Без права на сырье. Приказ Госкомлесхоза лишил рынок леса свободы предпринимательской деятельности

Поделиться
Органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов’язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України...

Органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов’язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України.

Конституція України, ст.19

Спешно готовящаяся к реализации инициатива комитета заставила бизнес-структуры пойти на крайние меры. К примеру, в Черновцах предприниматели просто перекрыли дорогу премьер-министру. А члены ассоциации «Меблідеревпром» подали иск в хозяйственный суд, ответчиком в котором выступает Госкомитет лесного хозяйства. Предпринятые меры оказались результативными. Постановлением Хозяйственного суда г. Киева было остановлено действие приказа №264 «Об усовершенствовании механизмов продажи необработанной древесины». Кроме того, по результатам совещания у премьер-министра Украины, на котором присутствовали черновицкие городские власти и отраслевые бизнес-ассоциации, было принято специальное премьерское поручение:

1. Перенести до 1 марта 2007 года срок начала действия приказа Госкомлесхоза.

2. Создать при участии представителей ведущих предприятий деревообрабатывающей промышленности (их объединений) рабочую группу по вопросам усовершенствования до 1 февраля 2007 года порядка продажи необработанной древесины.

Первое заседание рабочей группы состоялось 18 января. На усовершенствования у нее всего 13 календарных дней. Дело не в суевериях, но этого времени явно недостаточно, чтобы уже в феврале 2007 года провести даже пробные биржевые торги, как это записано в четвертом пункте премьерского распоряжения.

Власть и бизнес неразделимы

По словам предпринимателей, в настоящее время еще действует старый порядок покупки-продажи леса, но, учитывая неопределенность, которую внес своим приказом Госкомлесхоз, прямые долгосрочные договора заключить не удается. Напомним («ЗН», №50 от 30.12.2006 г.), Госкомлесхоз, забыв, похоже, что он является органом исполнительной власти, а не субъектом хозяйственной деятельности, и, пользуясь своим абсолютным влиянием на лесхозы (заготовители всего леса в стране), начал диктовать им условия продажи сырья. «Установить, что реализация необработанной древесины осуществляется через аукционы…» — значится в п.1 приказа №264. Продажи исключительно через аукционы автоматически запрещают все прямые договора с лесхозами. Стало быть, сырье можно приобрести либо на аукционе, либо у посредников.

Казалось бы, резкая и немотивированная смена правил игры на рынке должна была хотя бы насторожить Госкомпредпринимательства, защищающего интересы предпринимателей. Отнюдь: подписывая регуляторный акт с участниками рынка не только не посоветовались, но даже не поставили их в известность. А сам приказ был размещен на сайте Госкомлесхоза «в последний день подачи замечаний и предложений», — говорится в обращении к премьеру ассоциаций «Меблідеревпром» и «Укрпапір».

Хоть плачь, хоть смейся

Подход явно не государственный, ведь фиаско, которое ожидало торговое мероприятие, ударило бы прежде всего по предприятиям деревообрабатывающей и мебельной отраслей, обеспечивающих рост прибавочной стоимости соответственно в шесть и 12 раз. То, что торги слабо подготовлены, видно невооруженным глазом. Автор статьи в свое время изучал биржевую деятельность, стажировался на биржах Чикаго и Миннеаполиса. Но то, что прелагается осуществить, на реальную биржевую торговлю не похоже. Знали бы американцы, как у нас лихо организовывают биржевые торги, повеселились бы. Это же надо додуматься: упаковать весь (реально еще не существующий) годовой объем леса в 11 лотах, внутри которых смешать в кучу «елки и моталки» и пытаться все это продать на аукционе, который проводится один раз в год. При этом стоимость отдельного лота тянет от 112 до 267 млн. грн., а гарантийный взнос за участие (платят почему-то только покупатели) в мероприятии превышает 5 млн. грн. Плюс несколько сотен тысяч гривен комиссионных за услуги биржи (0,11% от начальной стоимости приобретенного лота).

На какого покупателя ориентировались в Госкомлесхозе, устанавливая такие объемы закупок? Даже крупным отраслевым предприятиям предлагаемые закупки не по карману, да и незачем им покупать лот, куда свален в кучу лес разных пород и качества. Нерезидентов отсекли от торгов положением, в котором они не рассматриваются как покупатели. Таким образом, среди вероятных покупателей остаются разве что финансово-промышленные группы, которые могли бы на монопольной перепродаже леса без особых усилий получить свою дельту.

Разумеется, все эти дополнительные расходы на «усовершенствование» продаж леса неминуемо отразились бы на цене изготовленной из него продукции. Количество предприятий, объявивших после этого о своем банкротстве, во многом зависело бы от той дельты, которую захотел бы получить посредник-монополист.

Бесправие на местах

Любопытно, что ситуация поставила в нелепое положение не только потребителей леса, но и его поставщиков. Ведь лесхозы являются самостоятельными предприятиями, хоть и с государственной формой собственности. Свой бизнес они тоже строят на принципах свободы предпринимательства, которые уж точно предполагают самостоятельную реализацию продукции и не только в Украине, но и за ее пределами. Значит, вряд ли лесхозам по душе принудиловка, которая превращает их в бесправных заготовителей.

Самыми беззащитными при этом оказываются покупатели, представляющие малый и средний бизнес. Если раньше они отоваривались преимущественно на местах, заключая прямые договора, то теперь, учитывая их скромные потребности в сырье, вынуждены будут кланяться перепродавцам или даже цепочке перекупщиков. А мебельщики неизбежно столкнуться с значительным ростом цен на древесностружечные плиты (ДСП) и фанеру.

Не легче и крупным производителям ДCП, ламинированных ДCП и фанеры. Эти современные производственные комплексы, ежегодно вкладывающие в модернизацию производства 30—50 млн. евро, как и меткомбинаты, имеют непрерывный техпроцесс. Работы тут ведутся в четыре смены и не предполагают остановки. Одно современное деревообрабатывающее предприятие потребляет в день около 2 тыс. м3 технологической древесины. Если начнутся перебои с поставками сырья, убытки будут исчисляться миллионами долларов в день.

Вероятно, авторам пресловутого приказа стоит напомнить, что ныне годовой оборот деревообрабатывающей отрасли достиг 0,5 млрд. долл., темпы роста производства удерживаются на уровне 25—30% в год. Это одна из немногих отраслей, превысившая уровень производства 1991 года. Она обеспечивает конструкционными материалами мебельщиков, дающих еще 1,5 млрд. долл. оборота.

Непонятно почему из-за того, что кто-то надумал заменить рынок тотальной распродажей, все это должно вдруг развалиться. Тем более что деревообработчики потребляют только 25% древесины, причем низкосортной, которая по большому счету больше никому не нужна. А Украина не только не страдает дефицитом леса, но и экспортирует около 40% заготовленной древесины, естественно, высокого качества.

При этом никто не считает потери, которые несет малолесное государство от вывоза необработанной древесины. Вместо этого гордятся более высокой ценой на экспортируемый лес. Первые ласточки такой искривленной экономики уже прилетели: сегодня европейские компании предлагают отечественным производителям поставки украинского сырья.

Тотальный контроль центра?

Создается впечатление, что в выигрыше от централизованной распродажи не окажется даже Госкомлесхоз. Во всяком случае, вряд ли он сможет длительное время контролировать средства, вырученные от «биржевой» продажи леса. А вот воровать древесину меньше не станут. Скорее, наоборот, ведь другого источника сырья и денег от его продажи на местах просто не остается. Можно не сомневаться, что кроме апробированных способов, когда по документам загружено 20 кубов ели, а фактически — 50 дуба, придумают и новые. Наверное, это закономерно для стран, где орган государственной исполнительной власти занимается несвойственным ему делом — организацией аукционов на бирже, регулируя отношения, которые в соответствии с законодательством должны регулироваться законами или нормативными правовыми актами других организаций и органов.

А может, прежде чем забор городить, нужно было сначала оценить экономическую целесообразность создания биржи? И если это невыгодно или в данный момент невозможно, то честно об этом дать знать наверх. А не заниматься тем, чем не должен и не умеешь, подставляя под удар людей, наполняющих бюджет, обеспечивая тебе же зарплату. Хоть не в конверте, зато стабильно.

Мнения экспертов

Сергей Сагаль, президент Ассоциации «Меблідеревпром»

— С одной стороны, Госкомлесхоз признает, что до сих пор 80% организованных аукционов себя не оправдали. С другой — комитет упрямо продвигает идею единого аукциона, на котором намеревается продать годовые объемы леса. Этот глобальный эксперимент, еще не начавшись, уже повлиял на ритмичность работы тысяч деревообрабатывающих и мебельных предприятий. Поднял на 10—15% цены на сырье. Предприятия любой ценой пытаются обезопасить себя от простоя. Ведь пресловутый приказ и положение об организации и проведении аукционов лишает их возможности свободно закупать лес нужного вида и в необходимых объемах.

Заседание рабочей группы показало, что представители ни Госкомлесхоза, ни Минэкономики и прочих министерств не в состоянии без участников рынка создать систему, которая бы устраивала производителей. А нужно не так много — всего лишь прозрачная система продаж. При этом спрос и предложение сами урегулируют цены.

Если уж так хочется продолжать эксперименты, то сначала нужно гарантированно обеспечить производителей сырьем. А чтобы торги не повторили судьбу предыдущих, необходимо позаботиться о его должной организации. Биржа за месяц не создается…

Гермут Штефан, генеральный менеджер
ООО «Свиспан Лимитед» (производство ДСП)

— Предложенная система продаж направлена на монополизацию существующего рынка, снижает конкурентоспособность украинских предприятий. Ни одна из производственных компаний, какой бы крупной она ни была, не сможет купить из предложенного даже один лот леса. Значит, за них это сделает специально созданная компания-посредник или несколько, которые затем разделят лес на составляющие и предложат его производственникам, оставляя за собой право диктовать цены независимо от рыночных условий.

В европейских странах при продаже леса никто, никому и ничего не навязывает. Покупается только необходимое сырье и в количестве, требующемся конкретному потребителю.

Если правительство в решении данной проблемы будет действовать так, как оно это декларирует за пределами страны, приглашая иностранных инвесторов и продвигая страну в ВТО, то эта ущербная система не будет введена в Украине.

Валентин Щербина, завкафедрой хозяйственного права
юридического факультета Киевского национального университета им. Шевченко (выдержка из научного заключения)

— Ни среди функций Госкомлесхоза, ни среди его прав нет такого полномочия, как определение механизмов продажи необработанной древесины.

Концепция реформирования и развития лесного хозяйства, на которую сослались в преамбуле приказа, лишь предусматривает введение порядка реализации заготовленной древесины на конкурсных началах через аукционы и торги для формирования прозрачного рынка древесины, но этим распоряжением Кабинет министров не определил такой порядок как общеобязательный или исключительный.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме