БесКОКСица…

Поделиться
Коксохимы обыватели не очень любят… Даже самые технологически продвинутые из них сильно загрязняют окружающую среду...

Коксохимы обыватели не очень любят… Даже самые технологически продвинутые из них сильно загрязняют окружающую среду. Последние полвека постоянно ведутся разговоры о том, что их постепенно закроют и перейдут на совершенно чистые технологии производства металла. Однако за прошедшие десятилетия в металлургии мало что изменилось. Технология прямого восстановления железа по-прежнему остается «дорогой игрушкой с бешеным потреблением газа». Так что и в XXI веке львиную долю новой стали все так же производят из чугуна. А для этого нужен кокс.

Так что будущее украинских коксохимиков могло бы быть вполне оптимистичным. Если бы не ряд мешающих факторов.

С первым из них — преобладанием в отечественном коксопроизводстве давно устаревших технологий — более-менее успешно борются путем постепенной его модернизации.

Со вторым сложнее — в отрасли остро не хватает сырья. Большинство из существующих коксохимов сдавались в эксплуатацию в 70-х годах прошлого века. В уже далеком 1977 году украинские коксохимические заводы (КХЗ) произвели 41 млн. тонн кокса. 25 миллионов тонн использовали украинские металлурги (выплавив около 50 миллионов тонн чугуна), а 16 миллионов ушло за пределы республики. Коэффициент использования мощностей достигал практически 100%.

За прошедшие годы многое изменилось, и далеко не в лучшую сторону. Внутренний спрос на кокс резко сократился по причине снижения производства чугуна. В нынешнем, вполне благоприятном для металлургов году, его будет произведено 33—34 млн. тонн.

С углем все обстоит еще хуже. Общая добыча угля в Украине в 1977 году составила 206 млн. тонн. Из них 83 млн. тонн составлял коксующийся уголь. Переработав его, получили 52 млн. тонн угольного концентрата для коксования (примерно 96% от потребностей украинских заводов).

Три десятилетия спустя ассоциация «Укркокс» прогнозирует, что украинские угольщики обеспечат в текущем году только 18 млн. тонн концентрата для коксования. Общая добыча коксующегося угля ожидается на уровне 31 млн. тонн.

Почему так вышло? Сказались и истощение наиболее перспективных месторождений, и закрытие ряда коксохимических производств, и недофинансирование отрасли, а также прочие издержки переходного периода.

В итоге в стране образовался совершенно реальный избыток производственных мощностей при явной нехватке сырья для них. Коксохимические заводы работают не на полную мощность.

С падением добычи украинского угля утрачено основное конкурентное преимущество отечественного коксохима — близость к сырью. Экспорт кокса в Россию прекратился. Наоборот, увеличился импорт коксующегося угля из той же России, а также из Польши.

В 2004 году произошел небольшой рост спроса на кокс (в частности, на экспорт) и его производства. Однако этот рост не сформировал тенденцию. В последующие годы экспорт украинского кокса практически полностью прекратился, объемы производства снизились.

В последний год проблема с избытком коксохимических мощностей в Украине еще больше обострилась по следующим причинам. Несколько КХЗ в составе металлургических комбинатов «Азовсталь», «Криворожсталь», а также Алчевский КХЗ приняли решение о реконструкции или строительстве новых батарей. В 2005 году, после семилетнего простоя, выдала первый кокс батарея производительностью 400 тыс. тонн в год на Горловском заводе. Была введена в действие батарея производительностью 690 тыс. тонн в год на Авдеевском КХЗ (группа «Метинвест Холдинг») и аналогичная на Алчевском КХЗ (ИСД). На «Криворожстали», еще до пришествия британо-индусов, также завершили строительство новых мощностей. Эти батареи будут введены в эксплуатацию в конце 2006 года. Решение о модернизации безусловно правильное, но оно приведет к перераспределению имеющихся ресурсов, и отнюдь не в пользу старых заводов.

