Согласно электронному словарю Ефремовой, картель является одной из форм монополистического объединения, участники которого заключают соглашение с целью извлечения монопольной прибыли, сохраняя при этом коммерческую самостоятельность. «Толковый словарь биржевика» (тоже в электронном виде) дает еще и такое уточнение термина — целью образования картеля является получение в общих интересах прибыли путем устранения и регламентации конкуренции между его участниками, а также путем подавления «внешней» конкуренции. А с пометкой «устар.» можно найти и такое значение этого слова — письменный вызов на дуэль. Судя по всему, именно так и была воспринята публикация в американских СМИ доклада Федерации потребителей Америки (ФПА), в котором говорилось, что представители индустрии недвижимости действуют как члены картеля, замораживая конкуренцию, вызывая рост цен и снижение уровня качества обслуживания потребителей.
Основным автором доклада является Стивен Бробек, исполнительный директор ФПА, который всеобщее возмущение запредельными ценами на жилье сформулировал со всей юридической определенностью. В частности, в ближайшее время он собирается всеми доступными ему средствами добиваться получения ответов на следующие вопросы:
— почему американские брокеры получают унифицированный процент от заключенной сделки, размер которого не зависит от опыта и квалификации сотрудника, а также от качества предоставляемых им услуг, зато непосредственно связан с размером сделки? Иными словами, неужели услуги неопытного новичка, «толкнувшего» с первой попытки недвижимость стоимостью 800 тыс. долл., представляют для клиентов в четыре раза большую ценность, чем труд его гораздо более квалифицированного коллеги, добросовестно реализующего жилье стоимостью 200 тыс. долл.?
— как можно расценить все более широкое распространение практики, при которой один и тот же брокер выступает как со стороны покупателя, так и продавца? Ведь не секрет, что в этом случае риелтор больше заинтересован в том, чтобы сделка состоялась (а он сам получил гонорар), чем в отстаивании интересов своего клиента (хорошо бы еще разобраться, какого именно);
— как с точки зрения свободной конкуренции можно оправдать еще одно следствие практики «двойного корыта» (описанной выше), в результате которой каждый брокер заинтересован в использовании только своей собственной (или своего агентства) базы данных, что существенно ограничивает возможность свободного выбора?
— каким образом высчитывается себестоимость труда риелтора? Неужели труд, вложенный в продажу/покупку дома стоимостью 400 тыс. долл., за которую брокер получает комиссионные в размере 24 тыс. долл., и которых хватает на покупку приличного автомобиля, соизмерим с затратами, необходимыми для производства этого автомобиля?
— и, наконец, почему оплата труда риелтора в США несоизмерима с гонорарами их коллег в других развитых странах? В Америке, в частности, комиссионные от сделки составляют 6—7 процентов, тогда как средним показателем считается 2—4 процента.
Реакция со стороны Национальной ассоциации риелторов Америки на эти публикации последовала незамедлительно. Томас Стивен, ее президент, заявил, что ФПА не имеет ни малейшего представления об истинном положении дел в этой отрасли народного хозяйства, и что армия американских брокеров (общей численностью около двух миллионов) и так находится в крайне тяжелом положении. Во-первых, период рекордного роста цен на недвижимость уже подошел к концу, а, во-вторых, возможность поиска предложений в Интернете существенно ограничивают свободу деятельности традиционных риелторов. Более того, виртуальные риелторы работают за гораздо меньшую комиссию — около трех процентов. Правда, качество услуг, которые они предоставляют, традиционные риелторы дружно ругают. Судя по всему, именно качество этих услуг (а не только сами расценки на них) и стали предметом исключительно острой дискуссии в американском обществе.