Слухи о возможном распаде автомобильного концерна DaimlerChrysler AG появились в западной прессе еще до обнародования рекордной суммы убытков американского подразделения автогиганта за 2006 год — 1,5 млрд. долл. Слияние в 1998 году немецкой компании Daimler-Benz AG и третьего по величине на американском рынке производителя автомобилей, прославившегося своими внедорожниками, многими было воспринято со скепсисом. Вслед за этим спорным решением последовал еще целый ряд малоперспективных приобретений, от которых в скором времени пришлось отказаться. Но только неизбежный, как теперь представляется, развод с американским подразделением вызывает такой чрезмерный накал эмоций.
Как известно, нынешний глава трансатлантического картеля «Дитер Цетще» в свое время возглавлял американский Chrysler, и именно этот момент, как считают аналитики, существенно осложняет бракоразводный процесс. Да и можно ли его вообще назвать бракоразводным? В момент слияния обе компании котировались практически на равных, и стоимость американского гиганта оценивалась в 35 млрд. долл. Однако беспрецедентный рост цен на нефть (следовательно, и на бензин), а также повальная озабоченность борьбой с лишним выбросом парниковых газов привели к резкому изменению покупательских приоритетов самих американцев. Теперь, по мнению экспертов, речь идет уже не о разрыве равноценных отношений, а о попытках спихнуть с рук «дочку»-обузу. И возможность выручить за нее хоть 7—8 млрд. долл. калыма большинством акционеров расценивается как невиданная удача. Ведь гораздо чаще аналитики называют сумму в 5—6 млрд. долл.
Впрочем, как показало недавнее собрание акционеров DaimlerChrysler, гораздо сильнее процесса продажи «падчерицы» заинтересованные стороны волнует изменение названия компании. То, что частицу Chrysler нужно вычеркнуть еще даже до осуществления акта купли-продажи, кажется бесспорным наиболее активным акционерам, которые, по совместительству, являются также и миноритарными. Очень активно обсуждалась возможность возврата к старому названию — Daimler-Benz AG. Однако принятие такого решения означало бы признание того факта, что девять лет, проведенные «в браке», оказались прожитыми впустую (если не сказать больше). Поэтому наиболее логичным решением на данный момент представляется название Daimler Group, что может быть косвенным образом расценено как вызов основному европейскому сопернику — баварской компании BMW Group. С другой стороны, такое решение реанимирует активность тех акционеров, которые еще в 1998 году высказывали свое возмущение по поводу того, что исчезла из названия концерна фамилия Карла Бенца, одного из основателей компании.
В общем, основным вопросом общего собрания акционеров стали вариации на знакомую нам с детства тему «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Тем временем высшее руководство компании и стратегические инвесторы в гораздо большей степени озабочены финансовыми условиями дальнейшего существования концерна. Или, по крайней мере, того, что от него останется. Именно с этой целью в феврале было объявлено о сокращении 13 тысяч рабочих мест (что составляет порядка 16% всей рабочей силы концерна), а также о закрытии двух заводов в США. Правда, ситуация существенно осложняется необходимостью выплаты значительных компенсаций рабочим, сумма которых исчисляется в миллиардах долларов и к тому же в двузначных числах.
Впрочем, это не остановило сразу несколько компаний, уже проявивших самый живой интерес к покупке бывшего представителя «могучей детройтской тройки» (этого статуса его лишила экономичная и маневренная Toyota). Как сообщают неофициальные источники, в числе потенциальных покупателей оказались инвестиционные фонды Cerberus Capital Management и The Blackstone Group, а также канадский производитель автокомпонентов Magna International Inc. Ранее (также неофициально) сообщалось об определенной заинтересованности в приобретении американского подразделения со стороны General Motors. Встречалась в прессе и информация об интересных предложениях от китайских и даже российских автопроизводителей.
Примечательно, что именно закрытость информации об имеющихся вариантах выхода из кризиса расценивается как наиболее негативный фактор. По крайней мере, это проявилось в некотором падении цены на акции концерна после собрания акционеров, на котором они всей необходимой информации, судя по всему, так и не получили. К тому же именно те грабли, на которые наступил Chrysler, могут оказаться фатальными и для Daimler, какое бы название он в конце концов ни получил. Автомобили марки Mercedes, которые сейчас достаточно охотно раскупаются в Европе, могут не пройти тест на соответствие строгим экологическим стандартам, вводимым Евросоюзом.