Экономические санкции стали одним из ключевых дипломатических инструментов США и неоднократно использовались для достижения целей внешней политики. Идея состоит в том, чтобы наказать «нарушителя» за агрессивное поведение. Но на самом деле, американские санкции почти никогда не помогали изменять поведение своего «целевого субъекта», и очередная угроза президента США Джо Байдена, которую он озвучил во время видеоконференции главе Кремля Владимиру Путину об «экономических последствиях», вряд ли будет ли особенно эффективной, пишет Financial Times.
По словам госсекретаря Энтони Блинкена, в случае вторжения в Украину Москву ожидает «ряд экономических мер, от которых США воздерживались в прошлом». Это может включать блокировку возможности Москвы конвертировать рубли в западную валюту, исключение из системы платежей Swift и возможность остановить газопровод «Северный поток-2», который должен транспортировать газ из России непосредственно в Европу.
Но Россия уже находится под «жесткими санкциями». После аннексии Крыма в 2014 году США ввели запрет на поездки, замораживание активов, финансовые и торговые ограничения, а также запрет на помощь российским нефтегазовым компаниям.
Российские банки попали в «черный список» США, а Visa и Mastercard заблокировали доступ некоторых из них к своим платежным системам. На самом деле неизвестно, что было бы без этих санкций, но они не решили кризис в отношениях РФ и Украины, не уменьшили нарушения прав человека в России и не помогли сдержать Кремль от новых кибератак. Санкции, несомненно, замедлили на несколько пунктов рост российского ВВП, но экономика РФ, тем не менее, адаптировалась.
Согласно отчету Министерства финансов США за 2021 год, использование экономических санкций Вашингтоном выросло на 933 процента в период с 2000 по 2021 год. В первый срок Барака Обамы США вводили санкции в среднем на 500 «субъектов» в год, и эта «доза» фактически удвоилась при Дональде Трампе. Байден ввел новые санкции против Мьянмы, Никарагуа и России, а на этой неделе планирует внести восемь китайских компаний в «инвестиционный черный список» за их причастность к репрессиям против уйгуров в Синьцзяне.
Может появиться иллюзия, что этот «взрыв» в использовании санкций в США означает, что они действительно эффективны. Однако исследование, опубликованное в 2014 году, свидетельствует о том, что они выполняют свою цель примерно в половине случаев. С того времени этот процент, вероятно, упал.
После терактов 11 сентября США превратили свою финансовую систему в «оружие», что усложнило финансовым учреждениям участие в долларовых операциях с правительствами, компаниями или попавшими под санкции лицами. Но распространение цифровых валют и альтернативных платежных платформ создало новые лазейки вокруг экономических санкций США, предоставляя «целевым лицам» возможность удерживать и переводить средства за пределами базирующейся на долларах традиционной платежной системы.
Экономические санкции утратили свою эффективность и в глобализированном мире. Китай превратился в «черного рыцаря», вмешавшегося в глобальную систему, чтобы предложить «спасение» и «помощь» субъектам, подпадающим под санкции США. Например, венесуэльская государственная нефтяная компания, находящаяся под санкциями Америки, торгует нефтью с Китаем через российскую государственную нефтяную компанию «Роснефть». Иран попал под жесткие санкции Вашингтона, но Китай продолжает покупать его нефть.
Такой «эффект» делает экономические санкции США менее эффективными. Кроме того, политикам гораздо легче ввести санкции, чем снять, ведь они боятся выглядеть слабыми. Только Конгресс может навсегда отменить санкции посредством закона, а не распоряжением исполнительной власти. Рост политической поляризации в США делает это очень сложной задачей. Если нет надежного пути для снятия санкций, у «целевого объекта» не будет особого стимула изменяться или вести переговоры.
Если экономические санкции не являются эффективными, почему тогда США продолжают их использовать? Профессор международной политики в Университете Тафтса Дэн Дрезнер предлагает одно объяснение. Он утверждает, что санкции являются как отражением американского упадка (враги меньше боятся США, а у американских лидеров меньше инструментов влияния в своем распоряжении), так и его катализатором. Санкции противостоят врагам, раздражают союзников, накладывают расходы и побуждают «целевые субъекты» к поиску альтернатив финансовой системе США, подрывая влияние доллара.
Вопрос напряжения между РФ и Украиной сложный. На прошлой неделе Байден и Путин не смогли решить свои разногласия во время двухчасового видеоразговора. Однако угроза новых санкций РФ может не принести ожидаемый результат, резюмирует издание.
Напомним, 7 декабря состоялся видеоразговор президентов США Джо Байдена и России Владимира Путина, посвященный украинскому вопросу.
Во время переговоров глава Белого дома заявил российскому коллеге, что не будет считаться с "красными линиями" РФ в вопросе расширения НАТО. Это стало ответом на призыв Путина предоставить России юридические гарантии того, что Альянс не будет расширяться на восток.
Также Байден заявил, что США и союзники ответят решительными экономическими и другими санкциями в случае военного вторжения России на территорию Украины.
А вот Путин во время разговора снова попытался снять с России ответственность за продолжение боевых действий на Донбассе.
В развернувшейся геополитической игре ставки высоки для всех ее участников. Подробнее читайте в статье Владимира Кравченко "Украина – эпизод в сериале, сценарий которого пишем не мы? ".