Характер крымского курорта постепенно меняется от чисто лечебного к туристическому. Как используется его потенциал?
Ярмарка как туристическая биржа
Бурное развитие туризма в мире является одной из тенденций, определяющих прогресс. Считается, что уже в ХХI веке туризм станет двигателем мировой экономики, во всяком случае по прогнозам ученых, количество туристических поездок к 2010 году в мире должно возрасти вдвое. Уже сейчас, например, в Греции доля доходов от туризма составляет 47 процентов валового национального продукта. В США в прошлом году на душу населения приходилось 450 долларов туристических услуг. Крым имеет не меньшие, чем Греция, туристические ресурсы, однако доходы от туризма в республике составляют всего несколько процентов от общего объема. В Крыму, как и в Украине в целом, преобладает наименее экономически эффективный зарубежный туризм. По данным Госкомтуризма, в 1992 году за рубежом побывали 10 миллионов наших соотечественников, а в Украину приехали только 200 тысяч иностранных туристов. В Крыму, например, в наиболее неудачном 1995 году, когда политики создали полуострову славу политически нестабильного и криминализированного региона, поток туристов упал на 57 процентов по сравнению с предыдущим годом. Потенциальные туристы из России и других постсоветских стран ринулись на Кипр, в Грецию, Турцию, ОАЭ и т.п. В тот год 76 процентов всех гостей Крыма составили приезжие из самой Украины...
Но уже в прошлом году ситуация выровнялась. Как показывает анализ, 90 процентов иностранных туристов в Крыму были жителями стран СНГ. В нынешнем году Минкурортов и туризма эту тенденцию пытается закрепить - основные усилия направлены на привлечение туристов именно из стран СНГ. Оно и понятно - если Крым по значению экскурсионных объектов может потягаться с любым регионом мира - здесь и античный Херсонес, откуда пошло христианство по Руси, здесь и мусульманские памятники Крымского ханства в его столице Бахчисарае, здесь реликвии Крымской войны, к которым проявляют большой интерес французы и британцы, здесь керченские античные экспонаты периода греческой колонизации Крыма, здесь реликвии династии Романовых и наиболее известных фамилий Российской империи, архиинтересные природные и этнографические экспозиции! - то по уровню обслуживания Крым значительно проигрывает мировым туристическим фирмам. Поэтому, изведав более дорогой зарубежный сервис, жители стран СНГ сегодня, по мнению Минтуризма автономии, согласны отдать предпочтение более дешевому, зато «домашнему» Крыму. Популяризации крымских возможностей служат уже утвердившиеся в практике туристического бизнеса ярмарки. Крым пытается не пропустить ни одну из них...
Весенняя туристическая ярмарка уже прошла в Киеве. Крым был представлен на ней наиболее полно. За столиками, где сидели представители крымских агентств, всегда было многолюдно. Заключены десятки договоров на летнее обслуживание туристов с организациями и Украины, и России, и Белоруссии. Итоги уже этой ярмарки позволили председателю АО «Крымтур» Е. Михайлову сделать вывод, что предстоящий туристический сезон будет гораздо богаче прежнего.
Еще в январе в Симферополе состоялась выставка-ярмарка оборудования для курортов и гостиниц. Больше 40 фирм - представителей Киева, Запорожья, Львова, Одессы, Николаева и других городов Украины показали свою продукцию: от мебели, постельного белья, холодильников и бойлеров до бильярдных столов, мороженого, сладостей и новых сортов вин.
В начале марта в Ялте пройдет ставшая уже традиционной ярмарка «Крым. Курорты и туризм. Весна-97». Как пояснил заместитель министра курортов и туризма Крыма Олег Лобов, если в прошлой, осенней, ярмарке принимали участие 600 представителей туристического бизнеса, то сейчас устроители хотят привлечь еще больше. Намечено расширить внимание ее участников к таким ранее мало освоенным в туристическом плане регионам Крыма как Керченский, Сакский, Бахчисарайский и Ленинский. О. Лобов только что возвратился с аналогичной ярмарки «Байкал-тур-96», где было достигнуто соглашение о работе по открытию транссибирского авиарейса Иркутск - Симферополь, который впоследствии может быть продлен до Улан-Батора. По мнению О. Лобова, изучившего также опыт Монголии, этой стране удается в условиях намного меньших туристических ресурсов организовывать туристический бизнес гораздо интереснее. Поэтому уже на этой ярмарке планируется большее внимание уделить новым видам туризма - турам конным, экологическим, винным, спелеологическим, историческим, литературным, подводным, рыболовным, альпинистским, биологическим и так далее. К этой проблеме, однако, мы вернемся позже...
Министр курортов и туризма Крыма С.Никулин уже в начале февраля побывал на турярмарке «Интерфест-97» в Санкт-Петербурге, где был представлен и Крым. По свидетельству министра, интерес петербуржцев к Крыму растет. Если в прошлом году накануне сезона с ними было заключено четыре договора, то сейчас уже девять. Крым также заключил аналогичные соглашения с департаментом внешнеэкономических связей мэрии Москвы, Тюменской и Новосибирской областей. Министерство намерено широко представить крымский туристский и рекреационный потенциал и на турярмарке в Москве, которая состоится 27 марта. Выставка-продажа крымских путевок действует в столице России еще с декабря прошлого года...
Улыбка - еще не «индустрия туризма»...
Одна из крымских газет провела интересный эксперимент - сопоставила данные из путеводителя по Ялте, изданного в 1904 году, с нынешней действительностью. И оказалось, что в Ялте мало что изменилось, разве что с настороженностью следует отнестись к канализации, которая действительно построена в 1882 году, да с недоверием к словам «очистка улиц производится весьма тщательно»...
Сегодня в Крыму очень много делается для обучения курортного и туристического персонала современному сервису. Минкурортов, в частности, сотрудничает с голландской программой NMCP, которая ведет переподготовку кадров на крымской базе. Однако профессиональная улыбка - это еще не весь сервис и совсем не «индустрия туризма». Создание последней - вот главная задача и проблема для Крыма...
Еще в 1994 году, когда Ялта праздновала 100-летие туризма, начались разговоры о создании настоящей индустрии туризма. Но три года - слишком малый срок для этого. Время пока истрачено на дискуссии о том, что должна включать в себя эта индустрия. И главным камнем преткновения пока остается неразвитость инфраструктуры курорта - сможет ли зарубежный турист, в той же прославленной Ялте, запросто снять деньги в банке, без затруднений позвонить к себе домой или дать факс в свой офис в другом конце света, без очереди и паники приобрести билет на любой самолет, спокойно побывать на экскурсии в музее, о котором давно мечтал? Не будет ли у него в гостинице затруднений с обслуживанием? К сожалению, это пока риторические вопросы...
Если в странах с развитым туризмом путешественники и отдыхающие на каждый доллар стоимости путевки тратят в поездке еще по 5 долларов (в чем и состоит основная прибыль курортной местности), то у нас на каждый доллар, из-за неразвитости инфраструктуры, курортники тратят примерно... 30-40 центов. Причина не только в сравнительной неденежности нашей нынешней публики, но главным образом - в отсутствии конкурентоспособного предложения развлечений. Куда у нас можно сходить на курорте? На пляж, в кино, на дискотеку, на концерт... Слабость сувенирной промышленности, бедность развлекательной сферы, неумение организовать денежную эксплуатацию подчас экзотических и уникальных, мирового значения достопримечательностей - это то, что мы никак не можем преодолеть, хотя говорят об этом уже на каждом шагу... Мешала пока и противоречивая политика местных властей, и неразворотливость управленцев, и пустые надежды то на «зону открытой экономики», то на особый статус «курорта государственного (вариант - международного...) значения», то на «свободную экономическую зону», а то и просто на авось...
Наконец в декабре прошлого года правительство Крыма приняло инвестиционную программу развития туристско-экскурсионной инфраструктуры Ялтинского региона. Она предусматривает строительство с привлечением иностранных инвестиций в форме совместных предприятий четырех пятизвездочных и десяти гостиниц трех - четырехзвездочного класса европейского стандарта в общей сложности на 5072 места. Предполагается реконструкция авиа-вертолетного терминала, создание туристской судоходной компании, проката яхт и автомобилей европейского и американского производства, сооружение сети туристских приютов и строительство четырех канатных дорог от Ялты на плато Ай-Петри и Большой Каньон, экскурсионное оборудование трех карстовых пещер, реконструкция ряда музеев, строительство дельфинария и сети ресторанов, включая «Макдональдс» на 500 мест. Общий объем необходимых под эту программу инвестиций составляет примерно один миллиард долларов. Программу составить легко, найти миллиард долларов - значительно сложнее...
Теперь о проблемах качественного порядка. Никто не будет спорить, что немаловажный фактор привлечения туристов - уникальность программы показов. Многое для этого в Крыму, - исторически уникальном месте, - есть, однако оно либо используется бездарно, либо не используется вообще. Я недавно проехал по некоторым крымским местам мирового значения. Кто был в Херсонесе, скажите: разве похоже то, что от него осталось, на памятник мировой культуры? Владимирский собор разрушен, реконструкция древнегреческих поселений, общественных мест и памятников античного города уникально небрежна, прилегающая территория неухожена, берег моря нисколько не окультурен. ЭТО - можно было показывать ничего не видевшим в своей жизни туристам из российских и украинских сел, но ЭТО - стыдно показывать зарубежным туристам, которые видели, как в мире относятся к памятникам культуры.
На заросших сорняками развалинах гробниц крымских ханов в Бахчисарайском дворце коллега из Венгрии, которую я хотел «угостить» экскурсией по мировому памятнику, разочарованно произнесла полушепотом: «Какая нищета!». А ведь она же, просто проносясь на бешеной скорости в опаздывающей машине по верхней Ялтинской дороге, восхищенно восклицала: «Какая красота!»
В Керчь своих гостей симферопольцы стараются не возить не потому, что туда долго и неудобно ехать, а потому, что развалины Пантикапея имеют не более привлекательный вид, чем Херсонес. Нам не хватает фантазии, чтобы достойным образом архитектурно и художественно оформить такие уникальные, природой подаренные и самим Богом предназначенные для шоу-программ места как, например, Новый Свет под Судаком. Что там есть? За десятилетия в фантастической красоты грот, называемый то Голицинским, то Шаляпинским, удосужились проложить только дорожку и бордюрчик по скале. Построй здесь дегустационный зал находящегося рядом завода шампанских вин, ресторан, с подъездом только по морю, как было раньше, раскинь фантазией и она нарисует еще сотни вариантов иных уникальных объектов - и можно зарабатывать миллионы. А Сквозной грот на мысе Капчик? А Царский пляж? А Голубая и Зеленая бухты? Кто пытался приложить свою фантазию и деньги к красотам окрестностей Керчи, Арабатской стрелки, Тарханкутского полуострова, Чатыр-Дага, Коктебеля? И сколько таких мест еще по Крыму! В туристском плане полуостров - терра инкогнита. Здесь, как и везде, мы ленивы и безынициативны. Да что об этом говорить, если даже знаменитые курортные места, как например, Солнечная тропа, обустроены не лучшим образом...
Хороша была идея, краше не было в Крыму...
В последнее время в Крыму родилось множество любопытных идей, которые, вполне вероятно, могут потонуть в трясине дискуссий и согласований. Одна из них - зимнее освоение крымских гор. Действительно, устройство на них нескольких канатных дорог, лыжных баз в горах, горных турцентров дало бы возможность практически полностью преодолеть сезонность крымского курорта, которая вредит сильнее, чем отсутствие инфраструктуры, ибо расслабляет и дезорганизует. В среднем Крым даже в сравнительно удачном прошлом году был заполнен только на 39 процентов, Алушта - на 41, Евпатория - на 45, существующие потенциальные возможности Ялты - на 47 процентов. Хотя летом отдельные здравницы перегружены до 170 процентов! На полуострове мечтают о том, чтобы раздвинуть рамки курортного сезона хотя бы до семи-восьми месяцев, как об этом говорилось недавно на заседании Ялтинского горисполкома... Действенно помог бы этому тематический туризм, об организации которого говорят давно, но без особого успеха. Скажем, спелеологические туры возможны круглый год, конные - весной и осенью даже предпочтительнее, как и исторические или литературные...
Другая идея - устройство музея крымской архитектуры в Массандровском парке недалеко от красавца-дворца Александра III. Третья - создание нескольких технопарков, которые подняли бы и курорт, и туризм на качественно новый уровень. Четвертая - создание национальных парков, Большого туристского кольца. Пятая - организация плавучих гостиниц на кораблях-макетах исторических судов, например «Императрицы Марии». История привлекает туристов сильнее всего! Тем более, что опыт уже есть - прошлым летом плавучей гостиницей служил «Маршал Кошевой» - и очень успешно. Во-первых, это бы загрузило простаивающие крымские судостроительные заводы уникальной работой, с другой - обеспечило бы громадный приток туристов. В-третьих, вовлекло бы в туристический оборот не только один Ялтинский порт, как сейчас, но и Евпаторийский, Феодосийский, Керченский, Алуштинский, возможно, и Судакский... Это дало бы толчок развитию очень выгодного круизного туризма, возможности для которого далеко еще не использованы.
Осталась втуне пока и идея организации сельского или так называемого «зеленого» туризма. В Украине уже создан даже «Союз поддержки сельского туризма», но реально дело сдвинулось пока мало. Разве можно говорить о туристских перспективах большинства крымских сел с единственным магазином, работающим «до обеда»?
Идей - много. Денег - мало
Сегодня в Крыму, особенно в ялтинском регионе, ожидают указ Президента о реконструкции Большой Ялты в период до 2010 года. Вдохновляет то, что он будет гарантировать государственное финансирование мероприятий по развитию региона. Это уже кое-что, однако, развитие курорта, в связи с его хронической отсталостью, требует сегодня настолько громадных средств, что курорту более важно научиться зарабатывать их самому. А получится ли это, если некоторые здравницы, как и в прошлом году, еще с зимы запродали свои путевки посредникам, которые летом продавали их подчас в 2-3 раза дороже? А ведь при таком спросе эти деньги могли осесть не у далеких посредников, а пойти на развитие бедствующей инфраструктуры курорта...
Несколько слов о рекламе. В прошлом году крымское правительство впервые в истории выделило 21 миллиард карбованцев для рекламы курорта. К сожалению, истрачены они были в основном на рекламный ролик о болонке, которая встретила на московском вокзале знакомую, хвасталась, что «всей семьей» едет в Крым: то же солнце, то же море, но значительно дешевле. И то бы ничего, да крутился ролик в основном по... крымскому телевидению. В Москве, в Санкт-Петербурге, в других городах СНГ, а в дальнем зарубежье - тем более, гремит реклама иных курортов. Зачарованные крымскими красотами немцы один раз жаловались, что на их родине о прекрасном полуострове в Черном море практически ничего неизвестно. Крыму еще только предстоит освоить и рекламный рынок, и мастерство рекламы. Это очень дорого, но без этого - невозможно...
Туризм - выгодный, но очень сложный бизнес. И пока инфраструктура курорта не разовьется до уровня полного удовлетворения потребностей приезжающих, когда весь спрос будет покрываться колоритными и экзотическими предложениями, до тех пор сохранится, как писал сто лет назад один из путеводителей, «отношение местного населения к приезжим беззастенчиво алчное»... Неудивительно: ведь им тоже надо жить - вот и приходится «выкачивать» из приезжих за короткие летние недели как можно больше денег любой ценой. Не подозревая, что это же можно делать значительно эффективней, но главное - цивилизованней и к обоюдному удовольствию. Просто больше предлагай и больше получишь. Закон рынка...