Будьте осторожны со своими желаниями — они имеют свойство исполняться. Вряд ли главари современной «оси зла» знакомы с этим предупреждением Воланда. Иначе бы они не начинали войну и не беспокоили соседей пусками ракет и территориальными претензиями. Не сложилось. Что ж, усилия ревизионистских режимов, стремящихся сменить действующий мировой порядок, который основывается на правилах, неизвестно на что, заметили и услышали в цивилизованном мире, и они получают ответ. Вдобавок к кардинальным сдвигам в Европе вроде вступления Швеции и Финляндии в НАТО и заключения ими соглашений о доступе вооруженных сил США на их территорию, резкого увеличения затрат на оборону странами восточного фланга НАТО и начала процесса фактического перевооружения едва ли не всех стран — членов Альянса, бурная активность с укреплением региональной и глобальной безопасности наблюдается в Восточной Азии. Время углубленных дискуссий о том, что именно считать опасностью, требующей реагирования, почему не работает и когда заработает СБ ООН, какие еще слова и действия могут убедить «ось зла» прекратить отвлекать человечество от действительно глобальных вызовов и направить ресурсы на преодоление климатических изменений, бедности и социального неравенства, истекло. Соединенные Штаты и их союзники в Азии перешли к практическим шагам.
Только в течение последних двух недель в Восточной Азии состоялся ряд беспрецедентных по своему смыслу и последствиям событий, направленных на создание новой многоуровневой системы региональной безопасности. Некоторые скорые на параллели обозреватели уже называют новые инициативы созданием «Азиатского НАТО», что по разным причинам не соответствует действительности. На самом деле все и проще, и сложнее. Сейчас речь не идет о создании новой международной организации, члены которой были бы связаны чем-то вроде статьи 5 Вашингтонского договора. Однако четырехсторонний формат Япония—Индия—Австралия; трехсторонние механизмы США—Япония—Южная Корея и США—Япония—Филиппины; ряд двусторонних договоров между Японией и Австралией, Японией и Филиппинами, а также кардинальные изменения в системе командования вооруженными силами США в Японии выглядят не менее убедительно. Среди причин, побудивших указанные страны усилить сотрудничество в сфере безопасности и обороны, называют войну России против Украины, беспрецедентное сотрудничество между Россией и Северной Кореей, провокационные действия и заявления КНДР о создании, испытании и угрозе применения новейшего ракетного оружия, интенсивные учения армии КНР близ Тайваня, заявления Си Цзиньпина о необходимости укреплять оборону границ КНР, ее воздушного и морского пространства (как будто им кто-то угрожает), отказ Китая ограничить свою ядерную программу, а также многочисленные учения, которые проводятся совместно с вооруженными силами РФ. Буквально накануне важных министерских встреч, прошедших в Токио в конце июля, самолеты ВВС США и Канады перехватили близ Аляски стратегические бомбардировщики КНР и РФ, которые летали там в формате «2+2». Министр обороны США Ллойд Остин заявил, что такой полет состоялся впервые, но не стал сюрпризом для США. На самом деле подобное «патрулирование» воздушного пространства Японии происходило и в 2022-м, и в 2023 году, хотя до США не долетали. Очевидно, Россия и КНР хотели послать «месседж» Соединенным Штатам и Японии. Этот «месседж» услышали.
В конце июля в Токио прошли первые консультации на министерском уровне в формате «2+2» между США и Японией в сфере расширенного сдерживания, то есть обязательства США сдерживать и, если необходимо, реагировать по всему спектру потенциальных ядерных и неядерных сценариев в защиту союзников и партнеров. Диалог в этой сфере между Японией и США начался в 2010 году на уровне экспертов МИД и МО двух стран. Однако сейчас с учетом усиления угрозы со стороны Северной Кореи, беспрецедентного укрепления сотрудничества КНДР с РФ, неоднократных угроз Москвы применить ядерное оружие против Украины и Пхеньяна в адрес Южной Кореи и Японии было принято решение повысить уровень диалога о расширенном сдерживании до министерского. Одно из последствий встречи, прошедшей в Токио, — безоговорочное подтверждение обязательств США создать «ядерный зонтик» над Японией.
Не менее важным результатом двусторонних усилий по укреплению безопасности в Восточной Азии стало историческое решение США пересмотреть в сторону увеличения операционные возможности системы размещения и управления подразделениями ВС США в Японии. Речь идет о повышении возможностей координации разных видов ВС США между собой и с Силами самообороны Японии, эффективности их взаимодействия с командованием ВС США в Индо-Тихоокеанском регионе. Будет создано новое Командование объединенных сил США в Японии, что позволит эффективнее сдерживать, а при необходимости реагировать на угрозы со стороны любого из ревизионистских государств региона. Для понимания: только ВВС США в Японии на базе Йокота насчитывают 54 тысячи личного состава, а таких баз несколько. Япония, со своей стороны, подтвердила намерение повысить затраты на оборону до 2% ВВП и сформировать эффективные возможности превентивного ракетного удара и удара в ответ, приобретя и приняв на вооружение крылатые ракеты средней и большой дальности. С другой стороны, Япония едва ли не впервые согласилась продать США ракеты для систем Patriot, которые производятся сейчас в незначительном количестве по американской лицензии. Можно ожидать, что если эти ракеты пройдут соответствующую сертификацию в США, их производство в Японии удвоят, как и закупку этих ракет США. Для тех, кто давно следит за политикой безопасности Японии, такие новости означают кардинальное изменение политики безопасности чуть ли не самой мирной страны мира.
Еще одно событие, которое произошло «впервые в истории», — это встреча министров обороны США, Южной Кореи и Японии в Токио. Они встречались и раньше, однако, с учетом исторической чувствительности, не в Токио. Сейчас такая встреча состоялась. Стороны заключили трехсторонний меморандум и приняли заявление о введении регулярного диалога между министрами обороны на ротационной основе. Кроме того, будут работать общие группы экспертов и проводиться учения для усиления сотрудничества с учетом роста угрозы со стороны Северной Кореи. Если во время посещения Пхеньяна у Путина была цель вызвать усиление оборонного сотрудничества между странами демократического лагеря в Восточной Азии, то ему это удалось. В документах, которые приняли стороны во время встречи, Китай не упоминается как угроза, и даже было специально отмечено, что сотрудничество США—РК—Япония не направлено против третьих стран, но о ситуации в Тайванском проливе и Южно-Китайском море упоминается в совместном заявлении — как намек для Пекина.
Кроме упомянутых шагов, в Токио состоялась также очередная министерская встреча в формате QUAD при участии США, Японии, Индии и Австралии. В центре внимания были вопросы кибербезопасности (в частности подводных кабелей связи) и безопасности судоходства в Индо-Тихоокеанском регионе. В совместном заявлении четырех министров упоминалась ситуация в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, которая негативно влияет на судоходство, а также намерения усилить сотрудничество с ВМС Индии. Стороны решили предоставить помощь островным странам Тихоокеанского региона, недавно пострадавшим от стихийных бедствий. Во время встречи также обсуждали ситуацию в Украине, и не стоит сомневаться: наши партнеры делают свое дело, донося до стран Глобального Юга свое видение российской агрессии.
Проведение многосторонних мероприятий по укреплению системы безопасности в Восточной Азии произошло в рамках десятидневной поездки госсекретаря США Энтони Блинкена в Лаос, Вьетнам, Филиппины, Сингапур, Монголию и Японию. Также состоялись переговоры в формате «2+2» между США и Филиппинами. По мнению специалистов, такой тур накануне выборов в США в ноябре этого года имел целью продемонстрировать странам жизненно важных интересов США преданность Вашингтона своим обязательствам и намерение проводить совместные шаги для устранения угрозы войны, растущей в связи с действиями стран «оси зла». Очевидно, что США стараются выстроить и укрепить систему региональных альянсов, которые должны обезопасить пертурбации политики безопасности в случае смены лидеров стран-участниц (речь идет не только о выборах в США, но и о выборах главы руководящей партии в Японии в сентябре и некоторых политических проблемах в РК). По мнению экспертов, такие шаги отражают веру нынешней администрации Белого дома в многосторонние альянсы, которые должны стать основой устойчивой системы сдерживания потенциальных агрессоров и поддержания мира при любых обстоятельствах. Тем временем в ведущих изданиях, экспертных и политических кругах не прекращаются дискуссии о том, будет ли продолжать нынешнюю политику президент Дональд Трамп в случае его избрания. В частности ключевым для региона остается вопрос защиты Тайваня.
Стоит отметить, что не только США реализуют инициативы в сфере безопасности. Например, во время недавнего визита в Нью-Дели главы правительства Вьетнама Фам Минь Тьиня стороны договорились укреплять сотрудничество в сфере безопасности и обороны. При содействии и финансовой поддержке Индии во Вьетнаме будет создан специальный технопарк по разработке программного обеспечения для нужд армии. Ранее Индия содействовала открытию во Вьетнаме университета, где специальное внимание будут уделять обучению ІТ-инженеров. Политические аналитики отмечают чрезвычайно похожие позиции двух стран на глобальной арене, в частности в обеспечении собственной стратегической автономии и избежании выбора лагерей в противостоянии полюсов современного мира. Несмотря на это стратегическое сотрудничество между двумя странами является важным элементом сдерживания амбиций Китая, имеющего существенные интересы во Вьетнаме, а также устойчивости АСЕАН, которая считается большой ценностью для стран региона.
Вызовы безопасности, с беспокойством воспринимаемые в странах Юго-Восточной Азии, усиливаются также экономическими проблемами в КНР. Специалисты отмечают, что сейчас КНР встала на путь, который в свое время преодолели страны Запада, когда инвестировали в Китай 30–40 лет назад, осуществляя фактический экспорт производственных мощностей за рубеж. Дешевый экспорт из КНР угрожает странам Глобального Юга экономическим коллапсом, они вынуждены защищаться пошлинами и тарифами, но для Китая жизненно важно сохранять высокие объемы внешней торговли. Поэтому китайские компании сейчас заняли место западных в политике экспансии. В краткосрочной перспективе для многих развивающихся стран приход китайских компаний может стать благом, однако для самого Китая рано или поздно возникнет та же проблема, с которой соприкоснулся Запад, вынужденный сейчас возвращать производство домой. Экономическая стабильность КНР напрямую связана с приоритетами ее внешней политики. Важно, чтобы осенью все элементы геополитического пазла сложились в пользу справедливого мира. Главное — донести до ключевых игроков мысль, что эра имперских войн закончилась и нет условий, при которых она может привести к новому стабильному миропорядку. А стабильность и взаимодействие — необходимые условия процветания, в частности и КНР.