«Ну и сколько мы за все это будем платить?» Такой вопрос ехидным тоном задал премьер-министру РФ Виктору Черномырдину хозяйственный российский журналист после подписания соглашений по Черноморскому флоту.
Журналист поставил тем самым к стенке премьер-министра и вернул всех с воображаемого театра военных действий, где бухта Карантинная имеет суперстратегическое значение, на грешную землю с ее невыплатами зарплат и пенсий.
Вопрос понимался однозначно: и сколько простой российский инженер, крестьянин и рабочий еще не будут получать зарплату из-за крайней необходимости защиты южных рубежей их Родины?
И вопрос был поставлен правильно, потому что платить нужно за все. Хотелось бы, чтобы читатели не подумали, что вся эта возня с Севастополем - обычное политиканство и придумана для того, чтобы отвлечь народ от невыплаты зарплат. Невыплата их, как оказалось, имеет к военно-стратегическим этюдам прямое отношение.
С 1997 года Украина, как
известно, начала выплату задолженности России. Общая цифра задолженности колебалась от $2,5 млрд., по некоторым нашим оценкам, до $3,5 млрд. - по оценке неугомонного Тулеева. 28 мая появилась согласованная сумма - $3,074 млрд.
И это не абстрактный долг. Это вполне конкретные деньги, которые Украина платит, начиная с 1997 года, и будет платить до полного его погашения. К слову - до конца года надо найти $570 млн., в 1998 году - $640 млн., в 1999-м - $620 млн.
Как этот долг появился и откуда - отдельная история о том, как молодое государство училось хозяйствовать, а более опытное его за ошибки при обучении наказывало.
Межгосударственные долги принято в цивилизованном мире платить. Если этого не делать, начисляется, естественно, пеня, долг растет и в конце концов может добраться до такой суммы, что страну придется заложить в ломбард. В принципе, все, как у людей. История знала случаи, когда одно государство другому даже ставило утюг на живот.
Выплаты России - головная боль Минфина Украины, который в отсутствие бюджета, а, стало быть, кредитов МВФ вынужден по крохам наскребать десятки миллионов и не платить зарплату вам, дорогие читатели, а отправлять их в Златоглавую.
Два последних дня перед приездом российского премьера в украинских кабинетах всплыло словосочетание «нулевой вариант». Но не раздела долгов и активов бывшего СССР, о которых пора начинать забывать, а «нулевой вариант» в украино-российских отношениях. То есть, это когда Украина не имеет долга перед Россией. И этот вариант в общем-то почти свершился. Почти…
Россия платит Украине за бухты, землю, инфраструктуру и прочие севастопольские атрибуты $97,75 млн. в год. Россия действительно «сдвинулась» в ходе переговоров - она хотела остановиться на сумме $72 млн., куда бы входила аренда земли ($53,95 млн.), использование радиочастот ($4,6 млн.) и экологические платежи ($0,2 млн.). За инфраструктуру предлагалось не платить вообще. Прогресс, как видно, налицо. Правда, украинская сторона предлагала сумму $424,7 млн. и соответствующим образом ее обосновывала.
Решение об итоговой сумме, говорят, принималось на заседании Кабмина вечером перед приездом гостя. Принималось, говорят, коллективно.
На первый взгляд - разницу в суммах нельзя по большому счету назвать даже уступкой. На второй взгляд - тоже. Многие назовут это грабежом среди бела дня и будут по-своему правы.
Скажем больше - придет еще время, когда оправдает себя коллективная ответственность, и мы уже не найдем крайнего, кто это все сделал. Это за «нулевой вариант» внешних долгов и активов у нас вечно будет ответственным Масол, который не вывез тогда в Москву все правительство и не устроил голосование.
С другой стороны. Согласованная сумма - это вдвое больше, чем годовой бюджет Севастополя, а речь, напомним, идет не обо всем городе, слава Богу.
Кроме того, Россия единовременно уменьшила согласованный долг на $526,5 млн. за корабли, суда и прочие баржи. Таким образом, 20-летняя аренда плюс плавсостав дадут нам около $2,5 млрд. Или весь наш долг без каких-то $500 млн.
Все было бы так, если бы в последний день в документе не появилось упоминание о том, что Украина обязуется погасить свою задолженность не за 20 лет, а за 10 - до 2007 года. Так что долги будем продолжать платить - на «ноль» не вышли.
П ремьеры не подписали,
как ожидалось, протокол о реализации взаимных долговых обязательств, который был призван поставить точку в знаменитом вопросе тактического ядерного оружия. Это те самые ракеты, вывезенные в спешном порядке в Россию в 1992 году, что к 1997 году, кстати, многими признано как одна из самых больших ошибок украинской дипломатии.
Когда опомнились, было поздно. Единственное, что удалось сделать, - это под шумок трехстороннего заявления президентов Украины, США и России по стратегическому оружию в 1994 году подписать украино-российское соглашение о том, что Россия готова отдать за это дело $450 млн. Но когда готова и как - не договорились.
Тактическое оружие было одним из козырей Украины на многочисленных переговорах - при упоминании о нем у российского премьера портилось настроение. Кроме всего прочего и потому, вспоминают старожилы, что, по большому счету, не стоило оно столько, а за эту сумму Украина должна быть всецело признательна Валерию Николаевичу Шмарову, который внушил ее российскому Минатому и далее по инстанции.
Но момент настал. При этом, правда, Украине вспомнили еще один долг. В 1994 году Госкомресурс Украины и «Росконтракт» поставляли друг другу товары на эквивалентной основе. Как водится, украинская сторона поставила меньше запланированного. С учетом пени и частичного погашения выплыла сумма $114,2 млн.
Кроме того. В 1993 году тот же «Росконтракт» поставил Кременчугскому и Лисичанскому НПЗ около 210 тыс. тонн нефти и не дождался оплаты.
