Во втором номере ZN.UA от 19 января с.г. была опубликована статья Олексы Пидлуцкого "Джордж Маршалл - реставратор Европы". История знает не так много примеров успешного решения задач такого масштаба, которые решались в рамках плана Маршалла. За менее чем четыре послевоенных года (1948-1951 гг.) удалось добиться полного восстановления экономики высокоразвитого индустриального региона с населением почти 400 млн человек.
Существует мнение, что план Маршалла предполагал воссоздание Европы исключительно за счет оказания США финансовой помощи странам Западной Европы. Действительно, Соединенные Штаты оказывали безвозмездную финансовую помощь. Также предоставлялись кредиты и был обеспечен доступ продукции европейских предприятий на американский рынок. Все это и сыграло свою положительную роль, но, если бы все, что было сделано, ограничилось только этим, то результаты плана Маршалла были бы настолько скромны, что нам не стоило бы о них сейчас и вспоминать. Не деньги американцев определили успех. Решающим моментом в плане Маршалла стала та организационная работа, которую провела американская администрация плана Маршалла (Администрация экономического сотрудничества США), добиваясь от западноевропейских государств слаженной и самостоятельной работы по восстановлению разрушенных экономик своих стран. В конце концов, их усилия и усилия европейцев - энтузиастов идеи возрожденной, мирной и объединенной Европы привели к созданию организации, в рамках которой европейские страны смогли самостоятельно и успешно решить свои экономические проблемы. Такой организацией стал Европейский платежный союз (ЕПС), созданный в 1950 г., что позволило уже в следующем 1951 г. заявить об успешном завершении плана Маршалла.
Не лишним будет напомнить, что руководство США к необходимости плана Маршалла пришло не сразу и что этому плану действий предшествовал план Моргентау.
Генри Моргентау, министр финансов США, разработал "Программу по предотвращению развязывания Германией третьей мировой войны". План Моргентау был одобрен президентом США Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Черчиллем в 1944 г. и в 1945-м вступил в силу. Моргентау предлагал провести деиндустриализацию Германии, после чего превратить ее исключительно в аграрную страну. Во исполнение плана Моргентау сразу же после окончания войны западные союзники приступили к демонтажу оборудования немецких промышленных предприятий. Помимо этого, был наложен запрет на осуществление внешней торговли, морского рыболовства, на производство химических удобрений.
Однако в 1946-1947 гг. стало понятно, что план Моргентау создает в Германии очень серьезные экономические проблемы. Разобраться в происходящем было поручено бывшему президенту США Генри Гуверу. Посетив Германию в начале 1947 г., он сделал заключение: "Существует заблуждение, что новую Германию, оставшуюся после аннексии территорий, можно превратить в сельскую страну. Это невозможно сделать, не уничтожив или не вывезя из нее 25 млн жителей" (цитата из книги Эрика С.Райнерта "Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными", Государственный университет Высшей школы экономики, Москва, 2011, стр. 183).
Было принято решение, что лучшей защитой от угрозы немецкого реванша будет Европа, объединенная экономическим сотрудничеством. Так появился плана Маршалла, предполагающий не деиндустриализацию, а реиндустриализацию Германии и всей Европы.
В предыдущем номере ZN.UA мы уже останавливались на том, какое значение имел Европейский платежный союз в достижении целей, поставленных планом Маршалла.
Профессор Франклин А.Линдсей во время моего пребывания в Гарварде рассказывал о событиях, связанных с реализацией плана Маршалла, искренне недоумевая, что народ такой большой страны, как Украина, проявляет неспособность решить свои экономические проблемы. Возвратившись домой, я пытался донести предложения профессора Ф.Линдсея до руководства страны, но, к сожалению, из этого ничего не получилось.
Сейчас мало кто верит, что в Украине возможен экономический подъем, основанный на развитии внутреннего рынка. К сожалению, у нас слишком большое распространение получили радикальные вариации теории глобальной свободной торговли и сравнительного преимущества
Д.Риккардо. Но мы должны отдавать себе отчет в том, что преувеличение той роли, которую могут играть в экономике страны внешняя торговля и иностранные инвестиции, привело к тому, что в Украине вот уже 20 лет происходит спонтанная реализация чего-то очень похожего на план Моргентау.
