Гонки парусных яхт проистекают обычно на значительном удалении от жилых мест, яхтсмены никогда не были известны до такой степени, чтобы их узнавали на улице, как футболистов второй лиги. А самому знаменитому из них - Валентину Манкину, чтобы стать известным, пришлось на четырех Олимпиадах выиграть три золотые медали и одну серебряную. Поэтому слухи о том, что наши ребята с первых гонок взяли в свои руки власть в классовой борьбе яхт «470», воспринималась спокойно и с некоторым недоверием, которое в нас сидит, возможно, от истории с разделом Черноморского флота, а может, вообще от скептического отношения к самому виду спорта, о котором я сообщал выше. Тем не менее, как теперь всем известно, наши гонщики победили. Об этом мы и говорили с вернувшимся в Киев с первым рейсом из Атланты президентом Федерации парусного спорта Украины Сергеем Машовцом, который в свое время работал с Валентином Манкиным и является заслуженным тренером и мастером парусного спорта.
- Что такое эта самая саванна, где соревновались парусники?
- Это очень сложная акватория, однако именно там настоящий, большой океан с приливо-отливными ситуациями, которые создают положение, когда очень соленая океанская вода ложится во все выбоины дна и таким образом сглаживает рельеф для приливо-отливных течений. В этом же самом месте впадает и река со сложным, я бы сказал, течением пресной воды. Поскольку та вода, которую там именуют пресной, у нас в Николаеве или Херсоне справедливо называется очень соленой.
Такое сглаживание, нивелирование резкости течений привело к некоторым затруднениям в том, чтобы привязать течения к рельефу дна. Не могу сказать, что это было самым главным. Я долго говорю о течениях, приливах и отливах, потому что в данных условиях они были важнее ветра. Даже рулевые, творцы ветровой тактики, не скажут, что главное в гонках - ветер или течения. Что же было важнее в этих соревнованиях? И то, и другое оставалось очень сложным и важным. Все надо было воспринимать, принимать решения, и я убежден, что у нас существовала стратегическая концепция. Я очень не люблю слова «научная мысль», но научный подход, трезвое обобщение того, что было известно, в нашей команде было лучшим, чем в остальных экипажах. И это сыграло если не решающую, то очень большую роль в успехе.
- Несколько слов о победителях - Евгении Браславце и Игоре Матвиенко.
- Я глубоко растроган. Даже личные тренеры, как говорят психологи, после побед или поражений своих спортсменов переживают больше, чем за собственную жизнь. Я был действующим тренером и согласен с таким мнением. В данном случае я думаю, что этот результат уникален по любой системе оценок. Он уникален потому, что украинские спортсмены в данном классе яхт никогда не показывали такого высокого результата. Уникально все это потому, что европеец с первой до последней гонки шел в лидерах, никогда не уступив желтую наклейку на своих бортах. Это победа Европы. И, наконец, это блестящая победа рулевого и шкотового, которые до Олимпиады не были ни призерами мировых чемпионатов, ни призерами чемпионатов Европы. Их статус был - выдающиеся украинские гонщики. Теперь этот статус сохранился с поправкой, что они еще и олимпийские чемпионы. Я снимаю перед ними шляпу - они совершили подвиг.
Класс «470» требует очень высокой реакции и в то же время сохранения стабильным веса экипажа, он требует высочайшей настройки яхты. Наивысшим мастерством обладает тренер экипажа Виктор Владимирович Коваленко, сыгравший огромную роль в победе. Для победы в этом классе нужен французский характер - выдержка фехтовальщика д'Артаньяна и в то же время легкость движений и небольшой вес. Это класс д'Артаньяна.