Кроме того, в страну во все больших количествах стали ввозить не концентрат, а готовый кокс. Если раньше основным импортером был мариупольский комбинат имени Ильича, то после продажи «Криворожстали» компании «Миттал Стил» это предприятие тоже отказалось от покупки недостающих объемов кокса в Украине и стало завозить его из Польши в объемах до 50—80 тыс. тонн в месяц. Недавно появилась информация о ввозе в Украину крупной партии кокса из Китая. Пока годовой импорт готового кокса не превышает миллиона тонн, но тенденция к росту уже обозначилась.

Одновременно продолжалось снижение добычи коксующегося угля. Если в 2004 году угольные предприятия поставили на меткомбинаты 19,5 млн. тонн концентрата, то в 2005-м — 16,15 млн. тонн. В нынешнем году прогнозируются поставки в объеме около 15 млн. тонн. Из-за недостаточного бюджетного финансирования отрасли за два последних года в ряде государственных холдингов добыча коксующегося угля снизилась на 10—15%. Украинские пласты относятся к высокоопасным, что в очередной раз подтвердили катастрофы на шахтах им. Засядько и «Суходольская-Восточная».

Недостающий объем угольных концентратов компенсировался их ввозом из России на уровне 6—7 млн. тонн в год. При этом в самой России ресурса концентратов не хватает, более того, там наблюдается дефицит хорошо спекающихся марок угля. Периодически в РФ даже поднимается вопрос об ограничении экспорта кокса.

У государства нет денег на развитие отрасли. Приватизация шахт затягивается: в этом году не будет продано ни одной шахты. Недавно Минуглепром подал Кабмину список из 28 предприятий, планируемых к продаже в 2007 году. В него включены — 12 шахт, причем в основном «третьей группы», т.е. малорентабельных и ранее готовившихся к закрытию.

На введение новых мощностей в любом случае потребуется несколько лет. Сырье же коксохимикам необходимо сегодня.

— Развернувшаяся в угольной промышленности реформа даст результаты в лучшем случае через полгода-год, — говорит директор дивизиона «Уголь, кокс» ЗАО «Метинвест Холдинг» Владимир Гусак. — Это тот самый особо ценный коксующийся уголь, который добывают сегодня на больших глубинах, в шахтах с крутым падением, при этом брать его приходится из маломощных пластов. Нет угля, угольного концентрата — падает и производство кокса, металла. Проблемы эти слишком серьезные и еще ждут своего решения.

Однако пока придется выкручиваться именно своими силами. Надежды на поставки из-за рубежа не слишком большие. Максимально возможный импорт коксующегося угля оценивают в 8—9 млн. тонн. Увеличение поставок импортного угля затруднено еще и из-за острой нехватки подвижного состава. К этому добавился рост железнодорожных тарифов. Поставки по морю из дальнего зарубежья (в первую очередь из Австралии) пока экономически невыгодны из-за отсутствия глубоководных портов, способных принимать суда водоизмещением до 100 тыс. тонн. К тому же уголь у нас — давно продукт политический.

«Укркокс» традиционно предлагает частично выйти из положения, вернув на рынок коксующегося угля уголь марки Г (добываемый трестами «Добропольеуголь», «Красноармейскуголь», шахтой «Южнодонбасская №3»), который сегодня используется энергетиками в осенне-зимний период. При стабильных поставках газа этот вариант возможен и целесообразен. Но он лишь немного снизит остроту проблемы, не устранив дефицит угля полностью.

В принципе, для прогнозного производства в будущем году 36—37 млн. тонн чугуна (с учетом импорта) ресурсов в стране должно хватить. Однако распределить уголь так, чтобы оказались загружены все без исключения коксохимические предприятия, уже не получится. Кто-то останется за бортом. Как уже отмечалось, когда-то мощности по производству кокса превышали четыре десятка миллионов тонн. В 2001 году они оценивались в 29,6 млн. тонн, а в нынешнем — уже в 27 млн. Снижение внушительное, но потребности экономики еще на треть ниже. То есть при сохранении существующих тенденций еще треть мощностей коксохимов вынуждена будет уйти с рынка.