Наверное, это надо было сделать раньше, но, как говорят, лучше позже, чем никогда, и сейчас я бы хотел ознакомить читателей ZN.UA с предложениями профессора Ф.Линдсея.
Предложение по восстановлению роста и производительности экономики Украины
Франклин ЛИНДСЕЙ
2 сентября 2000 г. Кембридж, Массачусетс.
Введение
Начиная с десятилетия до обретения независимости Украина испытывала серьезную нехватку капиталовложений для замены устаревших и изношенных основных средств. Со времени независимости она также страдала от формы экономического тупика, наступившего в результате накопления невыплаченной заработной платы, долгов за энергию, сырье, промышленные поставки и снабжение. Промышленность и сельское хозяйство были неспособны привлекать капиталовложения в адекватных количествах, а средства, предоставляемые правительством, зачастую не окупались. Для решения проблемы выхода из экономического тупика часто использовался бартер, который, как правило, представлял собой обременительный и неэффективный способ удовлетворения острой потребности в энергии, ресурсах и оборудовании.
Отсутствие замены и обновления основных средств и задержки в создании эффективной рыночно управляемой экономики привели к падению реальной экономики и жизненного уровня до неприемлемых значений.
При таких обстоятельствах современное государство Украина должно серьезно и без задержки рассмотреть шаги, направленные на предотвращение дальнейшего сползания в экономическую пропасть. На пути рыночных реформ все еще стоит много препятствий, хотя можно быть уверенным, что они со временем будут преодолены.
Когда государство испытывает серьезный экономический кризис, необходимы краткосрочные меры для преодоления неизбежной задержки, прежде чем основные рыночные реформы вступят в действие и начнут ускорять процесс восстановления.
Ситуация в Украине во многом похожа на ту, что была во время войны, когда стоял вопрос "Как использовать существующие промышленные (и сельскохозяйственные) ресурсы для быстрого производства реальных средств, необходимых для защиты государства".
В нынешней ситуации стране важны краткосрочные действия. Они не должны вступать в конфликт с одновременным проведением базовых структурных реформ. Реализованные надлежащим образом, они могут дать быстрые результаты, которые поддержат и ускорят долгосрочную и продолжительную реформу.
Я хочу предложить одну возможную модель, которая может обеспечить способ выхода из нынешнего тупика. Она представляет собой адаптацию программы плана Маршалла, которую я помогал воплощать в жизнь в Западной Европе для быстрого восстановления разрушенной Европы по окончании Второй мировой войны. Ее цель заключалась в обеспечении прямого способа восстановления, с помощью которого каждое из государств Западной Европы смогло бы быстро наладить выпуск на своих существующих производственных мощностях ресурсов, материалов и оборудования, в которых остро нуждались другие государства Западной Европы для реанимации своей экономики. Я полагаю, что использованные для этого механизмы могут быть адаптированы к Украине для установления связей между основными секторами экономики и отдельными предприятиями внутри этих секторов.
Для адаптации этой концепции к украинской экономике каждое предприятие-участник должно получить право на кредит для приобретения необходимых ресурсов и оборудования и, в свою очередь, предоставить право кредита другим участникам для приобретения ресурсов и оборудования из перечня своей продукции. Не должно быть никакого требования в отношении двустороннего баланса между полученными правами кредита и предоставленными правами кредита, избегая тем самым негативных аспектов нынешней бартерной системы. Вместо этого будут усилены преимущества многосторонней торговли.
Однако для каждого предприятия или отрасли промышленности суммарно предоставленные права на получение кредита должны приблизительно соответствовать суммарным полученным правам кредита.
Приобретения капитального оборудования должны включать в систему прав на получение кредита, хотя капитальное оборудование может быть выделено отдельно как часть прав на получение кредита, посвященного капиталовложениям.
Я полагаю, что может быть разработана система, направленная на выход из существующего экономического тупика и увеличение капиталовложений, в которой будут использоваться собственные украинские производительные силы - далеко не полностью используемые в настоящее время - для обновления, модернизации и замены устаревших основных средств в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве и энергетическом секторе.
Можно разработать такую программу экономического обновления, которая в большой степени или даже полностью будет самофинансируемой.
Центральным элементом этого предложения является система прав на получение кредита (кредитов), предоставляемого и получаемого каждым из основных предприятий, которая позволит им размещать заказы на других предприятиях для получения поступлений, необходимых им для наполнения экономики основными товарами и услугами, в которых она нуждается. Она также позволит им приобретать на машиностроительных предприятиях новое капитальное оборудование, необходимое для замены устаревших и изношенных основных средств. В систему могут быть интегрированы ссуды от Всемирного банка, ЕБРР и других источников капиталовложений.
Кредиты, предоставленные каждому предприятию, а также права на получение кредита, предоставленные другим участникам для приобретения товаров и услуг этого предприятия, будут базироваться на программах восстановления экономики предприятий и должны быть приблизительно уравновешенными.
Центральный орган власти, такой, как центральный банк Украины, должен осуществлять руководство программой и вести центральные бухгалтерские записи о выданных и использованных правах на получение кредита. В конце каждого отчетного периода он должен сводить баланс покупок каждого предприятия с кредитами на стоимость изделий, приобретенных от каждого предприятия другими участниками. Чистые положительные или отрицательные сальдо для каждого предприятия переносятся на следующий отчетный период. Положительное сальдо предприятия можно использовать для будущих покупок. Отрицательное сальдо также переносится вперед с ожиданием, что оно будет компенсировано будущими продажами.
Система прав на получение кредита была впервые успешно использована в плане Маршалла по окончании Второй мировой
войны для обеспечения возможности для каждой из стран - участниц плана Маршалла в Западной Европе использовать свои собственные ресурсы для совместного восстановления европейской экономики. Он был настолько успешным, что через четыре года от плана можно было отказаться, и Западная Европа продолжила свой рыночно управляемый экономический рост.
Хотя для финансирования острой потребности в импорте из-за границы использовались средства плана Маршалла, система прав на получение кредита была, по существу, самофинансируемой в рамках Европы.
Как можно организовать систему прав на получение кредита и централизованный клиринг активов и пассивов
Первый шаг должен заключаться в определении ключевых секторов внутренней экономики Украины, которые могут быть включены в систему прав на получение кредита и клиринга. Ключевыми секторами, например, могут быть:
- энергетический, включая электроэнергию, газ, нефтепродукты и уголь;
- сельское хозяйство, включая сельскохозяйственное оборудование, хранение, переработку и производство удобрений;
- транспорт, прежде всего железнодорожный;
- металлы, включая сталь и, возможно, алюминий;
- выбранное техническое оборудование, такое, как железнодорожные локомотивы и вагоны, оборудование для электростанций, сельскохозяйственные тракторы и т.д.;
- химикаты, особенно производство удобрений и пестицидов.
Второй шаг должен заключаться в установлении количественного выражения предоставляемых и получаемых прав на получение кредита для каждого
элемента экономики, включенного в этот план.
Права на получение кредита должны использоваться в отношении как капитального оборудования, так и оперативных ресурсов. Есть сильные аргументы в пользу включения и того и другого, хотя для капитального оборудования могут выдаваться отдельные права кредита для гарантирования того, что права кредита, предназначенные для капитального оборудования, не будут переведены на оперативные ресурсы. Система прав на получение кредита наряду с централизованным клирингом активов и пассивов для украинской внутренней экономики может быть, например, организована следующим образом:
- для сектора железнодорожного транспорта права на получение кредита должны предоставляться управлению железных дорог для приобретения электроэнергии, дизельного топлива, нового капитального оборудования и стальных рельсов для обновления путей;
- в свою очередь, энергетическим предприятиям должны предоставлять права на получение кредита для оплаты за покупку и транспортировку по железной дороге угля и нефтепродуктов;
- сельскохозяйственные предприятия должны получать права на кредиты для приобретения оборудования и ресурсов, а также для оплаты транспортировки своей продукции в центры переработки и хранения и в места распределения, а также к экспортным терминалам;
- аналогичным образом, предприятия по производству стали могут получать права кредита для покупки электроэнергии, угля и кокса, для оплаты транспортировки, а также для приобретения капитального оборудования;
- помимо прав на получение кредита для покупки стали, предоставляемых железным дорогам, управление трубопроводов для транспортировки газа может получать права кредита, которые могут быть использованы для приобретения стальных труб как для замены существующих труб, так и для строительства новых трубопроводов.
Гривни на зарплату будут обеспечиваться посредством конвертирования положительных клиринговых балансов в необходимые суммы и с помощью прямых продаж за гривни продуктов и услуг.
Окончательную форму такой системы прав на получение кредита должны разработать внутри украинского правительства люди, осознающие наиболее острые потребности экономики и взаимосвязи между секторами. Хотя налицо потенциальные преимущества, такая система не лишена также и потенциальных проблем.
Управление
Для системы прав на получение кредита необходима центральная административная организация. При осуществлении плана Маршалла эти функции выполнял Банк международных расчетов в Швейцарии. В Украине организацией, наиболее подходящей для осуществления управления функционированием системы прав на получение кредита, является Национальный банк Украины.
В начале программы для каждого участвующего государственного и приватизированного предприятия должны быть открыты кредитные счета. Все операции купли-продажи должны обрабатываться через эту центральную организацию.
По мере осуществления покупок суммарные права на получение кредита покупающей организации должны уменьшаться. Осуществляющая управление организация должна ввести кредитные счета для каждого участника. Покупки каждого предприятия у других участников должны вычитаться из прав на получение кредита этого предприятия. Если в конце отчетного периода предприятие имеет чистое положительное сальдо продаж и покупок, то оно переносится на следующий период для использования предприятием для осуществления последующих покупок. Если чистое сальдо отрицательно, его также можно перенести на следующий период, если только это краткосрочная сезонная задолженность, которая, по всей вероятности, будет компенсирована увеличенными продажами в следующий период. Если нет, то отрицательное сальдо может быть выплачено в гривнях, полученных от продаж покупателям, не участвующим в системе. Как альтернатива, накопленные долги могут быть конвертированы в краткосрочные долговые обязательства. Такая процедура использовалась в системе прав на получение кредита плана Маршалла.
Преимущества системы прав на получение кредита
Система прав на получение кредита имеет несколько потенциальных преимуществ:
- позволяет предприятию размещать заказы на новое капитальное оборудование и осуществлять оплату этого оборудования из выручки от продаж другим участникам;
- так как операции по правам на получение кредита проходят через банк, то в качестве побочного продукта генерируется ценная информация о состоянии экономики;
- можно точно определять сумму налогов, так как в распоряжении имеются все данные об операциях;
- можно узнать полное стоимостное выражение многосторонней торговли. Исключается потребность в неэффективном и обременительном бартере;
- легче осуществлять контроль над коррупцией, так как система платежей прозрачна для государственных аудиторов и прокуроров;
- Украина обладает администраторами и экономистами с опытом промышленного планирования, чьи знания и умение можно применить для разработки плана восстановления экономики;
- система прав на получение кредита, которая облегчает восстановление экономики, может быть остановлена в любое время, когда рыночная экономика будет в состоянии поддерживать экономический рост и возрождение;
- и последнее: вид современного нового оборудования, такого, как железнодорожные локомотивы и пассажирские поезда, станет материальным свидетельством для украинского народа, что, наконец, украинская экономика находится на пути к восстановлению.
Потенциальные проблемы
Определение суммы прав на получение кредита для каждого предприятия, включенного в систему, может быть объектом политического давления и возможной коррупции, так как каждый участник будет стремиться к максимизации своих прав на получение кредита от других организаций и минимизации прав на кредиты на собственную продукцию, предоставляемых другим предприятиям. Это потребует сильных и знающих администраторов для установления прав на получение кредита, которые представляют сбалансированные потребности экономики в ближайшее время.
Ссуды Всемирного банка на экономическое развитие, такие, как нынешние программы для реструктуризации угольных шахт и электроэнергетической промышленности, могут быть интегрированы во всеобъемлющую систему прав на получение кредита.
Может ли система прав
на получение кредита
быть успешно адаптирована к Украине?
Есть несколько вопросов, на которые необходимо ответить при принятии решения о том, может ли концепция прав на получение кредита и сбалансирования активов и пассивов быть полезной в стимулировании украинской экономики.
- Насколько большую часть экономики необходимо включить в систему? Какие промышленные группы или предприятия наиболее важны для восстановления и должны быть включены в систему?
- Какие сектора можно исключить? Легче начинать с меньшим количеством крупных предприятий в ключевых секторах, но при этом возможно исключение малых, но очень важных секторов экономики.
- Должен ли план концентрироваться на капиталовложениях или включать же все основные части экономики? Капиталовложения в новые или обновленные производственные мощности являются насущной потребностью и могут быть отправной точкой плана. Однако торговлю материалами, оборудованием и энергией, произведенными на существующих и расширенных основных средствах, следует включать с тем, чтобы исходные капиталовложения могли компенсироваться (оплачиваться) продажами продукции, появляющейся в результате капиталовложений.
- Как должны устанавливаться цены в расчетах прав на получение кредита: в соответствии с рыночными силами, в соответствии с международными рыночными ценами, где они существуют, или в соответствии с регулируемыми ценами, такими, как установленные нынешней регламентирующей комиссией по электроэнергии и предложенные объединением энергетических компаний?
- Как должна быть сконструирована система прав на получение кредита после принятия предварительного решения о включаемых секторах экономики? В качестве первого приближения предоставляемые и получаемые права на кредиты в каждом секторе должны быть приблизительно равны. Для секторов, связанных с торговлей потребительскими товарами или экспортной и импортной торговлей, их ожидаемые платежи и поступления в наличном виде должны быть оценены и включены в расчеты прав на получение кредитов.
- Какое финансирование понадобится, и откуда оно будет поступать? В платежной системе Западной Европы права на получение кредита были установлены исходя из предположения, что экспорт и импорт каждого участника должны быть приблизительно одинаковы. Следовательно, не требовалось никакого первоначального капитального финансирования. Впоследствии фонды плана Маршалла были добавлены в форме дополнительных денег для финансирования некоторой части экспорта от одного участника другому. Но вначале система платежей успешно функционировала без внешнего финансирования.
- Какие планы должны быть приняты взамен действовавших после окончания программы? Любой конечный план должен включать процедуры для своего завершения, когда экономика в целом оживет достаточно, чтобы продолжать расти за счет нормальных рыночных механизмов. В Западной Европе оставшиеся активы и пассивы во время прекращения программы (через четыре года) были легко и эффективно конвертированы в нормальное коммерческое финансирование.
- Какие административные гарантии предоставляются взамен? Пока не будут предоставлены административные гарантии, система прав на получение кредита может быть уязвимой для манипулирования со стороны предприятий с целью получения максимальных прав на кредиты для покупок, которые затем могут быть проданы на черном рынке. Пока система не будет тщательно сконструирована, она также будет уязвимой для других коррупционных действий. Однако направление всех кредитных и дебитных операций через центральный банк будет иметь преимущества как для целей аудита, так и для честного и эффективного сбора налогов.
- Права на получение кредита должны быть двусторонними или многосторонними? Двусторонние права на получение кредита будут наделять каждый сектор экономики или предприятие конкретными правами на кредит от отдельных участников. Многосторонние права будут наделять каждое хозяйственное подразделение единственным правом на получение кредита, которое оно может использовать по своему усмотрению с любым другим участником системы. Так, производитель электроэнергии может использовать свои права на получение кредита для приобретения угля, нефти, газа или оборудования по своему желанию. Каждая альтернатива имеет свои преимущества и недостатки.
- Можно ли разработать план, который не увеличивает инфляционное давление? Если система прав на получение кредита предназначена для существующих производственных мощностей, не используемых полностью в текущий момент времени, то инфляционное давление не должно возникать. Однако необходимо тщательно разработать систему прав на получение кредита таким образом, чтобы не создавался чрезмерный спрос на ограниченные мощности.
Как может работать система прав на получение кредита
В качестве гипотетического примера я выбрал железнодорожную организацию. Управление железной дороги должно составить план и бюджет для намеченных операций, включая текущие эксплуатационные расходы и текущую выручку от фрахта и обслуживания пассажиров. Я использовал гипотетические цифры, которые никак не связаны с реальными, но служат для пояснения концепции прав на получение кредита.
Запланированная годовая выручка:
Доход от перевозки пассажиров: 1 000 млн.
Доход от перевозки грузов:
транспортировка угля:
4 000 млн;
транспортировка зерна:
1 500 млн;
другая транспортировка:
2 000 млн.
Годовые расходы:
Электроэнергия: 2 000 млн.
Дизельное топливо: 1 000 млн.
Зарплата: 2 000 млн.
Другие расходы: 1 000 млн.
Запланированные капитальные затраты:
Новые грузовые вагоны:
1 000 млн.
Новые локомотивы:
электрические: 2 000 млн;
дизельные: 1 500 млн.
Пассажирские вагоны:
1 000 млн.
После пересмотра и утверждения этого производственного плана железнодорожной организации предоставлены права на получение кредита для приобретения:
- топлива и энергии:
3 000 млн;
- капитальных средств (локомотивов, вагонов и т.д.): 5 500 млн.
В то же время права на получение кредита на железнодорожные услуги предоставлены другим организациям для оплаты фрахтовых счетов управлению железной дороги:
- топливно-энергетической отрасли (на транспортировку угля): 4 000 млн;
- зерноперерабатывающей промышленности: 1 500 млн.
Половина должна быть поставлена в первый год и половина - во второй год.
Так как транспортные услуги предоставляются в соответствии с правами на получение кредита, их стоимость вносится на счет управления железной дороги в центральном банке.
Параллельно, по мере предоставления изделий и услуг для управления железной дороги, их стоимость списывается со счета железной дороги.
Предполагая, что покупка ресурсов и услуг управлением железной дороги приблизительно равна правам на получение кредита и что все транспортные услуги предоставляются железной дорогой до конца первого года, железная дорога предоставит транспортные услуги на 9 000 млн согласно правам на получение кредита и получит ресурсов и услуг на 4 000 млн в соответствии с полученными правами на кредит. Это позволит разместить заказы на новое капитальное оборудование - локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны.
Зарплата рабочим должна выплачиваться наличными. Все или часть этих денег поступит в виде наличной выручки от стоимости проезда пассажиров и других доходов от фрахта, которые не включены в права на получение кредита. Если наличной выручки будет недостаточно для покрытия выплат зарплаты, то дефицит будет покрываться с помощью конвертирования в гривню оставшегося на счете излишка прав на получение кредита.
Следовательно, в этой гипотетической модели капиталовложения в новое оборудование будут финансироваться посредством компенсации кредитов за транспортные услуги, предоставленные другим отраслям промышленности.
Я считаю обоснованным ожидать, что большинство секторов промышленности и предприятий будут накапливать чистые излишки. Это будет происходить вследствие того, что местные и мировые рыночные цены включают амортизационные отчисления на производственное оборудование, использованное в производственном процессе. В Украине большинство заводов-производителей построено и оплачено при советской системе. Я считаю обоснованным ожидать, что выручка от продажи изделий и услуг будет превышать на значительную разницу текущие затраты на заработную плату, материалы, энергию и ресурсы, использованные в производственном процессе. Следовательно, можно считать, что система прав на получение кредита, включая приобретение нового капитального оборудования, может быть разработана таким образом, чтобы быть в большой степени или полностью самофинансируемой системой, которая будет обеспечивать приобретение новых капитальных средств для замены устаревшего и изношенного оборудования.
Преимущества системы прав на получение кредита заключаются в том, что она позволяет промышленности размещать заказы на новое капитальное оборудование без государственных субсидий или ожидания в течение лет накопления средств для оплаты нового основного капитала.
Вместо заключения
Франклин А. Линдсей умер в г. Бостоне 13 октября 2011 года, так и не дождавшись начала экономического подъема в Украине. Интересно, доживет ли до этого счастливого момента кто-либо из нас?