Е-БЕСПРЕДЕЛ Е-БЮРОКРАТИИ ОЖИДАЕТ Е-УКРАИНУ В ОТСУТСТВИЕ ГРАМОТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Поделиться
Очевидно, что построение информационного общества, к которому сегодня стремится Украина, не сводится к простому наращиванию количества веб-сайтов и пользователей Интернета...

Очевидно, что построение информационного общества, к которому сегодня стремится Украина, не сводится к простому наращиванию количества веб-сайтов и пользователей Интернета. Чтобы современные информационные сети действительно могли эффективно использоваться для повышения качества жизни населения нашей страны, необходимо решить целый ряд связанных между собой проблем. Например, без соответствующего правового урегулирования (прежде всего без принятия законов об электронной подписи и электронном документообороте) использование электронных данных в экономике и управлении не может существенно повысить их эффективность. Ведь взаимодействие (обмен данными) между различными субъектами по-прежнему будет происходить путем медленной бумажной переписки. Наполнение электронного информационного пространства (питающего сегодня все традиционное газетное и радиотелевизионное информационное пространство) не будет качественным без правового урегулирования работы электронных информационных ресурсов (будь то интернет-СМИ или правительственные порталы): защиты авторских прав, ответственности за достоверность информации. Ни граждане, ни предприятия, ни государство не рискнут активно присутствовать в Сети без гарантий защиты их информации, размещенной в электронном пространстве. И это лишь малая часть вопросов, решение которых предусмотрено разрабатываемой ныне Концепцией развития государственной информационной политики Украины. Обсуждению проекта этой концепции было посвящено состоявшееся во вторник в Национальном институте стратегических исследований (НИСИ) заседание «круглого стола» «Государственная информационная политика — проблемы законодательного обеспечения». Заседание было первым и носило название «Информатизация и открытость власти как средства демократизации общества». В нем приняли участие представители НИСИ, Института информационного общества, Верховной Рады, Госкомсвязи и Кабинета министров, телекоммуникационных операторов (представители Госкоминформа, призванного проводить в жизнь государственную информационную политику, почему-то отсутствовали).

Такие разные проблемы

Как водится, говорили в первую очередь о проблемах и недостатках существующей государственной информационной политики. Например, народный депутат Игорь Юхновский подчеркнул необходимость украинизации банков данных и создания украинских программных пакетов типа Microsoft Offise, с помощью которых должна строиться информационная инфраструктура украинского образования. Заместитель директора НИСИ Александр Литвиненко напомнил о том, что информационную политику в государстве регулируют более 150 нормативных актов, не согласованных между собой. В начале заседания выступавшие акцентировали внимание в основном на необходимости создания правового поля для информационной политики в целом и информатизации в частности. Среди основных проблем назывались слабая действенность законов о защите авторских прав, неурегулированность вопросов защиты информации, в том числе приватной, а также вопросы ответственности создателей и распространителей информации за ее достоверность, полноту и своевременность. В своем докладе системно подошел к вопросу о необходимой структуре информационного законодательства начальник Управления телекоммуникаций и информатизации Киевской горадминистрации Александр Баранов. Предложенный им «матричный метод» позволяет описать исчерпывающее множество общественных и правовых отношений субъектов информационного пространства (целой номенклатуры разработчиков и носителей информации) в процессе жизненного цикла информации (создание, публикация, распространение, хранение, утилизация). Грубо говоря, каждый этап вышеупомянутого жизненного цикла информации для каждого типа информационного субъекта должен быть регламентирован соответствующими нормами тех или иных законов.

Электронная Украина будет через неделю

Программа «Электронная Украина», подготовленная Государственным комитетом связи и информатизации, уже на этой неделе будет вынесена на обсуждение на «круглом столе», а уже в начале следующего года предложена для утверждения Верховной Радой. Об этом сообщил на заседании «круглого стола» заместитель председателя Госкомсвязи Олег Проживальский. Его выступление было едва ли не самым оптимистичным на встрече. Профессиональный связист, Проживальский в масштабах страны отвечает за создание технологической инфраструктуры для информационного общества. Из приведенных им цифр следует, что инфраструктура эта создается в Украине довольно высокими темпами. Объем инвестиций в телекоммуникации вырос с 829 миллионов гривен в 1998 году до 2,8 миллиарда гривен в текущем (ожидаемая цифра). Количество пользователей Интернета по-прежнему оценивается в 2,2 миллиона, количество пользователей мобильной связи — в 3,6 миллиона. Более 80% органов государственной власти обзавелись интернет-сайтами и тем самым сделали первый шаг к созданию интерактивных информационных порталов, основы будущего электронного правительства. Однако не все ладно в медно-кремниевом скелете будущего информационного общества. Опасения Олега Проживальского по-прежнему вызывает Государственный концерн радиосвязи, радиовещания и телевидения. За шесть лет, которые ГКРРТ в качестве залога свободы слова в стране находился под контролем Госкоминформа, предприятие накопило огромные долги, а также катастрофически снизило темпы технологического перевооружения (в год вводилось по нескольку новых передатчиков против полутора сотен в начале девяностых). В последний год, когда предприятие уже находилось под управлением Госкомсвязи, достигнуто некоторое улучшение показателей, однако говорить о коренных переменах в деятельности концерна пока не приходится. Следующая проблема, затронутая Проживальским, — распыление государственных средств, которые тратятся на внедрение в государственных органах информационно-коммуникационных технологий. Так, государственным бюджетом в текущем году было выделено 8 миллионов гривен на реализацию стратегической Национальной программы информатизации. В то же время в рамках отраслевых программ информатизации было предусмотрено освоение 250 миллионов гривен. Такое распыление средств часто приводит к неэффективному их использованию — закупается техника разных производителей, которую затем трудно согласовать между собой, различные ведомства разрабатывают программные продукты для решения одинаковых задач (например, системы электронного документооборота). Единую же стратегию информатизации государственных органов не проводит никто. По словам Олега Проживальского, первая попытка такой консолидации государственных средств в рамках национальной программы информатизации предпринята в государственном бюджете на следующий год. В этих условиях программа «Электронная Украина» как раз и должна указать основные направления стратегии создания информационной инфраструктуры государства.

Еще об инфраструктуре

Дополнением к обсуждавшейся на «круглом столе» Концепции национальной информационной политики служит еще одна концепция, на этот раз развития государственной информационной инфраструктуры. Похоже, что этот документ активно перекликается с «Электронной Украиной», которую мы увидим на следующей неделе. Концепция эта должна быть утверждена в рамках Закона «О Концепции национальной программы информатизации». Закон этот, в свою очередь, дает определение национальной информационной инфраструктуры (ИИ) как совокупности вычислительной и коммуникационной техники, телекоммуникационных сетей, баз и банков данных и знаний, информационных технологий, систем информационно-аналитических центров разного уровня, производства технических средств, а также системы научно исследовательских учреждений и подготовки высококвалифицированных специалистов. Отдельным важным компонентом национальной информационной инфраструктуры являются СМИ, особенно электронные. А конечным звеном ИИ, непосредственно взаимодействующим с потребителем информации, является система предоставления информационных услуг.

В качестве главного направления развития национальной системы телекоммуникаций (одного из главных элементов ИИ) концепция определяет ее интеграцию в глобальную и европейскую информационные инфраструктуры. Конкретные приоритеты развития системы телекоммуникаций остаются теми же, что определены комплексной программой создания Единой национальной системы связи от 1993 года. Так, спутниковой связи отводится роль средства организации международной телефонной связи и распространения программ телерадиовещания, а развиваться ей придется с использованием зарубежных спутников. Мобильную связь планируется развивать с использованием европейского стандарта GSM в диапазонах 900 и 1800 МГц, с дальнейшей конверсией радиочастот; оговаривается, правда, необходимость комплексного решения проблем, связанных с внедрением современных радиотехнологий (в 93 году еще не было перспективного, но неевропейского CDMA). Использование глобальной сети Интернет также названо одним из приоритетных направлений формирования национальной ИИ.

Важной частью национальной ИИ являются производство средств информатизации и телекоммуникаций и программного обеспечения для них. Концепция предусматривает льготы отечественным производителям этих компонент ИИ, а также обеспечение создания хранилищ данных, в качестве наиболее перспективной технологии для этого отмечая Интранет и виртуальные приватные сети. Особое внимание уделяется необходимости создания виртуальных библиотечных и архивных ресурсов, а также национальной системы научно-технической информации. Подчеркивается, что все вышеназванные и неназванные информационные ресурсы должны создаваться с приоритетным использованием программного обеспечения украинского производства. Уделяется также внимание и ряду прикладных проблем функционирования интернет-технологий: архивированию социально значимых интернет-ресурсов, координации деятельности по каталогизации ресурсов, обеспечении лингвистической поддержки — украиноязычного поиска, автоматического перевода на украинский и с украинского.

Отдельными пунктами в концепции прописано регулирование правовых отношений (как на основе существующего законодательства, так и на основе норм, которые необходимо принять); обеспечение государственной политики в области ИИ (контроля, регулирования, интеграции в мировые структуры, фундаментальных исследований), а также вопросы защиты информации и ее пользователей.

Политика формирования и развития Государственной информационной инфраструктуры включает в себя координацию деятельности и распределение функций между органами власти относительно развития ИИ; обеспечение внедрения информационных технологий в органах власти, в частности — внедрение информационно-аналитических систем обеспечения их деятельности; обеспечение предоставления информационных услуг гражданам со стороны органов государственной власти, а также обеспечение универсальности доступа к информационным ресурсам и услугам; обеспечение защиты информации органов власти; обеспечение защиты авторских прав и интеллектуальной собственности; а также обеспечение сохранения и развития национального культурного достояния с помощью современных технологий.

Цифры в Word’е

Использование компьютеров в качестве печатных машинок, в массовом порядке наблюдающееся в офисах государственных органов (и не только), сродни забиванию гвоздей золотыми часами. Таков общий смысл выступления целого ряда участников «круглого стола» ближе к его окончанию, когда начали говорить о наболевшем. Может, иногда излишне горячо и не столь систематично и основательно, как у первых выступающих, однако речь шла о реальных проблемах информатизации. По мнению заведующего отделом информационных технологий НИСИ Валерия Заболоцкого, сегодня при использовании компьютеров в государственном управлении утрачен сам смысл термина «электронно-вычислительная машина» — машина для вычислений. В документах, создаваемых с помощью Word’a на офисных компьютерах, чисел нет — есть только цифры как текстовые символы. Цифры Word’овских документов не подлежат обработке численными методами, их невозможно систематизировать и проанализировать. Вот такой наглядный пример коренного различия между компьютеризацией и информатизацией. Многие выступавшие говорили о нарастающей проблеме несогласованности, несвязанности информационных систем, выстраиваемых сейчас различными государственными структурами, — от чего активно предостерегают нас западные коллеги, уже набившие себе шишек на этой проблеме (в виде необходимости тратить дополнительные средства на взаимоувязку различных систем). Говорилось о слабой готовности руководителей разных уровней пользоваться информационными системами — о неумении создавать запросы на аналитическую информацию. Причем о неумении как в плане незнания языка запросов конкретной информационной системы, так и в плане осознания, какой аналитический срез необходим для принятия конкретных решений в конкретной ситуации. Говорили о затрудненном доступе к информационным базам, когда государственные органы вынуждены изыскивать средства на оплату доступа к Интернету по совершенно не предусмотренным для этого статьям расходов образца пятидесятых годов. И еще раз о качестве информации, наполняющей современные хранилища данных. Как резонно отметил первый заместитель директора Национального института проблем международной безопасности Анатолий Гуцал, если системы электронного документооборота будут наполнены такими же безграмотными документами, какие порой циркулируют в госучреждениях в бумажном виде, то кому это нужно? Не говоря уж об «электронном мусоре», наполняющем офисные компьютеры секретарш и других чиновников.

Как бы там ни было, Концепция национальной информационной политики, обсуждавшаяся на «круглом столе», рано или поздно, с поправками или без, но будет утверждена парламентом. Как и программа «Электронная Украина» — один из инструментов реализации этой самой национальной информационной политики. Но реалии современной управленческой структуры Украинского государства таковы, что выполнение любой программы возможно лишь после соответствующего пинка из администрации Президента. Ярчайший пример тому — Указ Президента о размещении информации органов государственной власти в Интернете, лишь с принятием которого чиновники поняли, что от сайтостроительства и сайтоподдержания в рабочем состоянии никуда не деться. Сегодня в администрации, как и в правительстве, хорошо понимают необходимость систематической, целенаправленной информатизации. Свидетельство тому — недавнее совещание под руководством вице-премьера по гуманитарным вопросам Дмитрия Табачника на тему создания единой системы информационно-аналитического обеспечения правительства. Будем надеяться, что активность парламентариев, правительства и общественности в деле создания информационного общества найдет свое подкрепление и в соответствующих «царских указах».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме