Коксохимы обыватели не очень любят… Даже самые технологически продвинутые из них сильно загрязняют окружающую среду. Последние полвека постоянно ведутся разговоры о том, что их постепенно закроют и перейдут на совершенно чистые технологии производства металла. Однако за прошедшие десятилетия в металлургии мало что изменилось. Технология прямого восстановления железа по-прежнему остается «дорогой игрушкой с бешеным потреблением газа». Так что и в XXI веке львиную долю новой стали все так же производят из чугуна. А для этого нужен кокс.
Так что будущее украинских коксохимиков могло бы быть вполне оптимистичным. Если бы не ряд мешающих факторов.
С первым из них — преобладанием в отечественном коксопроизводстве давно устаревших технологий — более-менее успешно борются путем постепенной его модернизации.
Со вторым сложнее — в отрасли остро не хватает сырья. Большинство из существующих коксохимов сдавались в эксплуатацию в 70-х годах прошлого века. В уже далеком 1977 году украинские коксохимические заводы (КХЗ) произвели 41 млн. тонн кокса. 25 миллионов тонн использовали украинские металлурги (выплавив около 50 миллионов тонн чугуна), а 16 миллионов ушло за пределы республики. Коэффициент использования мощностей достигал практически 100%.
За прошедшие годы многое изменилось, и далеко не в лучшую сторону. Внутренний спрос на кокс резко сократился по причине снижения производства чугуна. В нынешнем, вполне благоприятном для металлургов году, его будет произведено 33—34 млн. тонн.
С углем все обстоит еще хуже. Общая добыча угля в Украине в 1977 году составила 206 млн. тонн. Из них 83 млн. тонн составлял коксующийся уголь. Переработав его, получили 52 млн. тонн угольного концентрата для коксования (примерно 96% от потребностей украинских заводов).
Три десятилетия спустя ассоциация «Укркокс» прогнозирует, что украинские угольщики обеспечат в текущем году только 18 млн. тонн концентрата для коксования. Общая добыча коксующегося угля ожидается на уровне 31 млн. тонн.
Почему так вышло? Сказались и истощение наиболее перспективных месторождений, и закрытие ряда коксохимических производств, и недофинансирование отрасли, а также прочие издержки переходного периода.
В итоге в стране образовался совершенно реальный избыток производственных мощностей при явной нехватке сырья для них. Коксохимические заводы работают не на полную мощность.
С падением добычи украинского угля утрачено основное конкурентное преимущество отечественного коксохима — близость к сырью. Экспорт кокса в Россию прекратился. Наоборот, увеличился импорт коксующегося угля из той же России, а также из Польши.
В 2004 году произошел небольшой рост спроса на кокс (в частности, на экспорт) и его производства. Однако этот рост не сформировал тенденцию. В последующие годы экспорт украинского кокса практически полностью прекратился, объемы производства снизились.
В последний год проблема с избытком коксохимических мощностей в Украине еще больше обострилась по следующим причинам. Несколько КХЗ в составе металлургических комбинатов «Азовсталь», «Криворожсталь», а также Алчевский КХЗ приняли решение о реконструкции или строительстве новых батарей. В 2005 году, после семилетнего простоя, выдала первый кокс батарея производительностью 400 тыс. тонн в год на Горловском заводе. Была введена в действие батарея производительностью 690 тыс. тонн в год на Авдеевском КХЗ (группа «Метинвест Холдинг») и аналогичная на Алчевском КХЗ (ИСД). На «Криворожстали», еще до пришествия британо-индусов, также завершили строительство новых мощностей. Эти батареи будут введены в эксплуатацию в конце 2006 года. Решение о модернизации безусловно правильное, но оно приведет к перераспределению имеющихся ресурсов, и отнюдь не в пользу старых заводов.
Кроме того, в страну во все больших количествах стали ввозить не концентрат, а готовый кокс. Если раньше основным импортером был мариупольский комбинат имени Ильича, то после продажи «Криворожстали» компании «Миттал Стил» это предприятие тоже отказалось от покупки недостающих объемов кокса в Украине и стало завозить его из Польши в объемах до 50—80 тыс. тонн в месяц. Недавно появилась информация о ввозе в Украину крупной партии кокса из Китая. Пока годовой импорт готового кокса не превышает миллиона тонн, но тенденция к росту уже обозначилась.
Одновременно продолжалось снижение добычи коксующегося угля. Если в 2004 году угольные предприятия поставили на меткомбинаты 19,5 млн. тонн концентрата, то в 2005-м — 16,15 млн. тонн. В нынешнем году прогнозируются поставки в объеме около 15 млн. тонн. Из-за недостаточного бюджетного финансирования отрасли за два последних года в ряде государственных холдингов добыча коксующегося угля снизилась на 10—15%. Украинские пласты относятся к высокоопасным, что в очередной раз подтвердили катастрофы на шахтах им. Засядько и «Суходольская-Восточная».
Недостающий объем угольных концентратов компенсировался их ввозом из России на уровне 6—7 млн. тонн в год. При этом в самой России ресурса концентратов не хватает, более того, там наблюдается дефицит хорошо спекающихся марок угля. Периодически в РФ даже поднимается вопрос об ограничении экспорта кокса.
У государства нет денег на развитие отрасли. Приватизация шахт затягивается: в этом году не будет продано ни одной шахты. Недавно Минуглепром подал Кабмину список из 28 предприятий, планируемых к продаже в 2007 году. В него включены — 12 шахт, причем в основном «третьей группы», т.е. малорентабельных и ранее готовившихся к закрытию.
На введение новых мощностей в любом случае потребуется несколько лет. Сырье же коксохимикам необходимо сегодня.
— Развернувшаяся в угольной промышленности реформа даст результаты в лучшем случае через полгода-год, — говорит директор дивизиона «Уголь, кокс» ЗАО «Метинвест Холдинг» Владимир Гусак. — Это тот самый особо ценный коксующийся уголь, который добывают сегодня на больших глубинах, в шахтах с крутым падением, при этом брать его приходится из маломощных пластов. Нет угля, угольного концентрата — падает и производство кокса, металла. Проблемы эти слишком серьезные и еще ждут своего решения.
Однако пока придется выкручиваться именно своими силами. Надежды на поставки из-за рубежа не слишком большие. Максимально возможный импорт коксующегося угля оценивают в 8—9 млн. тонн. Увеличение поставок импортного угля затруднено еще и из-за острой нехватки подвижного состава. К этому добавился рост железнодорожных тарифов. Поставки по морю из дальнего зарубежья (в первую очередь из Австралии) пока экономически невыгодны из-за отсутствия глубоководных портов, способных принимать суда водоизмещением до 100 тыс. тонн. К тому же уголь у нас — давно продукт политический.
«Укркокс» традиционно предлагает частично выйти из положения, вернув на рынок коксующегося угля уголь марки Г (добываемый трестами «Добропольеуголь», «Красноармейскуголь», шахтой «Южнодонбасская №3»), который сегодня используется энергетиками в осенне-зимний период. При стабильных поставках газа этот вариант возможен и целесообразен. Но он лишь немного снизит остроту проблемы, не устранив дефицит угля полностью.
В принципе, для прогнозного производства в будущем году 36—37 млн. тонн чугуна (с учетом импорта) ресурсов в стране должно хватить. Однако распределить уголь так, чтобы оказались загружены все без исключения коксохимические предприятия, уже не получится. Кто-то останется за бортом. Как уже отмечалось, когда-то мощности по производству кокса превышали четыре десятка миллионов тонн. В 2001 году они оценивались в 29,6 млн. тонн, а в нынешнем — уже в 27 млн. Снижение внушительное, но потребности экономики еще на треть ниже. То есть при сохранении существующих тенденций еще треть мощностей коксохимов вынуждена будет уйти с рынка.
В сложившейся ситуации объективное преимущество будут иметь КХЗ, расположенные на одной промышленной площадке с металлургическими комбинатами. Эти предприятия не несут затрат, связанных с железнодорожными тарифами на перевозку кокса. Кроме того, при нехватке коксового газа они могут использовать доменный или природный газ.
Впрочем, размещение на одной площадке с меткомбинатом и даже вхождение в одну бизнес-группу — не панацея. Должно быть налажено еще и бесперебойное снабжение угольным сырьем.
Далеко не всем, даже очень крупным игрокам рынка это удается. К примеру, группа «Приват» располагает тремя коксохимзаводами. При этом группа зондировала возможность продажи как минимум одного из них — днепродзержинского ОАО «Баглейкокс». Причина — дефицит сырья. По данным «Укркокса», за десять месяцев этого года «Баглейкокс» сократил производство валового кокса на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 672 тыс. тонн. В 2005-м завод снизил объемы выпуска кокса до 830 тыс. тонн по сравнению с 1,05 млн. годом ранее.
Серьезная проблема сложилась и на «Донецккоксе». Его проектная мощность — до 1,9 млн. тонн в год. При этом он состоял из трех технологически самостоятельных, расположенных в городе Донецке коксохимических заводов — Рутченковского, Донецкого и Смоляниновского.
На самом крупном из них — Рутченковском до прошлого года было четыре коксовых батареи проектной мощностью 1,2 млн. тонн в год. Еще две батареи Донецкого участка способны производить до 0,49 млн. тонн кокса в год. Единственная батарея Смоляниновского участка когда-то производила литейный кокс для машиностроителей. Некоторым мощностям этих предприятий более века, состояние батарей соответствующее. Тем не менее до последнего времени они работали. Но в 2005 году завод сократил производство валового кокса на 413,4 тыс. тонн — до 993 тыс. В нынешнем году снижение продолжалось. После превращения «Криворожстали» в «Митал Стил Кривой Рог» «Донецккокс» утратил одного из основных потребителей.
Проблемы дончан резко обострились. Встал вопрос о полном прекращении работы на Рутченковском участке.
— На предприятии сложилась близкая к критической ситуация с поставками угольного концентрата, — говорит генеральный директор ОАО «Донецккокс» Геннадий Волокита. — Возникла реальная угроза аварийной остановки батарей в условиях зимнего понижения температур. Рассматривался даже сценарий полного закрытия всего этого участка. Но за предприятие решили побороться. Думаю, ценой остановки одной батареи мы сможем снизить энергопотребление и перебросить коксовый газ и пар на оставшийся блок, состоящий из двух печей.
С точки зрения технологии и экологии, закрытие Рутченковского участка и концентрация ресурсов на Донецком участке действительно были бы оптимальным вариантом. Однако чтобы не увеличивать социальную напряженность в городе, было приято решение о щадящем варианте. Городские власти заявили, что «с коллективом, собственниками найдено решение, которое позволит с нагрузкой 36—40 тыс. тонн в месяц готовой продукции пройти самое тяжелое зимнее время».
Снятие остроты проблемы в данном случае безусловный плюс для владельцев.
Тем не менее проблема нехватки концентрата остается. В принципе, самые изношенные агрегаты выводили из эксплуатации и раньше, но сейчас впервые встал вопрос о закрытии заводов. По словам представителей ассоциации «Укркокс», особенно уязвимы небольшие КХЗ с наиболее старыми мощностями. Надежда на государство слабая. Денег у него нет.
Хотя сказать, что оно совсем не может влиять на ситуацию, тоже нельзя. По крайней мере, ограничить импорт готового кокса ему вполне по силам. Как и разобраться с тарифами железнодорожников. Другое дело, будет ли что-то для этого делаться. Или проблемы опять будут решаться методом самоспасения…