«После ее прочтения еще минут двадцать сидел и осмысливал прочитанное. Со мной такое бывает очень редко. Книга сильная, оставляет след. Здорово, хотя мне трудно говорить эмоциями».
«Книга потрясла. Уже несколько дней хожу под впечатлением. Хочется читать ее еще. Под конец я плакала, улыбалась, умилялась, в общем, столько эмоций у меня еще не было никогда».
«Первое впечатление было не таким ярким: хорошо, грустно, умно... Но со временем чем дальше, тем больше в разных жизненных ситуациях я почему-то начал вспоминать целые абзацы из нее…».
На первый взгляд эти отзывы никак не связаны. Они не об одной книге, не вплетены в одну серию и невозможны как рецензии на жанр. Их с одинаковым успехом можно было бы пропустить как сквозь страницы фэнтези, так и через строки готического романа или дневника. На самом деле единственное, что их объединяет, — это возраст рецензентов: им от 13 до 18 лет. Сегодня, несмотря на распространенный миф о кризисе детского чтения, подростки читают. Конечно, мы не сможем рассказать о книгах всех тинейджеров, но постараемся взглянуть хотя бы на то, что лежит в рюкзаках и сумках киевских подростков.
Школа последних вопросов напрямую, конечно же, не задает. Школа знает, что Леня и Соня в свои 14 или 15 лет должны обязательно прочесть об убийстве в семье петербуржских аристократов и окунуться в нравственные страдания доселе безнравственного молодого человека — в общем, максимально полно пережить все то, что имеет отношение к человеческим страстям. Но форма не всегда адекватна современности. Если открыть список учебной литературы сегодня и лет двадцать назад, то по большому счету мы не увидим кардинальных изменений. Пока педагоги и учителя продолжают писать в специализированные издания стотысячную статью о Раскольникове и трудностях перевода Гюго и Байрона, молодые люди самостоятельно выходят в открытое плавание по морю современной литературы, воды которого наполнены виртуальными отношениями, гламуром и философскими эссе. Все эти невероятно «живые» на сегодняшний день темы школьная программа замечательным образом просеивает, оставляя молодым людям лишь освободительные войны, галантность светских львов, нищету крестьянского быта и непреходящую мечту о тихом земном счастье каждой Марички и Маши. То, что на самом деле задевает, оставляют в стороне. Классическая художественная литература не дает современному подростку того «архетипа» ровесника, о земной жизни и приключениях которого можно было бы поговорить и в классе, и в родном дворе. Пока что это место занято фэнтезийными героями. Среди них — Артемис Фаул, вундеркинд, запатентовавший более двадцати семи изобретений и написавший компьютерную программу по взлому одного из швейцарских банков; копит силы и средства для… снаряжения экспедиции по поиску некогда пропавшего в России отца. Лира Белаква, двенадцатилетняя девочка-сирота из города Оксфорд, расположенного в параллельной нам реальности. В ее мире часть души человека живет в дэймоне — говорящем духе, который сопровождает человека всю жизнь в виде какого-то животного. Лире и ее очаровательному дэймону Пантелеймону предстоит стать ключевыми фигурами в борьбе с силами тьмы. Чарли Бон, десятилетний мальчик, который в один прекрасный день начал слышать разговоры людей на фотографиях. В результате открытия этих способностей он оказывается в академии Блура, где учатся и другие «нестандартные» дети. Чарли надеется при помощи этого дара отыскать собственного отца.
Мы не будем сейчас обсуждать достоинства и недостатки этих книг — это неблагодарное дело. Сделаем акцент на другом — на той удивительной «случайности», вследствие которой герои сегодняшней подростковой литературы лишены отца/матери либо обоих сразу. Как правило, именно нехватка родительской любви вместе с желанием получить ответы начинают трансформацию героя, подталкивают его к приключениям, заставляют самостоятельно действовать, учат различать и выбирать. Пока что все перекрестки и изгибы этого пути наиболее ярко прорисованы в рамках фантастики, фэнтези и «философско-сказочной» литературы, где всегда напрямую можно сказать о том, что жизнь — увлекательное путешествие.
Авторские «топы» и подростковый интерес
«…и мне всегда было жалко, что я не мог сказать учителю о том, что с моей точки зрения то или это произведение убогое и не заслуживает такого внимания. Но в школах нам не только навязывают их, но еще и заставляют полюбить». Эта субъективная, на первый взгляд, оценка на самом деле является широко распространенным мнением. Многие вещи не проговариваются школьниками только потому, что изначально перед ними ставят некорректные вопросы: «Ваше отношение к чтению?», «Сколько времени в неделю вы уделяете внеклассной литературе?» и т. д. Задавать подобные вопросы способен только взрослый, забывший о своей тинейджерской поре, когда неделями можно не брать в руки книгу, чтобы потом за двое суток «съесть» фолиант с тайнами французского двора.
Чему же отдают предпочтение современные молодые люди? Чем руководствуются при выборе той или иной книги? Как показывает практический опыт, при поиске «своей литературы» подростки полагаются прежде всего на отзывы друзей и положение автора в каком-нибудь «топе». Хотя достоверную картину чтения создать сегодня трудно, мы все же постарались составить небольшой список наиболее востребованной литературы, которая, согласно различным «топам», интересна подросткам среднего и старшего школьного возраста: Мария Семенова «Волкодав», Жаклин Уилсон (повести и романы для девочек; самый популярный писатель для подростков по версии библиотек Великобритании), Борис Акунин «Детская книга» (роман о приключениях московского шестиклассника, правнука великого сыщика Эраста Фандорина), Йон Колфер (цикл фэнтези-детективов о приключениях Артемиса Фаула), Терри Пратчетт «Зимний кузнец» (по версии журнала Locus, лучшая книга прошлого года для подростков; фэнтези), Филип Пулман — сказочная трилогия «Темные начала» (медаль Карнеги 2007 года), сестры Воробей (романы для девочек), Ульф Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» (отмечен особым дипломом международного жюри Премии Андерсена), Джоан Роулинг — серия книг о Гарри Поттере, Филиппа Пирс «Полуночный сад Тома», Марина Москвина «Моя собака любит джаз» (лауреат Международной золотой медали Андерсена), Нил Гейман «Коралина» (фэнтези), Анна Гавальда «35 кило надежды» (история жизни 13-летнего мальчика), Дженни Ниммо — серия приключений о Чарли Боне (по версии газеты New York Times, эти книги вошли в список бестселлеров), Луис Сашар «Ямы» (десятка лучших книг для подростков США), Корнелия Функе «Чернильное сердце» (фэнтези; десятка лучших книг для подростков США), Диана Уинн Джонс «Ходячий замок» (именно по этой книге знаменитый Миядзаки снял великолепный анимационный фильм, побивший в Японии рекорд кассовых сборов).
Понятно, что этот более чем скромный перечень авторов и книг, составленный исключительно из призеров всевозможных «топ» и литературных премий, не может претендовать на масштабность форм и разнообразие мнений. Наверное, наиболее объективный взгляд на литературные увлечения современных подростков могут дать лишь публичные заведения, бумажные сердца которых сложены из сотен тысяч самых разных книг… Библиотеки. Они действительно не утратили своей значимости, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны онлайн-изданий и виртуальных книжных домов. Чтобы узнать о том, каких авторов предпочитают киевские подростки, «ЗН» решило обратиться к Галине Борисовне Конашко, — директору единственной в Киеве городской специализированной молодежной библиотеки «Молодая гвардия».
— Точно так же, как в большом городе никто не отпустит ребенка одного бродить по незнакомым местам, так и в мире книг его нужно грамотно сориентировать. Бывают случаи, когда к нам приходит взрослый человек и говорит: «В свое время я не прочел «Трех мушкетеров», а потом мне стало неинтересно. Теперь жалею». Очень важно дать книгу вовремя. Тем более что любая хорошая книга открывается по чуть-чуть — в детстве ты можешь не увидеть того, что видишь в зрелом возрасте. Цели чтения всегда разные. В литературе есть такой феномен, когда пишешь как бы для взрослого, а читатель находится среди детей, или, наоборот, пишешь для молодежи (как было с Толкиеном), а зачитываются взрослые. Современные подростки загружены учебной программой, насыщенной объемными произведениями. Это не плохо. Но зачастую читают их только для того, чтобы не получить двойку. На то, что интересно, остается мало времени. Хочется и в Интернете посидеть, и с друзьями встретиться.
У подростков столько вопросов к этой жизни! Он охотно берут психологическую литературу или издания, посвященные межличностным взаимоотношениям. Это им интересно. Но у каждой возрастной группы к нам свои вопросы. Подростки 12—14 лет просят что-то о животных и растениях. Их коронный источник информации — «Все обо всем», «Все обо всех», «Cоседи по планете», «Что есть что», «Мир животных», «Техника молодежи» и т. д. Пятнадцатилетние сегодня повально увлечены фантастикой и фэнтези. Это достаточно увлекательная и легкая литература, но вместе с тем мне очень жаль, что научная фантастика почила в бозе. Теперь «в моде» сказания и сказки. Наиболее читаемые, конечно же, Толкиен и Роулинг. Большой популярностью у подростков пользуются Олди, Перумов, Лукьяненко, Хичкок, Люк Бессон, Кинг, Емец, Диксон, Дяченко, с которыми мы дружим, Роберт Асприн. Часто спрашивают Йена Пирса, Гессе, Вербера, Эрланда Ру, Зюскинда, Мураками, Коэльо, Куртье, Берроуза, Баха, Риверу, Бегбедера, Пелевина, Ефремова, Блайтона. Подобную литературу мы закупаем в достаточном ассортименте, стараемся отбирать наиболее качественную. С интересом читают и украинских авторов. Марию Матиос, Жадана, Покальчука, Дереша берут чаще всего подростки 17—18 лет. Пользуются спросом такие серийные издания, как «100 великих…», «1000 вопросов и ответов», «Тайны тысячелетий», различные энциклопедии. С удовольствием читают детективы, хотя мы стараемся давать преимущественно те, в которых меньше крови и больше интеллекта, — например Акунина, Конан Дойля, Агату Кристи и т.д. В последние годы очень часто спрашивают различные психологические тесты, а также книги о психологии отношений. Большой популярностью пользуется книга Джона Грея «Мужчины с Марса, Женщины с Венеры». Мы стараемся быть достойным источником информации. Как правило, читатель уходит от нас удовлетворенным.
«Купи электронную книгу — спаси дерево!»
«Купи электронную книгу — освободи жилплощадь», «Купи электронную книгу — не смеши людей, не читай на мобильном!» — сегодня эти хлесткие лозунги все чаще встречаются рядом с электронной книгой, которую по праву можно назвать одним из самых главных достижений виртуального пространства. Но если раньше ее чтение было связано с целым рядом проблем (привязка к монитору и «ридерским» программам, ухудшение зрения и т. д.), то сейчас форма «считывания» заметно упростилась. На сегодняшний день прилавки киевских магазинов техники и электроники украшены специальным устройством для электронного чтения, цена которого — 1500—1700 гривен. Его бумагоподобный экран изготовлен на основе так называемых электронных чернил, благодаря чему качество отображения электронных книг и текстовых документов различных форматов заметно возрастает. Хотя издательства и не спешат оцифровывать тексты бумажных книг, спрос на электронные издания все равно увеличивается. Сегодня подростки редко приходят в районные библиотеки за «своей литературой». И получается так совсем не потому, что тинейджер у нас не читающий, а из-за того, что кроме классики в этих публичных заведениях мало что есть. В некоторых районах Киева на книги Роулинг, например, до сих пор надо записываться где-то за неделю. Понятно, что при таком подходе не только не уследишь за новинками, но даже и не «прыгнешь» на страницы нашумевших книг.
От кристаллов «ашдвао» до кентавров, баобаба и эпигенетики
Наряду с художественной и учебной литературой ребят интересует и научно-популярная тематика. Старшеклассникам, которых привлекают законы мироздания, наверняка будут интересны книги физика-теоретика, профессора Кембриджского университета Стивена Хокинга «Кратчайшая история времени», «Мир в ореховой скорлупе» и т. д. В них в научно-популярной форме рассматривается природа пространства и времени, рассказывается о возникновении Вселенной. Более того, следуя Эйнштейну, автор ставит провокационный вопрос — обладал ли Господь свободой, создавая нашу Вселенную? По сообщению британской газеты Independent, в ближайшем будущем Хокинг планирует написать детскую книгу о космологии «в духе Гарри Поттера, но без магии». Не менее увлекательна и «Голографическая Вселенная» Майкла Талбота, который предлагает посмотреть на мироздание как на гигантскую голограмму, в которой ни снежинка, ни баобаб не имеют собственной реальности.
Чрезвычайно интересны исследования японского ученого Масару Эмото, более десяти лет занимающегося изучением молекул воды. Изумительные по красоте фотографии кристаллов «ашдвао», наполняющие страницы произведений доктора Эмото, помогут подростку понять природу этого простого и одновременно наиболее загадочного планетарного вещества.
Тем молодым людям, которые интересуются физическими открытиями XX века в области ядерной физики и квантовой механики, наверняка придется по душе работа «Дао физики» известного американского ученого Фритьофа Капры. Юным биологам, химикам, тем, кого привлекает одна из самых больших загадок природы — тайна зарождения жизни, вероятно, будет интересна книга «Жизнь как она есть» английского биолога, лауреата Нобелевской премии в области физиологии Фрэнсиса Крика, открывшего в соавторстве с Джеймсом Уотсоном и Морисом Уилкинсом молекулярную структуру ДНК. Не менее притягательна и работа Александра Гангнуса под названием «Эволюция для всех. Путь кентавра».
Все вундеркинды, интересующиеся математикой, наверняка знают Норберта Винера — создателя кибернетики, который в 18 лет уже был доктором наук в Гарвардском университете. В книге «Бывший вундеркинд» этот замечательный человек, обладающий блестящим чувством юмора, делится своими воспоминаниями о первых шагах в математике и жизни. Но самой резонансной работой, наверное, можно назвать «Биологию веры» Брюса Липтона, биолога, который на основании своих (и не только своих) многолетних опытов пришел к удивительному выводу о том, что наша ДНК управляется сигналами, поступающими извне, то есть зависит от того, где, как и чем мы живем, как мыслим. В биологии это направление сегодня называют эпигенетикой.
Руководствуясь исключительно мнениями тинейджеров на книжных форумах, в блогах и онлайн-дневниках, мы постарались составить список тем, которые привлекают современного подростка. На первом месте в нем — ранний секс и эмоционально-физиологическая готовность к первому сексуальному опыту. Затем — наркотики и жизнь «под кайфом», чуть дальше — особенности выживания в «тусне», где есть и виртуальная любовь, и жажда власти, жестокость сверстников, анорексия и, очень часто, неверие в себя… Конечно, истины в последней инстанции не существует. Один учится бок о бок с Гарри Поттером, второй — путешествует по бескрайнему Северу в поисках золотой пыли, а третий в тишине читального зала знакомится со структурой ДНК. Литературные пристрастия и интересы подростков разные, главное, чтобы они всегда помнили: настоящая книга — это не просто стопка страниц в обложке. Это маленькая путеводная звезда.