В сложившейся ситуации объективное преимущество будут иметь КХЗ, расположенные на одной промышленной площадке с металлургическими комбинатами. Эти предприятия не несут затрат, связанных с железнодорожными тарифами на перевозку кокса. Кроме того, при нехватке коксового газа они могут использовать доменный или природный газ.

Впрочем, размещение на одной площадке с меткомбинатом и даже вхождение в одну бизнес-группу — не панацея. Должно быть налажено еще и бесперебойное снабжение угольным сырьем.

Далеко не всем, даже очень крупным игрокам рынка это удается. К примеру, группа «Приват» располагает тремя коксохимзаводами. При этом группа зондировала возможность продажи как минимум одного из них — днепродзержинского ОАО «Баглейкокс». Причина — дефицит сырья. По данным «Укркокса», за десять месяцев этого года «Баглейкокс» сократил производство валового кокса на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 672 тыс. тонн. В 2005-м завод снизил объемы выпуска кокса до 830 тыс. тонн по сравнению с 1,05 млн. годом ранее.

Серьезная проблема сложилась и на «Донецккоксе». Его проектная мощность — до 1,9 млн. тонн в год. При этом он состоял из трех технологически самостоятельных, расположенных в городе Донецке коксохимических заводов — Рутченковского, Донецкого и Смоляниновского.

На самом крупном из них — Рутченковском до прошлого года было четыре коксовых батареи проектной мощностью 1,2 млн. тонн в год. Еще две батареи Донецкого участка способны производить до 0,49 млн. тонн кокса в год. Единственная батарея Смоляниновского участка когда-то производила литейный кокс для машиностроителей. Некоторым мощностям этих предприятий более века, состояние батарей соответствующее. Тем не менее до последнего времени они работали. Но в 2005 году завод сократил производство валового кокса на 413,4 тыс. тонн — до 993 тыс. В нынешнем году снижение продолжалось. После превращения «Криворожстали» в «Митал Стил Кривой Рог» «Донецккокс» утратил одного из основных потребителей.

Проблемы дончан резко обострились. Встал вопрос о полном прекращении работы на Рутченковском участке.

— На предприятии сложилась близкая к критической ситуация с поставками угольного концентрата, — говорит генеральный директор ОАО «Донецккокс» Геннадий Волокита. — Возникла реальная угроза аварийной остановки батарей в условиях зимнего понижения температур. Рассматривался даже сценарий полного закрытия всего этого участка. Но за предприятие решили побороться. Думаю, ценой остановки одной батареи мы сможем снизить энергопотребление и перебросить коксовый газ и пар на оставшийся блок, состоящий из двух печей.

С точки зрения технологии и экологии, закрытие Рутченковского участка и концентрация ресурсов на Донецком участке действительно были бы оптимальным вариантом. Однако чтобы не увеличивать социальную напряженность в городе, было приято решение о щадящем варианте. Городские власти заявили, что «с коллективом, собственниками найдено решение, которое позволит с нагрузкой 36—40 тыс. тонн в месяц готовой продукции пройти самое тяжелое зимнее время».

Снятие остроты проблемы в данном случае безусловный плюс для владельцев.

Тем не менее проблема нехватки концентрата остается. В принципе, самые изношенные агрегаты выводили из эксплуатации и раньше, но сейчас впервые встал вопрос о закрытии заводов. По словам представителей ассоциации «Укркокс», особенно уязвимы небольшие КХЗ с наиболее старыми мощностями. Надежда на государство слабая. Денег у него нет.

Хотя сказать, что оно совсем не может влиять на ситуацию, тоже нельзя. По крайней мере, ограничить импорт готового кокса ему вполне по силам. Как и разобраться с тарифами железнодорожников. Другое дело, будет ли что-то для этого делаться. Или проблемы опять будут решаться методом самоспасения…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме