвесторы создали лакокрасочное предприятие в Киеве, а немецкие — в Днепропетровске.

Их технологический уровень значительно выше, чем у малых предприятий или даже большинства лакокрасочных заводов. Так, специалисты последних называют дочернее предприятие Polifarb-Cieszyn — «Снежка-Украина» — одним из двух самых современных производств во всем государстве.

В подобные предприятия инвесторы вкладывают примерно до миллиона долларов, а иногда и больше. Инвестиции идут на высокотехнологичное импортное оборудование, что дает возможность выпускать широкий ассортимент продукции, в частности специального назначения. Зарубежные технологии позволяют сбалансировать индустриальные масштабы и мобильность производства. Например, украинско-австрийское СП «БНС-Краски» в двух небольших цехах выпускает до 20 видов продукции, в частности такие специализированные, как краска для разметки дорог и средство для смывания граффити. Гибкая технология позволяет в течение одного дня несколько раз переходить с одного вида продукции на другой. Соответственно, и персонал переходит с одного оборудования на другое. Таким образом, коллектив из 28 человек выпускает 1000—1500 тонн лакокрасочной продукции в год.

Внедряя специальные виды продукции, производители должны запастись целой кипой справок, каждая из которых стоит кругленькую сумму, выводами лабораторий и результатами испытаний в специализированных НИИ, санитарно-гигиеническими сертификатами и т.п. Поэтому многие специализированные виды лакокрасочной продукции до сих пор приходится ввозить из-за границы, хотя организация их выпуска в Украине, даже из импортных компонентов, позволяет снизить цену на 20—30%.

Именно в этом и усматривают перспективу своего развития средние предприятия. Ведь постепенно оживает жилищное строительство и машиностроение, возобновляется спрос на сельхозтехнику, мебель. Понемногу повышается и платежеспособность корпоративного клиента — предприятий, строительных и транспортных организаций. А главное — увеличиваются требования клиентов к качеству. Поэтому и средние, и крупные предприятия в ближайшие годы планируют вкладывать средства в обновление производства. Таким образом, можно рассчитывать, что отечественные производители повысят качество продукции до уровня отдельных польских и немецких фирм и освоят ряд продуктов и сырьевых компонентов, ранее не выпускаемых в Украине.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме