Если бы мы жили по законам, то, возможно, и наше благосостояние было бы не таким плачевным. Но, очевидно, беднякам закон не писан. Эта аксиома вырисовывается в процессе наблюдения за практическим применением отечественного законодательства.
Согласно Конституции, нельзя принимать государственный бюджет на следующий год, не установив размер минимальной заработной платы. Вот уже несколько месяцев украинские профсоюзы и правительство пытаются достичь консенсуса по данному вопросу. Кабинет министров и Конфедерация работодателей Украины предлагают в этой социальной номинации 140 грн., ФПУ настаивает на 165 грн. При этом у каждой из сторон своя правда: у Кабмина — финансовая, у профсоюзов — народнозащитническая.
Пока стороны договаривались, бюджетный поезд тронулся, пройдя первую станцию (чтение) в парламенте. Однако возмущенные инфантильностью исполнительной власти (Кабинет министров до сих пор не подал в ВР свой законопроект «Об установлении размера заработной платы на 2002 год») профсоюзные деятели собираются воспользоваться стоп-краном.
Об этом заявил их лидер Александр Стоян на встрече за «круглым столом» со своими коллегами народными депутатами, где пытался выяснить «кто с нами, а кто против нас». По его словам, переговоры с правительством о «зарплатном размере» зашли в тупик, и профсоюзы, «кинутые» Кабмином, намерены перейти к решительным действиям. ФПУ собирается ударить по сознательности оппонента всенародной акцией протеста. Дата пока не называется.
Кстати, тут же выяснилось, кто с профсоюзами. Ими оказались представители КПУ, Демократической партии, а также «Солидарность». (Остальные потенциальные сторонники работали в округах.) По словам лидера «Солидарности» Петра Порошенко, его коллеги так прониклись справедливой борьбой профсоюзов за минимальный размер оплаты труда, что проигнорировали голосование проекта бюджета-02 в первом чтении, выставив единственное свое условие — предварительно принять законопроект «Об утверждении размера...».
Итак, профсоюзы ратуют за установление минимальной зарплаты на уровне 165 гривен с нового года с последующим ее ростом со второго полугодия 2002 года до 182 грн.. Такая позиция обусловлена опять же действующим законодательством, согласно которому минимум, причитающийся за труд, не должен быть ниже прожиточного (365 грн. для работающего). ФПУ пытается постепенно уравнять эти социальные стандарты. Правительство же утверждает, что такое возможно лет через пятнадцать.
В данной ситуации, по мнению министра труда и социальной политики Украины Ивана Саханя, для повышения до 165 гривен нет «финансовых оснований» — не хватит фонда заработной платы.
Чтобы внедрить «профсоюзный» норматив в жизнь, сегодня необходимо около 4 млрд. в национальной валюте. Сторонники законопроекта утверждают, что половина этой суммы будет возвращена в госказну за счет налога на прибыль (683 млн. грн.), НДС (752 млн.), увеличения акцизного сбора (86 млн.) и экономии на выдаваемых нынче жилищных субсидиях. Мол, с изменением размера минимальной зарплаты и иных связанных с ней социальных нормативов возрастет благосостояние народа, повысится его покупательная способность, и государство в виде налогов получит часть средств, затраченных на гуманную акцию.
А пока поезд, везущий ко второму чтению законопроект «О государственном бюджете Украины на 2002 год», представленный правительством как социальный, работает на изношенных социальных нормативах. Без учета амортизации.