Можно смело говорить о том, что Украине повезло. Повезло в том, что, проводя в жизнь собственную программу реструктуризации промышленных регионов (в первую очередь Донбасса), она может в полной мере использовать как положительный, так и отрицательный опыт, который на пару лет раньше уже был апробирован соседними странами - Польшей, Венгрией. И теперь по идее, чтобы добиться в этом деле наивысших положительных результатов, а заодно избежать «удовольствия» и не наступить на грабли, нам достаточно внимательнейшим образом изучить достижения и проблемы, возникшие у восточных «пионеров» от реструктуризации.
Этой целью и задались участники состоявшегося в Варшаве семинара «Программа реструктуризации старопромышленных регионов Центральной и Восточной Европы: препятствия и перспективы их преодоления», организованного Форумом Центральной и Восточной Европы при Фонде Стефана Батория - с одной стороны и Донецким отделением Международного фонда «Вiдродження» - с другой. Тем более, что сложности, с которыми столкнулись в Польше при решении проблем закрытия шахт, аналогичны украинским.
Катовице - Донецку: «Региональный контракт идет на пользу всем»
Первые два дня украинская делегация, в состав которой входили представители Донецкой и Луганской областей, самым непосредственным образом связанные как с закрытием шахт, так и с последующей социальной адаптацией шахтеров, провели в Катовицком воеводстве. Оно играет в польской экономике роль, сравнимую с ролью в экономике Украины двух ее восточных областей. При населении 4 миллиона человек (10% населения Польши) воеводство вырабатывает 17% валового продукта страны. На первом месте, естественно, уголь - 98% добываемого в Польше. Дальше следуют сталелитейное производство - 55-60%, энергетика - 23-34%. Автомобилестроение составляет около половины общепольского, но после того, как в ближайшие два года «Дженерал Моторс» построит новый завод, этот показатель, по мнению представителей воеводства, подскочит до 100%.
Долгие годы угольная промышленность играла ведущую роль в экономике, но теперь, когда ситуация изменилась, главная цель руководителей воеводства - создать равные возможности для развития всех отраслей народного хозяйства. По мнению катовицкого воеводы Эугениуша Цишака, «нельзя, чтобы на судьбу региона влияли две-три отрасли экономики».
Все изменения, которые были осуществлены местными властями в начале 90-х, могли и не привести к положительным результатам, и огромная масса высвобожденных из промышленности людей стала бы мощнейшим детонатором, способным в любой момент спровоцировать социальный взрыв. К счастью, на сегодня эти опасения в прошлом: уровень безработицы в Катовицком воеводстве гораздо ниже, чем в среднем по Польше. Социальный мир удалось сохранить во многом благодаря принятию регионального контракта, который реализуется в воеводстве с 5 мая 1995 года.
Данное соглашение между властью в центре, на местах и профсоюзами состоит из шести разделов: образование; социальная защита; экология; самоуправление; хозяйство и финансы. В нем записаны основные виды деятельности, важнейшие мероприятия на 20-летнюю перспективу с правом их корректировки. Фундамент регионального контракта базируется на постоянном увеличении возможностей самоуправления и активизации деятельности в регионе. Поддержанный и профинансированный правительством, этот документ позволил воеводе получить более широкие полномочия для решения жизненно важных для территории вопросов.
Здесь следует отметить, что региональный контракт поддержали профсоюзы различной политической ориентации, что позволило всем заинтересованным сторонам выработать единую политику. Сколь бы хорош ни был этот опыт (а по утверждению польской стороны, положительной эффект от подобного социального партнерства очевиден), его нельзя слепо скопировать, так как органы власти гарантировали, что региональный контракт в том виде, в каком он представлен в Катовицком воеводстве, больше нигде не будет применен. К тому же при его разработке, продолжавшейся около полутора лет, и при воплощении в жизнь были максимально учтены особенности именно этого польского региона. И все же думается, что подобный опыт взаимодействия центра с местными органами самоуправления в достаточной степени актуален для Украины.
Предоставив больше прав губернаторам (в данном случае неважно - донецкому, харьковскому или луганскому), Киев предоставил бы им возможность самостоятельно проводить политику, направленную на укрепление экономической самостоятельности областей при сохранении социального мира. Конечно, когда слово «власть» у многих ассоциируется со словом «клан» (и надо сказать, что не всегда это далеко от истины), подобная самостоятельность меньшего «клана» не всегда может нравиться большему. Но ведь должно же наступить время, когда и у нас инициатива на местах будет получать поддержку в центре…
Передовая шахта рыночной экономики
Уже само присутствие в составе украинской делегации директора Центра социальной адаптации шахтеров Александра Кириченко, заместителя генерального директора компании «Укругольреструктуризация» Леонида Колесника и начальника управления перспективного развития угольных предприятий региона Геннадия Сосновского давало основание утверждать, что основное внимание при посещении Катовицкого воеводства будет уделено проблемам закрытия польских шахт и высвобождения значительного количества рабочей силы. В этом году первые две шахты в истории Польши будут полностью закрыты. Все вроде бы, как у нас. Только одно «но»... Процесс ликвидации одной из шахт длится пять лет. У нас же по состоянию на 1 ноября 1996 года определены 48 шахт и 2 разреза, подлежащих закрытию до 2001 года. Подготовлены проекты ликвидации 23 шахт и 2 разрезов. Как видим, те же пять лет, только планов во много раз больше...
Сокращения угольной промышленности Польши связаны с уменьшением количества работающих, а не с тем, что шахты исчерпали свой потенциал. Цена польского угля в несколько раз выше, чем в Австралии, США или ЮАР. Только одна польская шахта добывает уголь, являющийся конкурентоспособным по цене на мировом рынке. Все остальные живут на дотациях.
В Гданьск, куда уголь приходит из США, тонна стоит 46-51 долл. Польский же уголь стоит 95-96 долл. за тонну и больше. В настоящее время в стране добываются 130 млн. тонн ежегодно, но прогнозируемая цифра потребностей народнохозяйственного комплекса Польши - 40 млн. тонн.
Проблема реструктуризации угольной промышленности сконцентрирована в Катовицком воеводстве, где расположено 90% польских шахт. Рынок есть рынок, и каждый решает проблему выживания сам.
При посещении шахты «Янина» в городе Либьяже мне довелось увидеть, как сейчас работает шахта, которая в начале 90-х одной из первых вступила на тропу реформ. К тому времени на ней работало 6 500 человек. Из-за того, что в угле было много серы да и стоил он недешево, покупатели постепенно от него отказались. Зарплата шахтера скатилась до 20 долл. в месяц, а долги шахты составили 160 тыс. долл.
Перед руководством во весь рост встала извечная славянская проблема: «Что делать?» Ответ нашелся: поскольку на шахте был непомерно раздут штат, его решено было привести в соответствие с потребностями. Осталось только убедить людей, что они сами должны написать заявление об увольнении...
Думается, не надо объяснять, с какими трудностями столкнулась администрация при решении данного вопроса. Попробуйте на любом украинском предприятии добиться того, чтобы рабочие подали заявления об уходе! А здесь это удалось. Удалось при самом непосредственном участии двух профсоюзов, с которыми у руководства был полный контакт. Именно они провели среди горняков разъяснительную работу.
Так, рабочим строительного отдела, которые работали на поверхности, объяснили, что они нужны сезонно, а не постоянно, и предложили в течение трех месяцев, пока они не найдут себе работу, платить максимальную зарплату. Несколько человек решили попробовать. Со своей стороны помогло руководство - финансово, юридически и т.д. Обсудили все вопросы, в том числе и страховки, и 13-й зарплаты. Уволившиеся создали фирму «Строительное оборудование» и начали зарабатывать строительными работами в городе. Сейчас это преуспевающее предприятие, участвующее только в крупных проектах и обеспечивающее людям приличную зарплату. Из 80 человек персонала этой фирми 20 - бывшие шахтеры, о которых помнит администрация шахты: в день шахтера, который в Польше отмечается 4 декабря, им обязательно выплачивается премия.
Труднее обстояло дело с реорганизацией подразделений, работающих под землей. Здесь решили начать не с финансового вопроса, а организационной перестройки. Из начальников участков сделали менеджеров, чтобы они полностью отвечали как за ремонт, так и за подготовку технологического процесса. Этот шаг привел к увеличению добычи угля и уменьшению аварийности. Но наиболее поучительно обошлись с теми, кто, мягко говоря, мог нарушить трудовую дисциплину. Таких объединили в специальные бригады, сразу же прозванные «штрафными ротами». Это тут же способствовало повышению квалификации и укреплению дисциплины среди «штрафников». Кроме того, им нужно было зарекомендовать себя с положительной стороны, чтобы получить право работать на участке. Заинтересованность в повышении квалификации стали проявлять сами шахтеры...
Нынче шахта «Янина», где на 4 190 рабочих приходится всего 20 руководителей, является самоокупаемой. Здесь ежегодно добывают 15 тыс. тонн угля, из которых 10 тыс. тонн продается, но для того, чтобы шахта была рентабельной, достаточно продавать и 8 тыс. тонн. Среднемесячная зарплата горнорабочего составляет 500 долл. Но, увы, - на сегодняшний день - это единственная польская шахта с положительным результатом.
Безработица не так страшна... Но это в Польше
С теми, кто работает, все более-менее ясно. Чтобы зарабатывать на достойную жизнь, люди должны обладать не только желанием работать, но и соответствующей квалификацией. Но что делать тем, кто по каким-либо обстоятельствам работу потерял?
Ответ был дан в Катовицком воеводском центре профессионального совершенствования. Для увольняющихся горняков и членов их семей здесь созданы все условия для того, чтобы они как можно быстрее адаптировались к смене жизненного уклада. Этим занимаются также биржи труда, профсоюзы и т.п. Самая главная для специалистов подобных центров проблема - они так и не знают, кого должны подготавливать. Не хватает конкретного прогноза, в каких отраслях и в каком количестве не хватает рабочих рук.
И биржи труда, и органы местного самоуправления стараются проводить анкетирование среди работодателей с целью выяснить, кто им будет нужен через несколько лет. Это достаточно сложный процесс, поскольку рынок труда находится в постоянном движении. К сожалению, приходится также констатировать, что горняки, проработав много лет на шахте, не хотят переучиваться. Это очень серьезная проблема, так как в свое время это была привилегированная профессия, не требовавшая, однако, высокого уровня квалификации.
Практика работы центра профессионального совершенствования показывает, что самые большие проблемы в жизни имеют люди именно с таким уровнем подготовки. Для них созданы самые разнообразные курсы - сварщиков, строительных специальностей, торговых профессий и т.п. Для тех же, кто хочет добиться большего, а именно - открыть собственное дело или поступить на работу в серьезную фирму, центр предлагает программу подготовки, основанную на ведении дел в «фиктивной» фирме.
Создаются все атрибуты настоящего предприятия с руководством, отделом кадров, бухгалтерией и т.п., которое проводит торговую деятельность, максимально приближенную к реальной за исключением денег и реального товара. Сотрудница, которая «отвечает за кадры», принимает на работу. «Директор» определяет, кто и сколько будет получать в данной фирме. «Служба маркетинга» готовит торговые предложения с указанием товара, которым торгует фирма.
За полгода учебы все «сотрудники» по очереди проходят через все должности. Кроме этого, они обучаются иностранным языкам, работе на персональном компьютере, а также имеют две недели практики на конкретном предприятии. Это очень важный момент, потому что контакт между работодателем и студентом позволяет последнему в дальнейшем рассчитывать на получение работы.
Модель польской «фиктивной» фирмы была позаимствована у немецких партнеров. В Катовице подобная фирма была впервые создана в феврале 1994 года. Пользуясь данной программой, в Польше были образованы еще 10 подобных фирм - в Варшаве, Кракове и т.д. Безработные направляются в центр районными биржами труда, и затраты на их обучение - а это порядка 500-550 злотых в месяц (эквивалент 200 долл.) покрываются самим центром. Выпускник подобной «фирмы» может возглавить небольшое предприятие, получить место в крупной компании, ведь он может работать на нескольких участках - в секретариате, бухгалтерии, отделе маркетинга.
Более того, статистические данные свидетельствуют, что почти все выпускники подобных центров находят высокооплачиваемую работу.
С проблемой профориентации увольняемых шахтеров Украине еще предстоит столкнуться. И если закрывающуюся шахту можно то ли взорвать, то ли засыпать, то ли затопить, то с людьми подобный номер, естественно, не пройдет. Последствия социального взрыва новых безработных могут обернуться печальными последствиями. Тем более, что наши центры социальной адаптации шахтеров только становятся на ноги и сами остро нуждаются в государственной поддержке.
Два берега одной реки?
О том, что Украина для Польши является важным стратегическим партнером, говорили повсюду. И в Катовицком воеводстве, которое уже подписало договор о сотрудничестве с Липецкой областью России, Тернопольской - Украины, а теперь не прочь завязать подобные связи с областями Донбасса. И в Варшаве, в министерстве внешнеэкономических связей говорили о том, что две соседние страны просто обречены на установление как можно более тесных экономических отношений. Тем более, в условиях, когда большинство и украинских, и польских товаров имеют мало шансов закрепиться на рынках Европы в ближайшем будущем.
Судя по тому количеству продовольственных товаров из соседней страны, которые уже заполнили прилавки отечественных магазинов, польские товаропроизводители уже прорубили на Восток достаточно большое окно. Хотелось бы верить, что и наши не будут терять времени даром.
Однако... Перелет из Варшавы в Киев занимает один час 10 минут. И уже после получения багажа начинаешь понимать, куда ты попал. Когда пассажиры трех рейсов скапливаются возле «зеленого» коридора и он по желанию работников таможенной службы становится «красным», на преодоление которого уходит как минимум час, в голове крутится одна и та же мысль: «Прощай, Европа! Здравствуй, Родина...»