На рынке контроля качества конкуренция ужесточается. В Харьковском государственном центре стандартизации метрологии и сертификации открылась лаборатория тестирования сигарет на содержание в них смолы и никотина. Директор центра стандартизации Игорь Москаленко не скрывает, что эта лаборатория будет сама зарабатывать на хлеб с маслом. Чтобы прочувствовать ситуацию, стоит заметить, что, к примеру, в зажиточной Германии табачные изделия проверяются в единственном лабораторном центре. Зато в небогатой Украине их теперь аж три. Один находится в Киеве в пищевом институте. Второй — в Черкассах на местной табачке. Третий — в Харькове по соседству с табачной фабрикой.
Впрочем, государственный карман от изобилия дорогостоящей техники и оборудования не пострадал. Ведь черкасская лаборатория оборудована за счет (приблизительно 250 тыс. немецких марок) компании «Реемтсма» — последняя была собственницей местной табачной фабрики. Деньги же (280 тыс. американских долларов) на новенькую харьковскую лабораторию, (официально открыта всего-то десяток дней тому назад) выделила компания «Филип Моррис Украина».
То, что новенькая лаборатория появилась не в стенах собственной фабрики («Филип Моррис Интернешнл» владеет Харьковской табачкой), как это сделала в свое время «Реемтсма», дает ей серьезные преимущества. По сути, компания убила сразу нескольких зайцев. Теперь она имеет буквально в десятке метров от проходной своей фабрики лабораторию (один заяц), руководство которой всегда будет помнить щедрость инвестора (второй заяц). Теперь не нужно будет ездить на поклон в Киев, чтобы тестировать свою продукцию, а это отбирало не так уж мало времени и средств. Проверка качества каждой марки сигарет должна производиться приблизительно каждые два-три месяца. Как утверждают специалисты, обходится каждое такое тестирование в 1800 грн. На первый взгляд деньги небольшие, но за счет таких вот проверок, с оговоркой «если все пойдет нормально», директор Харьковского центра стандартизации Игорь Москаленко заверил «ЗН», что собирается «отбить» вложенные в лабораторию средства (эти самые 280 тыс. долларов) всего за один год.
Как именно он собирается это сделать? В расчет принимаются 24 табачных производства, имеющихся в Украине. (Каждое из них зачастую стремится расширять ассортимент продукции, а это нередко десятки сигаретных брэндов.) Как было сказано, только одно из них имеет свою собственную лабораторию, сегодняшним собственником которой является компания «Лиггетт Дукат». Остальные пользуются преимущественно услугами столичной. Вот их-то и ждут в Харькове с распростертыми объятиями. Над эффективными схемами привлечения широкой клиентуры уже работает отдел маркетинга Харьковского центра стандартизации. Понятно, что на потенциальных клиентов обрушится весь арсенал комплекса маркетинга. В первую очередь их порадуют скидками в цене и оперативностью в работе. И это не будет демпингом, ведь лаборатория, как заверяют ее покупатели, самая современная.
Помимо этого, рассчитывают тестировать импортируемую продукцию, хотя таковой сейчас не очень густо. В дополнение ко всему собираются помочь государственным органам (заяц номер три) в решении проблемы табачного конфиската. А тут непаханое поле. И, судя по всему, у харьковчан есть шанс взвалить на себя эту работенку. Ведь, несмотря на то что согласно существующему законодательству весь табачный конфискат должен уничтожаться, в действительности этого не происходит. Как сообщил глава департамента ГНА по вопросам администрирования акцизного сбора Виктор Чабаненко, такая продукция накапливается, захламляя склады и помещения. Ведь в действующем законе четко не указано, за чей счет должна проводиться утилизация табачного конфиската, если не находят его хозяина. Так что спрос на услугу существует и, по-видимому, теперь будет удовлетворен. Во всяком случае, Игорь Москаленко сказал, что «нет необходимости закапывать продукцию, если есть заключение о том, что она хорошая»...
Можно заранее посочувствовать производителям табачных изделий, для которых появление на рынке, и без того конкурентном, дополнительной продукции будет означать уменьшение их собственных продаж и, соответственно, доходов.