Сегодня Аргентина могла бы иметь полное право рассчитывать на достижение в ближайшем будущем процветания и политического спокойствия как награду за почти десятилетие радикальных экономических реформ и глубокого консенсуса между людьми, воплощающими их в жизнь. Увы, этого не получилось. Даже несмотря на утверждения, что экономика страны будет в ближайшие несколько лет развиваться с ежегодным приростом в минимум 5%, аргентинские должностные лица с тревогой смотрят в будущее - с одной стороны, из-за прогрессирующего экономического кризиса в Азии, а с другой - из-за нестабильности экономики соседней Бразилии. И несмотря на то, что президентские выборы состоятся только через 15 месяцев, преждевременный старт предвыборной кампании, похоже, похоронил дальнейший прогресс в проведении аргентинских реформ.
Наиболее существенным признаком того, что дело обстоит именно так, можно считать свертывание реформистских начинаний, начавшееся месяц назад. Сперва министр экономики Роки Фернандес объявил об отсрочке реализации проекта дорожного строительства стоимостью в 10 миллиардов долларов США, предложенного в свое время лично президентом Карлосом Менемом, а также о переносе на неопределенное время начала постепенного увеличения заработной платы учителям. После этого Менем объявил о сокращении государственных расходов на этот год на 1 миллиард долларов и поддержал последние усилия парламента по принятию пакета налоговых законов, призванного положить конец неоднозначностям, тормозящим развитие свободного бизнеса.
Эти решения правительство приняло после длительной публичной критики требований Международного валютного фонда снизить темпы роста аргентинской экономики, которые в прошлом году достигли 8,6%. Соглашение Аргентины с МВФ (необходимое правительству больше как гарантия для зарубежных инвесторов, чем для получения денег) предусматривает бюджетный дефицит не более 3,5 миллиарда долларов, цифры, по мнению господина Фернандеса, вполне приемлемой, которую легко можно будет достичь. Однако, хроническое игнорирование советов МВФ, очевидно, означает, что рекордный рост экономики Аргентины не был согласован с величиной собранных налогов, которые за январь-март меньше запланированных на 1 миллиард долларов. Вместе с тем, только за первый квартал этого года государственные расходы были меньше запланированных бюджетом на 775 миллионов долларов - таким образом, обещания президента уже воплощались в жизнь. Главная цель таких действий господина Менема - развеять страхи, царящие на рынке по поводу дефицита по текущим операциям, который по оценкам МВФ уже достиг 4,8% ВНП, более чем на один пункт превысив согласованную ранее цифру.
На карту поставлено многое. Центральным пунктом аргентинской программы преодоления гиперинфляции в начале правления Менема в 1989 году была схема, которую аргентинцы называли «конвертируемостью», а экономисты - «управляемостью» валюты. В соответствии с законом, песо было привязано к доллару США и полностью конвертировано, в то время как количество денежных знаков, выпущенных в обращение, было привязано к резервам валюты, имеющейся у центрального банка страны. Жесткое соблюдение этого условия принесло сперва стабильность цен, а затем и экономический рост (что неохотно было признано партиями оппозиционного левоцентристского альянса). Но успех ускользнул от реформаторов в 1995 году, когда из-за мексиканского кризиса страна лишилась зарубежных инвестиций, а с ними и внутренней ликвидности, в результате чего развитие национальной экономики резко замедлилось, а уровень безработицы достиг 18 процентов. Неужели Аргентину ожидает еще один подобный провал?
Руководство страны утверждает, что сегодня его способность защитить экономику Аргентины от негативного воздействия извне, значительно сильнее, нежели это было в 1995 году. Несовершенная финансовая система была серьезно укреплена, при этом слабые банки перестали существовать, а многие крупные - проданы иностранцам. Правительство добилось отсрочки выплат по внешним долгам до девяти лет, а мощные частные инвестиции способствовали повышению эффективности аргентинского бизнеса. Хотя в последнее время рост экспорта прекратился, его сокращения все же не произошло, несмотря на то, что председатель центрального банка страны Педро Поу назвал «уникальным совпадением негативных обстоятельств» - снижение цен на сырье, рост курса доллара (а значит, и привязанного к нему песо), плохие погодные условия, а также стихийные бедствия и негативные экономические процессы в Бразилии, стране, являющейся главным внешнеэкономическим партнером Аргентины.
Несмотря на достижение аргентинскими реформаторами таких серьезных успехов, независимые эксперты отмечают уже начавшееся замедление экономического роста, который в следующем году составит всего 3,5% или даже меньше. Для того, чтобы исправить ситуацию к лучшему, по их мнению, необходимо продолжение реформ, направленных на сокращение социальных выплат и льгот. Вместо этого господин Менем позволил своему министру труда представить в парламент законопроект, укрепляющий права профсоюзов и разрешающий выплачивать надбавки работающим в критических условиях. Это позволило работодателям нанимать рабочих на временные должности, избегая излишнего бюрократизма. Несмотря на то, что вследствие этих мероприятий расходы на социальные нужды значительно возросли, они позволили в прошлом году создать дополнительно 800 тысяч рабочих мест и снизить безработицу до 13,7%.
Что же явилось причиной таких шагов президента? Очевидно, политика. Сперва наблюдатели полагали, что этот год будет своеобразной передышкой между парламентскими выборами, которые выиграл альянс левых сил, и президентскими выборами, запланированными на октябрь 1999 года. Вместо этого ведущие политические силы страны уже сейчас начали непримиримую внутреннюю борьбу. Соратники президента из Партии справедливости начали закулисную возню, намереваясь обойти положение конституции, запрещающее одному лицу занимать президентский пост три срока подряд, и выдвинуть кандидатуру Менема кандидатом на будущих выборах. В любом случае нынешний глава государства рассчитывает и в будущем сохранить контроль над партией и победить на предстоящем ее съезде альтернативного кандидата, губернатора провинции Буэнос-Айрес Эдуарда Дуалде. Однако для этого ему необходима поддержка приверженцев Партии справедливости - профсоюзных лидеров, которые традиционно выступают против дальнейшего проведения рыночных реформ в стране.
Между тем, после девяти лет «менемизма» Аргентина кажется готовой к грядущим переменам на властном Олимпе. Большинство избирателей сегодня уверено, что в следующем году победу на выборах одержат левые, если они смогут договориться и выдвинуть единого кандидата на конференции в ноябре этого года.
Что же можно ожидать от правительства левых в случае, если президентом станет их представитель? Судя по их выступлениям, первые действия нового правительства будут направлены на борьбу с коррупцией и проведение тех реформ, которые долгое время игнорировались президентом Менемом, особенно в областях правовой и социальной политики. Что же касается экономики, то здесь можно ожидать скорее некоторых усовершенствований реформ, начатых Менемом, чем полный отказ от них. Левые могут даже обещать и больше, стремясь получить поддержку со стороны влиятельной партии отца финансовой стабилизации, экс-министра экономики Доминго Кавалло.
В конце концов либерализация политической жизни Аргентины, предлагаемая левым альянсом, может оказаться именно тем бальзамом, который залечит раны, нанесенные экономике страны тем образом правления Менема, который многие в стране называют не иначе, как «сицилианский». Что же касается экономических реформ, то они по крайней мере не будут остановлены. Но это будет только через 15 месяцев. Пока же Аргентина и ее стабильное песо находятся под угрозой стать очередными жертвами охватившего мир кризиса, и в ноябре 1999 года страна может оказаться в совершенно иной политической и экономической ситуации.