ЗА «БИЛЛОЙ» НАЧАЛА ЗАВОЕВЫВАТЬ УКРАИНСКИЙ РЫНОК ЕЩЕ ОДНА ИНОСТРАННАЯ СЕТЬ — SPAR
В мае в Киеве открылся первый в Украине супермаркет голландской сети SPAR. Аналитики считают, что приход в Украину крупнейшей в мире сети супермаркетов станет началом массовой экспансии на наш рынок крупных европейских сетей. В этом случае отечественная розничная торговля за несколько лет может неузнаваемо измениться, как это уже произошло у наших западных соседей.
На украинском розничном рынке появился новый игрок — крупнейшая в мире розничная сеть SPAR, насчитывающая более 17 тыс. супермаркетов в 31 стране. В январе прошлого года компания SPAR International создала в Украине распределительный центр — своеобразную оптовую базу, закупающую товар у производителей или импортеров и поставляющую его в супермаркеты сети. Тогда поползли слухи, что вот-вот откроются четыре супермаркета под вывеской SPAR. Однако распределительный центр работал с магазином cash&carry Center, а первый супермаркет открылся для покупателей лишь в мае текущего года.
И все же специалисты опасаются быстрой экспансии сети в Украине. Ведь в отличие от всех прочих ведущих европейских сетей SPAR работает по принципу франчайзинга. То есть, для того чтобы появился новый магазин, компании SPAR International не нужно строить помещение, закупать оборудование. Голландцам достаточно найти желающего торговать под их маркой, который согласился бы на условия франчайзинга. Последний также выглядит непривычно для украинского рынка: никаких отчислений за использование торговой марки не предусмотрено. За это владелец входящего в сеть магазина должен не менее 60% ассортимента товаров покупать в распределительных центрах компании SPAR International, а также приобретать через компанию торговое оборудование. Покупая оборудование и товары сразу для десятков, сотен и тысяч магазинов, материнская компания получает от производителей весомые скидки и живет за счет посреднических операций. В странах, где в сеть входят сотни, а то и тысячи магазинов, компания даже «делится» полученной скидкой с магазинами, что выгодно владельцам последних.
Владельцы входящих в сеть магазинов бесплатно получают «под ключ» от SPAR International один из четырех наработанных десятилетиями «форматов» — «рецептов» формирования ассортимента, ценовой политики, организации торговли в зависимости от группы покупателей, на которую рассчитан магазин. Также бесплатно выполняется проект магазина.
Приход сети на украинский рынок некоторые аналитики считают знаковым событием, которое положит начало массовой экспансии западных сетей супермаркетов в Украину. Еще прошлой осенью Олег Войцеховский, российский эксперт Европейского института торговли (общественная организация, объединяющая ведущие немецкие розничные сети), на насущный вопрос об экспансии россиян в Украину ответил: «Приход в Украину российских сетей маловероятен. Зато возможен выход на украинский рынок западных сетей». А отечественные специалисты в этой сфере еще с прошлого года ждут выхода на наш рынок Metro — немецкой сети магазинов типа «сash&сarry».
Некоторые специалисты считают, что начало массового освоения рынка ведущими западными сетями станет началом конца мелких торговых точек, принадлежащих отечественным предпринимателям. В качестве аргумента они приводят пример Польши. В конце 80-х там, словно грибы после дождя, появлялись рынки и маленькие лавочки. Но в 1992 году в стране открыли свои первые супермаркеты несколько крупнейших европейских, преимущественно немецких, сетей. В прошлом году на крупные западные сети приходилось уже 55% розничного товарооборота.
«Международные сети теснят конкурентов благодаря накопленному десятилетиями опыту, который позволяет организовывать торговлю с минимальными затратами», — говорит Игорь Малашенко, директор по развитию бизнеса фирмы «Новый проект», одного из крупнейших в Украине поставщиков торгового оборудования. Эффективность транснациональных сетей базируется не только на скидках, предоставляемых производителями товаров или торгового оборудования. Существенным конкурентным преимуществом является организация торговли по схеме самообслуживания. Ведь если стеллажи с товарами занимают почти всю площадь магазина, то эффективность ее использования возрастает в несколько раз. Так же уменьшается время на обслуживание одного покупателя и, следовательно, растет пропускная способность. Важную роль играет и психологический фактор: покупатель может рассмотреть товар вблизи, прочитать этикетку. А, как заметили работники супермаркетов, если товар взяли в руки, то возвращают его на полку очень редко. Поэтому рентабельность продуктового магазина после перехода на систему самообслуживания, по данным российских ритейлеров, возрастает иногда пятикратно.
Именно переход на самообслуживание, на новые форматы может помочь отечественным ритейлерам выдержать конкуренцию со стороны транснациональных сетей, как это удается ведущим местным сетям в России и Литве. «После прихода SPAR, а следом за ней и других сетей розничная торговля в целом станет более цивилизованной», — говорит Игорь Малашенко. Конкуренция просто вынудит отечественных предпринимателей делать свои супермаркеты более удобными и приятными для покупателя. И если это им удастся, то угроза транснациональных сетей для нашего рынка не будет столь существенной. Но для этого, советуют специалисты по магазиностроительству фирмы «Новый проект», торговые работники должны понять, на какую категорию покупателей ориентироваться и затем, организовывая магазин, учитывать не только их уровень доходов, но и стиль жизни.
Некоторые отечественные фирмы уже исправляют свои ошибки. Например, компания Fozzy сначала открыла «гипермаркет» в Вишневом (пригород Киева), который только раздражал малообеспеченного покупателя низкими ценами, поскольку поездка туда и обратно на городском транспорте занимала полдня, а обеспеченного — неаккуратными полками и недостаточно широким ассортиментом. Через год фирма начала разворачивать «Сельпо» — сеть красивых, аккуратных супермаркетов, расположенных на массивах, в местах пересечения маршрутов общественного транспорта и благодаря этому приближенных к массовому покупателю. Таким образом, отечественные предприниматели вполне способны побороться с транснациональными сетями за кошелек украинского покупателя, если смогут перенять их опыт.