А еще, как-то в 1993 году правительство Украины попросило Россию поставить 2,5 млн. тонн нефти для нужд родного сельского хозяйства. И практически ничего потом не заплатило.
Все это вместе взятое потянуло на $250 млн. Украина 28 мая пыталась доказать очередной раз, что готова отбить эту сумму и желательно любимым товарным покрытием.
Но В.Черномырдин был непоколебим, и великий зачет свершился. Из 450 отняли 250 в счет нефтяных долгов и получили $200 млн., на которые уменьшили госдолг Украины.
А в довершение всего, чтобы не дразнить российских гусей, упрятали эту сумму в соглашение по Черноморскому флоту и обозвали его «компенсацией за расщепляющиеся материалы». Чтобы Виктор Степанович смог в Думе объяснить, что сумма эта появилась незаметно в процессе расщепления чего-то очень секретного.
В итоге. Полностью нулевой вариант не вышел. Не вышло и облегчение в текущем году - российская сторона гордо стояла на том, что бюджет на год уже принят и секвестр (обрезание) предлагается сделать только расходной части, а не доходной.
Вышло некоторое облегчение в целом - если иметь в виду необходимость погасить долг за 10 лет, нам надо где-то еще найти $1,3 млрд. Остается надеяться, что раз в десять лет бюджет у нас примут и МВФ не заставит себя ждать.
И з значительного количе-
ства обсуждавшихся в Киеве экономических вопросов выделялись несколько резонансных. Так, в частности, за месяц должны все-таки согласовать методику расчета окончательной стоимости стратегических бомбардировщиков ТУ-95 МС и ТУ-160, намечаемых к передаче Украиной Российской Федерации, которых насчитывается соответственно 21 и 19.
Проблема здесь одна - у этих авиалайнеров, в принципе, может быть только один покупатель, потому что есть только одна страна по своим размерам, где они могут взлететь и сесть, - это Россия. А когда покупатель только один - торг, как известно, затруднен. Поэтому надо быть готовым к тому, что сумма будет крайне символическая.
Россия после ратификации украинским парламентом Соглашения об урегулировании вопросов правопреемства относительно внешнего государственного долга бывшего СССР («нулевой вариант») перечислит на счет Укрэксимбанка согласованную сумму валютных средств - $20,2 млн. - для осуществления расчетов с гражданами - владельцами счетов в бывших отделениях Внешэкономбанка бывшего СССР в Украине.
Украинская сторона выразила пожелание, чтобы российская сторона перечислила авансовый платеж для расчетов с физическими лицами до ратификации «нулевого варианта» в пределах $10 млн.
Российская сторона пожелание приняла к сведению. О «нулевом варианте», как уже говорилось, можно смело забыть, поскольку весь мир и Парижский клуб давно махнули рукой на какую-то украинскую нератификацию и смело реструктуризировали России бывшие советские долги на 20 лет.
Так что уважаемым депутатам придется, видимо, документ им. Масола ратифицировать, чтобы некоторые наши люди, отпахавшие в свое время за границей, получили свои кровные.
П икантнее всего звучит до-
стигнутая договоренность о разработке общей концепции энергетической безопасности. Первый же вопрос - безопасности от кого?
Второй же вопрос - является ли угрозой украино-российской энергетической безопасности планы по транспортировке азербайджанской нефти в Европу через Украину? Автору кажется, что является.
Концепцию предполагается подписать до 1 октября. Очень хотелось бы взглянуть на ее проект - интереснейшее, надо полагать, дело.
Украина поклялась обеспечить в 3-м квартале 1997 года ратификацию межправительственного соглашения по экспорту российского газа в Украину и его транзиту через территорию Украины в европейские страны от 18 февраля 1994 года, а также согласование до 1 июля 1997 года в Фонде госимущества и Антимонопольном комитете учредительных документов АО «Газтранзит».
Украинская сторона обязалась «вынести на некоммерческий конкурс принадлежащий государству пакет акций АО «ЛиНОС» в размере 45% и предложить принять в нем участие тем российским поставщикам нефти, которые получат гарантии правительства РФ на поставку для переработки на мощностях «ЛиНОСа» не менее 6 млн. тонн нефти в год на срок до 7 лет».
Украинская и российская стороны также договорились «содействовать эффективной работе созданного АО «Укртатнафта» и другим заинтересованным поставщикам в поставке согласованных объемов нефти».
Что касается сотрудничества в области атомной энергетики, то стороны договорились поручить Минатому РФ и Минэнерго Украины завершить уже до конца года подготовку предложений по созданию транснациональной промышленной компании по ядерно-топливному циклу.
Кроме того, «учитывая, что с 1998 года атомным станциям Украины необходимо оплачивать стоимость поставленного топлива в полном объеме», стороны договорились «совместно разработать эффективную схему поставок и расчетов на период 1997-2000 гг., сведя при этом до минимума участие коммерческих структур и повысив роль государства в этом стратегически важном для двух стран вопросе».
И снова вопрос - значит ли создание «компании по ядерно-топливному циклу» то, что российский концерн «ТВЭЛ» и займется этим делом, а все обещания, данные в ходе визита Президента Украины в США в отношении компании «Вестингауз», были несколько поспешными? Или это дипломатия такая?..
* * *
А в принципе, отныне в ук- раино-российских отношениях мы будем иметь дело с тем, о чем говорилось выше, - с деньгами. Что и хорошо, и плохо.
Хорошо, потому что аргументы типа «кости русских моряков» в подобных спорах не работают.
Плохо, потому что новая российская команда этими вопросами занималась всю жизнь, и противостоять им должны не пропагандисты, а экономисты с житейским опытом. Но это уже другая, больная тема.