Освоенная сельским хозяйством территория Крыма, согласно статистике, достигает 75,3 процента, а распаханные поля занимают 52 процента. Если же говорить о пахотных сельскохозяйственных угодьях в степных районах, то показатель еще выше — 95 процентов территории. Это больше, чем в среднем по Украине, — 85,9 процента. Это значительно больше, чем в странах Европы, где сельским хозяйством занимаются на 53—65 процентах территории, а распаханных угодий — лишь 26—30 процентов. Это значительно больше мировых показателей: на планете пахотные земли составляют всего 10,1 процента территории. В мире вообще отдают предпочтение не пахоте, а сенокосам и пастбищам — 70,1 процента сельскохозяйственных угодий.
Почему же мы отстаем в производстве сельскохозяйственной продукции, имея, к тому же, лучшие в мире черноземы? Ответ известен давно: виной всему — экстенсивное сельское хозяйство. Можно с уверенностью сказать, что отечественное земледелие практически в течение всей его истории преследует страшная болезнь — эрозия самой сути, использование экономически невыгодных методов, которые вели к повышению затратности хозяйства, убыткам, непроизводительному вбухиванию финансов, ресурсов науки и техники, рабочей силы. Но есть ли надежда теперь, в ходе земельной реформы, в корне переломить ситуацию?
Гектары просят пощады…
Достаточно посмотреть специальную статистику, чтобы понять насколько хищнически эксплуатируется наша земля. Скажем, сельскохозяйственная освоенность США и Китая составляет 45—50 процентов, а России и Канады — 8—12 процентов. В Украине же шли путем преимущественно экстенсивного освоения земель под пахоту, следствием чего стала прогрессирующая деградация земель, в ряде мест в Крыму она уже перешла в стадию эрозии почв, которая несет в себе экологическую угрозу. В результате площадь оврагов составляет 13,7 тыс. гектаров, а деградировавших и малопродуктивных земель — свыше 200 тыс. гектаров. В целом по стране ситуация не лучше: по данным, имеющимся в Министерстве аграрной политики Крыма, начиная с 1993 года в почвах Украины на 75 процентах площадей сельскохозяйственных угодий сложился негативный баланс гумуса, который в два-три раза хуже нормы.
В Крыму процесс потери гумуса также прогрессирует. Причины общеизвестны — водная и ветровая эрозия. Даже при незначительном сносе гумуса водой его потери составляют 4,7—9,4 тонны с гектара, причем вместе с гумусом почва теряет и питательные вещества — по 1,4—1,7 тонны азота, 0,6—0,7 тонны фосфора, 9,7—11,6 тонны калия с каждого гектара.
Водной эрозии наиболее подвержены Бахчисарайский (21,3 тыс. гектаров), Белогорский — 39,4, Ленинский — 34,3 тыс. гектаров, Первомайский — 22,4, Черноморский — 22,2 тыс. гектаров. Сильно подвержен этой беде и Южный берег — в районах Алушты, Ялты, Судака и в других местах.
По данным Крымского государственного аграрного университета, в степных районах Крыма в среднем за год сдувается 22,7 тонны плодородной почвы с гектара, то есть более 2 млн. тонн плодородного слоя земли! Вряд ли стоит напоминать, что за истекшее десятилетие внесение и органических, и химических удобрений, способных «выращивать» гумус и «приращивать» силу черноземов, значительно сократилось: если в 1990 году на гектар пашни в Крыму вносили по 8—9 тонн перегноя, то в 2001 году — в 16 раз меньше, всего только 0,5 тонны.
На повестке дня — внедрение комплекса правовых, организационных, экономических, агротехнических мероприятий, с помощью которых плодородие почв восстанавливалось бы, а антропогенная нагрузка — уменьшалась. Однако понятно, что защита земли и, в результате, ее качество — это всего лишь производное от других факторов: формы собственности, эффективности кадастра, инфраструктуры аграрного рынка, основных параметров устройства экономики, в том числе аграрной. В этом смысле эрозия почв — это следствие эрозии всего механизма земледелия, использовавшегося нами при социализме…
Реформа: первые неуверенные шаги
Чтобы коренным образом изменить ситуацию в аграрной сфере Крыма, Советом министров автономии разработана и сейчас проходит экспертную оценку и утверждение Программа земельной реформы на 2001—2005 годы. Но еще неизвестно, насколько она будет, во-первых, сбалансированной, а во-вторых —выполнимой. Главной задачей Программы является не только обеспечение эффективности сельского хозяйства, но прежде всего повышение ценности и потенциала земельных ресурсов, создание оптимальных условий для преобразования их в самостоятельный фактор экономического роста. Для этого в автономии решили создать эффективную систему управления, которая бы включала: гарантии прав собственности на землю, оптимальную систему налогообложения, развитие и контроль земельного рынка, точный и эффективный кадастр, создание гарантированной системы кредитования, системы по охране и улучшению плодородия, упрощение землеустроительных работ, повышение прикладного характера научных исследований, подготовку кадров.
Что уже сделано по совершенствованию земельных отношений в аграрном секторе Крыма? Проведено разгосударствление и паевание земель 243 сельхозпредприятий, право на земельные паи получили 209,7 тыс. крестьян. На их базе созданы 626 новых аграрных формирований, так или иначе основанных на праве частной собственности на землю. Созданы фонды земель запаса и резерва общей площадью больше 627 тыс. гектаров. В некоторых местах проведена денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения, средняя стоимость 1 гектара сельхозугодий в Крыму составляет 11727 гривен. Уже разработано 211 схем организации территории распаеванных земель. Однако государственные акты на право владения земельными участками выданы всего 6,7 тыс. граждан, что гораздо меньше, чем хотелось бы сегодня.
Все это мероприятия, предусмотренные указом Президента от 3 декабря 1999 года. Но факт остается фактом: изменения на селе привели к тому, что теперь фактически заново нужно проводить землеустроительные работы, а это и долго, и дорого. Но сначала предстоит оформить право собственности более чем 205 тыс. земельных паев, для чего потребуется 13—14 млн. гривен.
Уже в ходе реформы оказалось, что указ Президента не учитывает особенностей Крыма, в который возвращается свыше 230 тыс. бывших депортированных жителей, многие из которых в 1944 году были вывезены, так и оставаясь членами бывших колхозов. Совет министров принимает все усилия к тому, чтобы решить эту проблему в рамках действующего указа: по мнению Рескомзема Крыма, для обеспечения 27 тыс. репатриантов в объеме среднего земельного пая хватило бы 137 тыс. гектаров земли. Состояние дел на селе показывает, что паевание проведено некачественно, со значительными злоупотреблениями. Уже первые проверки того, насколько эффективно используются приватизированные земли, засвидетельствовали: до надлежащего порядка в этом деле далеко. На 6 тыс. гектаров паи не используются или используются не по назначению. В дальнейшем они могут быть изъяты и перераспределены между другими собственниками.
Кроме этого, репатриантам выделяются земли для ведения личного подсобного хозяйства или создания фермерского хозяйства — до 2 гектаров. Другим вариантом обеспечения землей бывших депортированных является создание сельскохозяйственных предприятий с дальнейшей передачей земли в частную собственность. Такие предприятия уже образованы в Красногвардейском и Черноморском районах…
Для формирования эффективного кадастра в Крыму создан специализированный региональный центр, на местах — 17 земельно-кадастровых бюро. К работам привлекается Крымский филиал землеустройства Украинской академии аграрных наук. В течение предстоящих четырех лет они проведут земельные изыскания, картографирование, создание банка данных о землепользовании и состоянии земель в Крыму. На все эти работы за пять лет планируется использовать 17—18 млн. гривен.
Только на выполнение денежной оценки земель в Крыму потребуется почти 17,5 млн. Работы по оценке земли предстоит провести в 16 городах, 56 поселках, 957 селах, где предстоит оценить более 170 тыс. гектаров земель населенных пунктов и около 900 тыс. гектаров земель несельскохозяйственного назначения. Согласно постановлению Верховной Рады Украины, эту работу следовало закончить до 1 января 2002 года за счет бюджетных средств. Но она не выполнена полностью — по Крыму оценено только примерно 100 тыс. гектаров. А ведь только после выполнения всего комплекса мер можно будет говорить о создании эффективной инфраструктуры аграрного рынка, только тогда возникнет возможность создания ипотечных банков.
Улучшать землю может только хозяин
Земельная реформа сделала очевидной необходимость многих срочных работ. Например, существующие границы городов, поселков, сел были установлены в 70-х годах прошлого столетия и уже не отвечают ни реалиям, ни потребностям развития регионов. Новое установление границ будет стоить свыше 6 млн. гривен.
Далее. Практически все земли нуждаются в детальной инвентаризации. За десять последних лет она проведена всего на 5,6 процента территории Крыма, вследствие чего в бюджет не поступают значительные суммы от возможной платы за землю. До 2005 года на полуострове предусмотрено проинвентаризировать 122—123 тыс. гектаров земель населенных пунктов, а также свыше 796 тыс. гектаров земель несельскохозяйственного назначения за пределами городов и сел.
Для эффективного развития рынка земли необходимо полное разграничение земель государственной, коммунальной и частной собственности. Работы хватит вплоть до конца 2005 года. Да, именно частная форма собственности в любой стране стимулирует ее экономический рост. В Крыму из более чем 524 тыс. граждан, имеющих право на приватизацию земельных участков, использовали его 68 процентов. В частную собственность передано около 50 тыс. гектаров земли. За последующие четыре года планируется передать еще около 164 тыс. земельных участков общей площадью больше 150 тыс. гектаров.
Землю в частную собственность крымчане получают и путем приватизации, и путем покупки. Так, 111 земельных участков несельскохозяйственного назначения площадью в 35,5 гектара и стоимостью 1,2 млн. гривен были проданы органами власти их новым владельцам. Однако развитие рынка земли в Крыму, по мнению Минагрополитики, в значительной мере сдерживается и незнанием порядка купли-продажи земли, и отсутствием определенной цены участков, и несовершенством законодательства.
Естественно, только когда определится собственник земли, можно будет говорить о ее защите и повышении плодородия, только реальный владелец может перейти к интенсивным методам земледелия. В целом по оценкам Министерства аграрной политики Крыма, программа только первоочередных мер по защите земель потребует не менее 16 млн. гривен: это обследование более 600 тыс. гектаров почв, строительство и реконструкция 404 противоэрозийных гидротехнических сооружений (проще — противоэрозийных прудов), строительство валов и террас на площади 726 гектаров протяженностью 184 километра, залужение деградировавшей пашни на 30 тыс. гектаров, создание лесозащитных полос, в последние годы сильно пострадавших от пожаров и вырубок, почти на 3 тыс. гектаров, рекультивация 2 тыс. гектаров нарушенных земель…
Особые трудности представляет собой реформирование земельных отношений на мелиорированных землях. В связи со строительством в Крыму Северо-Крымского оросительного канала на полуострове создана коллекторно-дренажная система на площади 188 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий в 202 населенных пунктах. Если эти земли делить на паи и приватизировать, то как сохранить целостность и работоспособность оросительного комплекса? Ответа на этот вопрос еще просто нет. Ясно одно: проведение земельной реформы не должно снизить потенциальную экономическую эффективность мелиорированных гектаров. Более того, оно не должно нарушать принципы социальной справедливости при разделе земель с различным бонитетом приводить к ухудшению плодородия почв вследствие раздела единого комплекса и нарушения севооборотов. Поэтому в Крыму решено провести, во-первых, инвентаризацию мелиорированных земель, во-вторых, оценку земель водного фонда, в-третьих, определить на местности границы водоохранных и санитарных зон. Только после этого можно будет формулировать условия возможного раздела мелиорированных земель и приступать к разработке проектов землепользования на них.
Что все это даст?
Конечно, улучшение условия продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения повысит инвестиционную привлекательность Крыма. Кроме того, подсчитано, что наличие денежной оценки земель даст возможность увеличить поступления в бюджет платы за землю в среднем на 10—20 процентов, или на 21—25 млн. гривен ежегодно. Но главное, реформа даст возможность остановить процесс деградации ландшафтного разнообразия, минимизировать эрозийные процессы, а потом уже перейти к интенсивным, но безвредным для земли, формам хозяйствования. Задача, которую ставят перед собой Минагрополитики и Рескомзем Крыма, — повышение эффективности использования земель примерно в 1,6—1,8 раза.