Традиционно сложившаяся схема жизненного пути: детский сад, школа, институт, работа, похоже, начинает ломаться. Из привычной схемы все чаще выпадает последнее звено. Если верить народной мудрости, то работа - не волк. Однако многие соотечественники, увы, сегодня могут ее реально увидеть лишь в центрах занятости населения.
И за борт ее бросает...
Еще недавно уровень официально зарегистрированной безработицы в Украине не превышал 0,3-0,4% от общего числа трудоспособного населения, которое составляет примерно 22 миллиона человек. В прошлом году количество «лишних людей» увеличилось в три раза. Потребность предприятий и организаций в работниках в целом по Украине снизилась в 2,5 раза и на 1 января 1997 года составила всего 35,2 тысячи человек. Эти цифры министр труда Украины Николай Белоблоцкий обнародовал на международной конференции «Государственная политика занятости. Управление рынком труда», проходившей недавно в Киеве.
Проанализировав же рынки и базары, приходишь к смелому заключению: безработицы у нас нет! В этом и заключается феномен украинского рынка труда, о котором так много говорят специалисты. Освобожденный из государственного сектора рабочий потенциал плавно перетек в теневой сектор, где и зарабатывает себе на хлеб насущный. «Лишние люди» спонтанно начали формировать довольно сильную и разветвленную систему услуг. Они заняли пустую нишу в сфере торговли, обеспечив сограждан турецкими свитерами, тайваньской косметикой, горячими хот-догами, а также алкогольными и табачными изделиями в любое время суток. Впрочем, в странах дальнего зарубежья, по данным Международной организации труда, подобный сервис обеспечивает рабочими местами до 75% трудоспособного населения. Так что, по мнению экспертов этой уважаемой институции, экономический туризм, создание вакансий на вещевых и продуктовых рынках и даже элементарная спекуляция на перепродаже хлеба, купленного в государственном магазине, есть ни что иное, как смена профессии, самостоятельная переквалификация.
- Если принять во внимание низкую численность зарегистрированных незанятых, то становится очевидно, что за пять лет с официально регистрированного рынка труда «исчезло» более 2 миллионов человек. Эти люди либо покинули страну и предлагают свою рабочую силу на рынках труда других государств, либо перешли в теневой сектор, либо вообще вышли из состава рабочей силы, - комментирует ситуацию заведующая отделом Совета по изучению продуктивных сил НАНУ, доктор экономических наук Элла Либанова.
Кого что красит?
Ситуация на украинском рынке рабочей силы несколько интерпретирует утверждение о том, что не место красит человека. По мнению директора Государственного центра занятости Владимира Лукьяненко, сегодня проблема работы и соответственно заработной платы стоит для большинства украинских граждан на первом месте. В подвешенном состоянии находится не только 1,27% официально зарегистрированных в этом году безработных. Рабочие и служащие госсектора также не уверены в завтрашнем рабочем дне. Впрочем, как отметил заместитель министра экономики Украины Александр Яременко, пока что вопреки теоретическим конструкциям смена форм собственности, в частности приватизация, в Украине не приводит к массовому высвобождению лишней рабочей силы.
Удобный для пользования в нашей стране теоретический термин «неполной» занятости на практике почти идентичен самому понятию безработицы. Большинство экспертов, опираясь на данные официальной статистики и выборочных исследований, оценивают видимую, неполную занятость. Но одно дело работать на половину или четверть ставки и совсем другое - числиться в так называемом бессрочном неоплачиваемом отпуске. А на протяжении 9 месяцев 1996 года подобным образом «отдыхало» 2952,3 тысячи человек (20,5% занятых), а работали в сокращенном рабочем режиме 1038,1 тысячи (7,2% занятых).
Почему же человек продолжает «красить место»? Проведенное Международным институтом социологии исследование показало, что 43% людей, попавших в такую ситуацию, считают, что даже такая занятость обеспечивает им определенную часть дохода (т.е. они не видят возможности найти другое место работы); 12,5% респондентов объясняет свое поведение привычкой; 9,5% - приближением пенсионного возраста.
По мнению Эллы Либановой, значительная часть этих людей рассматривает подобную специфическую форму занятости как возможность заниматься незарегистрированной деятельностью, имея официальное место работы для компетентных органов.
На протяжении 1995-1996 гг. предприятия всех форм собственности всячески старались уменьшить на бумаге результаты своей деятельности и искусственно снизить уровень продуктивности труда (по отработанному времени). Это значит, что современная оценка масштабов незарегистрированной экономической деятельности (украинскими экспертами - 50-60% ВВП, а экспертами Европейского центра макроэкономического анализа Украины - 40% ВВП) отображает негативную тенденцию развития отечественной экономики по латиноамериканскому типу. К такому выводу пришли специалисты Совета по изучению продуктивных сил НАНУ.
Страшно далеки они от народа
Нашу рабочую силу, да и умственный потенциал с удовольствием используют страны ближнего и дальнего зарубежья, с которыми Украина подписала соответствующие договора. Что же касается реструктуризации местного рынка труда, то по данному вопросу, увы, западные эксперты дают оторванные от нашей почвы советы. Один из таких «рецептов», несколько лет назад выданных Международной организацией труда, - об увеличении пенсионного возраста на пять лет - правительство решило использовать при реформе системы налогообложения. Однако на этот пункт парламентом был наложен мораторий. Остается пока в силе предложение Кабинета министров по регулированию размера пенсий работающим пенсионерам (оно вошло в пакет законопроектов, предложенный правительством Верховной Раде в канун принятия госбюджета-97). Но уже сейчас очевидно, что подобный способ экономии государственных денег за счет разрешения гражданам, достигшим пенсионного возраста, поработать подольше в условиях надвигающегося цунами всенародной безработицы нецелесообразен.
Заместитель министра экономики Украины Александр Яременко считает, что для управления рынком труда необходим экономический механизм регулирования занятости, частью которого будет заработная плата, стимулирующая работника к труду. Пока же государственные финансы «страшно далеки от народа» и не в состоянии поддержать ряд таких гуманных социальных законов, как, например, Закон Украины «Об оплате труда» и связанный с ним одной цепью Закон Украины «О черте малообеспеченности». А посему государственная политика занятости пытается управлять украинским рынком труда старыми накатанными методами: созданием рабочих мест, переобучением и т.д. Государство до тех пор будет играть в прятки со скрытой безработицей, пока не найдет финансовой возможности ее легализовать: официально ввести понятие «частичной» занятости с соответствующей оплатой частичной нетрудоспособности трудоспособного гражданина. Но такая манна небесная снизойдет к нам, похоже, не скоро.