Во втором номере ZN.UA от 19 января с.г. была опубликована статья Олексы Пидлуцкого "Джордж Маршалл - реставратор Европы". Автор абсолютно прав, указывая, что План Маршалла "предусматривал… создание условий для, по возможности, полнейшего использования эффективных производственных мощностей и создания новых в стратегических отраслях экономики, которые были разделены на "долларосберегающие", т.е. замещающие экспорт, и "доллароприбыльные", т.е. экспортные".
К сожалению, Олекса Пидлуцкий практически ничего не сказал о тех специфических финансовых механизмах, с помощью которых План Маршалла был реализован. Возможно, эти механизмы не представляют интереса для современных европейских политиков, но нам, жителям страны, которая вот уже 20 лет не может выбраться из разрухи, узнать о том, как конкретно работал План Маршалла, было бы интересно.
В конце ноября - начале декабря 2000 г. мне посчастливилось принять участие в десятидневном семинаре, проходившем в колледже государственного управления им. Кеннеди при Гарвардском университете (г. Кембридж, штат Массачусетс). Семинар был посвящен теме "Национальная безопасность Украины". Все его участники сошлись на том, что у этой темы много разнообразных граней и аспектов, но все в конечном итоге определяется состоянием экономики страны.
Одним из тех, кто положительно оценивал возможность реанимации украинской экономики, был профессор Франклин А.Линдсей, который каждому из представителей Украины вручил текст на 13 страницах. Свои предложения по организации экономического подъема в нашей стране ученый обосновывал успешным опытом реализации Плана Маршалла, к которому он был причастен в молодости.
Именно от профессора Ф.Линдсея мне стало известно, что суть Плана Маршалла была не в том, чтобы забросать Европу долларами. Американцы стремились давать немного денег и расставались со своей валютой неохотно. План был направлен на то, чтобы подтолкнуть европейцев к восстановлению промышленности и сельского хозяйства своих стран путем возобновления свободной торговли между предприятиями разных европейских государств. Преградой для реализации этого благого намерения был недостаток денег, ведь покупать, как известно, могут только те, у кого они есть. А полноценными деньгами тогда были только доллары США, и именно их европейцам катастрофически не хватало.
Сначала (с 1948 г.) Администрация экономического сотрудничества США (АЭС), на которую было возложено выполнение Плана Маршалла, стала покупать товары в одних европейских странах и продавать их за местную валюту в других. Рекомендации, что у кого покупать и что кому продавать, вырабатывала Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), в которой были представлены все европейские страны, участвовавшие в плане. Положительный эффект проявился почти мгновенно - товарный дефицит существенно сократился, стабилизировались курсы валют значительной части европейских стран, уровень производства начал достигать и превышать довоенный. Но уже в 1949 г. проявились неприятные побочные эффекты: ОЕЭС стали раздирать конфликты по поводу распределения американской помощи, АЭС начала превращаться в некий аналог Госснаба СССР. Но самое неприятное - европейские страны категорически не соглашались отказываться от денежных субсидий США и переходить на самообеспечение. Надо было что-то менять.
Решением проблемы стала система многосторонних прав заимствований, оформленная в 1950 г. в Европейский платежный союз (ЕПС). Цели Плана Маршалла в значительной степени были достигнуты именно благодаря деятельности ЕПС.
Информацию о том, как работали План Маршалла и Европейский платежный союз, профессор Франклин А.Линдсей изложил в приложении к своим "Предложениям по восстановлению роста и производительности экономики Украины". Думаю, что читателям ZN.UA будет интересно узнать о тех финансовых механизмах, использование которых позволило европейским странам в короткий период восстановить и модернизировать свою промышленность и одновременно с этим осуществить интеграцию экономик стран Западной Европы в единый рынок. Текст, переданный мне профессором Франклином А.Линдсеем в Гарварде в 2000 г., написан на русском языке (переводчиком был один из сотрудников колледжа им. Кеннеди) и далее приведен без изменений и исправлений.
Приложение
Система прав на получение кредита в Плане Маршалла
"В конце Второй мировой войны я был в составе американского персонала, который планировал и воплощал План Маршалла для восстановления разрушенной Европы. Я также проводил часть каждого из последних шести лет в Украине, где я увидел, что некоторые экономические проблемы этой страны аналогичны тем, которые мы увидели в Европе в конце войны, работая в рамках организации Плана Маршалла. Надеюсь, что полученный опыт будет релевантным сегодняшним проблемам в Украине и может стимулировать мышление в стране, направленное на решение текущих проблем. Я использовал это в качестве примера, так как это было частью Плана Маршалла, который был специально направлен на использование собственных ресурсов Европы для стимулирования экономического восстановления после войны.
План Маршалла состоял из двух основных частей. Первая известна больше и представляла деньги для оплаты импорта из Соединенных Штатов, т.е. товаров и капитального оборудования, остро необходимых для восстановления разрушений за шесть лет войны и возрождения минимального уровня жизни.
Вторая часть плана предоставляла европейским государствам способ возобновления торговли между ними самими, которая была прекращена во время войны и теперь была жизненно необходимой для восстановления Европы.
Когда закончилась война, каждое из западноевропейских государств пыталось возродить свою национальную экономику с помощью бартера, эмбарго на экспорт и двусторонних торговых соглашений с другими европейскими государствами. В этих двусторонних соглашениях каждое государство соглашалось экспортировать в другое государство столько продукции, чтобы она точно соответствовала в стоимостном выражении импорту из этого государства. Каждая страна также пыталась возродить свою собственную экономику посредством требования оплаты экспорта товарами или в долларах. Так как оба государства имели ограниченные запасы, то каждое из них строго ограничивало свои собственные покупки у соседей.
Вскоре стало очевидно, что возобновление торговли на базе двустороннего баланса и бартера сильно тормозит восстановление. Европа не могла реанимировать свои экономики с помощью бартера и двустороннего уравновешивания. Для этого требовалась многосторонняя торговля, при которой каждая страна стимулировалась к экспорту и к импорту от всех своих соседей без необходимости уравновешивания импорта и экспорта отдельно с каждым торговым партнером - или требуя золото или доллары для погашения двусторонних долгов.
Цель второй части Плана Маршалла, названной Европейский платежный союз, заключалась в поощрении многосторонней торговли так, чтобы каждое государство могло покупать у любого источника в Европе то, в чем оно наиболее нуждалось для восстановления своей экономики, и оплачивать этот импорт посредством продажи своего экспорта туда, где находились наиболее благоприятные рынки и где существовала наибольшая потребность в продуктах питания, энергии и капитальном оборудовании.
Во второй части Плана Маршалла также предусматривалось, что каждое из европейских государств предоставляет кредиты каждому из других участников таким образом, что необходимый импорт может покупаться немедленно, без ожидания накопления своих собственных заработков от экспорта.
Такой подход реализовывался через предоставление кредитов, названных правами на получение кредита, каждому участвующему государству, вплоть до фиксированной суммы, которая уполномочивала его на приобретение необходимых товаров и услуг у каждого из других участников. Например, Франция была основным производителем сельскохозяйственной продукции. Ее сельское хозяйство не было сильно повреждено в результате войны. Франция предоставила права на получение кредита другим странам, таким, как Германия и Англия, которые остро нуждались в импорте продуктов питания. В свою очередь, эти страны предоставили Франции права на получение кредита, которые могли быть использованы для импорта других необходимых изделий, таких, как уголь и оборудование.
Система преследовала две цели. Первая: страны могли немедленно использовать свои права на получение кредита для импорта остро необходимых изделий от других стран без необходимости заключения бартерных договоров.
Важно отметить, что права на получение кредита были просто правами на приобретение товаров у других участников вплоть до суммы прав на получение кредита в текущем году. Не требовалось использования всей суммы в любом одном году.
Вторая цель: страны могли платить за импорт одной стране посредством экспорта в другие страны в целом. Таким образом, они пользовались значительными преимуществами трехсторонней торговли. Дефициты, возникающие вследствие краткосрочных циклических или сезонных изменений в характере торговли, уравновешивались в последующие месяцы, когда возвращались сезонные циклы.
Если страна продолжала из месяца в месяц иметь дефицит в клиринговом союзе, этот дефицит конвертировался в долгосрочный долг перед Европейским платежным союзом. Если дефицит продолжался, то директора платежного союза настаивали, чтобы страна-должник предпринимала шаги для ликвидации своего отрицательного сальдо посредством уменьшения импорта и увеличения экспорта.
В конце каждого месяца суммарные значения импорта и экспорта из каждой страны в каждую другую (все балансы двусторонней торговли) консолидировались в единый чистый многосторонний баланс Банком международных расчетов в Базеле, Швейцария. Банк консолидировал эти доходы и расходы и вычитал суммарные поступления каждой страны из того, что она была должна всем другим. Если причитающаяся стране сумма была больше, чем суммы, которые она должна, ее активное кредитное сальдо переносилось дальше для оплаты покупок в последующие месяцы. Проблем, возникающих в результате колебаний обменных курсов валют, избегали с помощью использования единой валюты обмена или расчетной денежной единицы, в которой регистрировались активы и пассивы.
Хотя в начале работы платежного союза не было необходимости в фондах Плана Маршалла, некоторые средства Плана Маршалла были впоследствии использованы для поддержки операций союза. Это было осуществлено с помощью предоставления через платежный союз, а не непосредственно отдельным странам долларовых фондов, которые могли использоваться для оплаты закупок внутри Европы. Это обеспечило союз долларами, которые затем могли быть использованы для выплаты компенсаций странам, которые продолжали экспортировать больше, чем импортировать в рамках группы стран. В то время возможность зарабатывания долларов была дополнительным стимулом для государств-участниц экспортировать своим соседям больше, чем было импортировано от них. Результатом было дальнейшее увеличение темпов восстановления экономики.
В начале действия системы прав на получение кредита в результате переговоров в рамках Организации европейского экономического сотрудничества были установлены суммы прав на получение кредита, предоставленных каждой стране и от каждой страны, которые базировались на оценках потребностей каждой страны в импорте и оценках экспорта, который мог поступить из других стран для удовлетворения этих потребностей. Платежный союз функционировал с балансом или около него посредством поддержания чистого (суммарного) дефицита приблизительно в равновесии с чистыми доходами.
Таким образом, ЕПС сделал возможным для каждой страны удовлетворять свои наиболее острые потребности и платить за них посредством экспорта тех изделий, которые она могла производить с наибольшей эффективностью для удовлетворения потребностей других стран.
С тех пор платежный союз был назван наиболее важной частью всего Плана Маршалла. В течение пяти лет Европа восстановила свою экономику с превышением довоенного уровня, и платежный союз был больше не нужен. В Европе восстановилась нормальная торговля до уровня, который гарантировал экономическое восстановление и продолжение роста. Оставшиеся доходы экспортеров с излишком и задолженности других стран были небольшими и были легко конвертированы в простые двусторонние
ссуды между участниками.
Я считаю, что эта концепция многосторонних прав на получение кредита для быстрого оживления экономики европейских государств может быть адаптирована для возрождения внутренней экономики Украины. Вместо предоставления прав на получение кредита странам, они будут предоставляться отдельным предприятиям или отраслям экономики в рамках Украины и управляться украинской правительственной организацией.
Система многосторонних прав на получение кредита может, таким образом, дать толчок экономическому возрождению в Украине. Это не должно идти вразрез с текущими усилиями по созданию рыночной экономики, но должно оказать поддержку в преодолении нынешнего застоя.
Примечание
Использование прав на получение кредитов и централизованного клиринга расходов и доходов в Плане Маршалла подробно описано в книге Джекоба Каплана и Гюнтера Шлеймингера "Европейский платежный союз", опубликованной издательством "Кларендон Пресс", Оксфордский университет, 1989 г.".
По поводу книги Джекоба Каплана и Гюнтера Шлеймингера (Jacob J. Kaplan and GЯnther Schleiminger "The European payments union. Financial Diplomacy in the 1950s" Clarendon Press. Oxford. 1989), издание которой спонсировал Банк международных расчетов в Базеле, могу добавить, что история Европейского платежного союза, подробно и интересно изложенная в названной книге, содержит множество аргументов в пользу предложений профессора Франклина Линдсея по восстановлению экономики Украины. Надеюсь, что смогу в ближайшее время ознакомить читателей ZN.UA и с этими предложениями, и с дополнительными аргументами в их пользу.