Война и культура

Поделиться
В Киеве найдено новое «трофейное» нотное собрание из Германии

Судьба культурных ценностей, которые были утрачены или перемещены вследствие Второй мировой войны, является одним из ключевых вопросов, которые на протяжении уже продолжительного времени во многом определяют состояние отношений между Украиной и Германией. Для обеих сторон он чрезвычайно чувствителен, потому что затрагивает трагические страницы истории.

Находясь в составе СССР, в годы войны Украина пережила агрессию со стороны нацистской Германии и все трудности оккупационного режима. В это время Украина понесла чрезвычайно масштабные потери культурных достояний. Уникальные культурные ценности эшелонами вывозили с ее территории специализированные немецкие организации и подразделения, среди которых отличались Айнзацштаб рейхсляйтера А.Розенберга и батальон специального назначения «Группа Кюнцберга». Это был настоящий культурный апокалипсис, последствия которого сказываются до сих пор. Немало бесценных украинских музейных, архивных, библиотечных фондов по сей день считаются бесследно исчезнувшими. Соответственно, ожидание Украины от сотрудничества с Германией в вопросах реституции культурных ценностей связаны прежде всего с ожиданиями разыскать и вернуть максимальное количество утраченных в годы войны предметов культуры.

Для Германии же Украина представляет объективный интерес как часть бывшего СССР в связи с организацией советским руководством в послевоенные годы массового вывоза культурных ценностей из зоны его ответственности на территории Германии. Среди них, в частности, - музейные ценности, архивы, книжные коллекции, количество которых измеряется миллионами единиц. Правительство Германии считает действия СССР неправомерными и прилагает значительные усилия, чтобы отыскать и вернуть утраченное.

Начиная с 1993 г., ведутся официальные украинско-немецкие переговоры о судьбе утраченных и перемещенных культурных ценностей. За это время диалог был обозначен как взаимными встречными шагами относительно возврата «трофейных» произведений искусства, архивов и книг, так и периодами довольно жестких концептуальных дискуссий относительно статуса тех памятников культуры, которые попали с территории Германии в Украину уже после войны.

«Архив Баха» как символ реституции

Едва ли не наибольший общественный резонанс в контексте украинско-немецкого реституционного диалога вызвало обсуждение вопроса о возврате Германии в 2001 г. «Архива Баха» - уникального собрания рукописей европейских композиторов ХVІ-ХІХ вв. из коллекций Берлинской певческой академии (Zing-Akademie), которая насчитывала всего 5173 единицы хранения (более 1 млн. нотных листов). Среди них – автографы и инкунабулы произведений членов семьи И.С. Баха - Вильгельма Фридемана Баха и Карла Филиппа Эммануэля Баха, а также Дж.Перголези, В.А. Моцарта, А.Вивальди, Г.Ф.Телеманна, Й.Гайдна, Г.Ф. Генделя, Л. ван Бетховена, Ф.Мендельсона, украинского композитора Д.Бортнянского и многих других.

Это собрание попало в Украину при невыясненных обстоятельствах. Считается, что его привезли в Киев советские танкисты, которые нашли коллекцию во время боевых действий в Силезии (ныне Польша), куда нацисты эвакуировали собрание Берлинской певческой академии.

Сначала она хранилась в Киевской консерватории вместе с другими нотными собраниями. В 1973 г. сборник передали на хранение в фонды Центрального государственного архива-музея литературы и искусства (ЦГАМЛИ), где для специалистов и музыкантов она была в свободном пользовании (ф. 441). В 1999 г. коллекцию исследовал американский музыковед из Гарвардского университета Кристофер Вольф, который идентифицировал ее с частью утраченных в годы войны собраний Берлинской певческой академии, о чем и сделал публичное заявление. Судьбу и обстоятельства перемещения этих собраний из Берлина изучала известная американская исследовательница П.К. Гримстед. Она установила, что в августе 1943 г. 90 пакетов с материалами фондов академии, помещенных в 14 больших ящиков, нацисты эвакуировали в замок Уллерсдорф, расположенный в предместьях Бреслау - современного польского Вроцлава. Со временем следы коллекции были утеряны. И именно ее в 1999 г. идентифицировали как утраченные фонды Берлинской певческой академии.

Во время встречи президента Украины Л.Кучмы с канцлером ФРГ Г.Шредером (в Лейпциге в 2000 году) впервые на официальном уровне речь зашла о пребывании на территории Украины этого собрания и обсуждалась его дальнейшая судьба. В ходе новой встречи с Г.Шредером, в январе 2001 г., Л.Кучма передал ему несколько страниц партитуры И.С. Баха из коллекции архива. Следующим шагом стало подписание межгосударственного соглашения о решении вопроса относительно возврата «Архива Баха» Германии в трехмесячный срок. 18 сентября 2001 г. Кабинет министров Украины принял соответствующее постановление. 30 ноября того же года газета «Урядовий кур’єр» сообщила об официальной передаче Германии 5119 единиц хранения из «Архива Баха» и подписании соответствующего межгосударственного акта. Немецкая сторона согласилась, чтобы часть архива, в частности произведения Д.Бортнянского, М.Березовского и ряда других композиторов из славянских стран, осталась в Украине. Кроме того, переданная Германии часть архива была скопирована для ЦГАМЛИ. Изготовленные за счет немецкой стороны копии материалов собрания и оставленная в Украине значительная его часть, касающаяся творчества славянских композиторов, являются, вне сомнения, положительным опытом в компромиссном решении судьбы этой коллекции.

В целом события, связанные с возвратом немецких культурных ценностей, имели тогда неоднозначную общественную оценку в Украине, вызвали широкие дискуссии в политических кругах и среди экспертов. Расхождение во взглядах на этот акт реституции касались как целесообразности и правовых оснований шага украинской власти, так и самой процедуры принятия решений и их эффективности с точки зрения общего переговорного процесса с Германией относительно судьбы утраченных и перемещенных в годы Второй мировой войны культурных ценностей. Однако вопреки всем дискуссиям, очевидно главное - это был безоговорочный акт доброй воли со стороны Украины относительно Германии и Берлинской певческой академии как исторического владельца утраченной в годы Второй мировой войны нотной коллекции. Этот шаг подтвердил декларации Украины о готовности к сотрудничеству с заинтересованными сторонами в решении сложных вопросов возврата и реституции культурных ценностей. По всем параметрам «Архив Баха» стал самым значительным и масштабным комплексом культурных ценностей, которые за годы независимости Украины были возвращены ею Германии. Итак, его можно считать определенным символом украинско-немецкого сотрудничества в этой сфере на том историческом этапе.

Однако с того времени процесс двустороннего возврата и реституции культурных ценностей между Украиной и Германией притормозился, наступила продолжительная пауза. Ее причины можно искать в разных взглядах, которые до последнего времени доминировали на официальном уровне обоих государств на проблему реституции культурных ценностей и относительно статуса утраченных или перемещенных вследствие войны культурных ценностей. Но после определенного перерыва снова появились положительные сигналы о возможности возобновить в данной сфере продуктивный диалог между Украиной и Германией, начатый в первые годы независимости Украины и продолжавшийся в течение 90-х годов ХХ в. и в начале 2000-х. Например, в январе 2009 г. украинские чиновники предоставили официальное разрешение на вывоз и возврат Дрезденскому кабинету гравюр с рисунка Георга Фридриха Августа Лукаса. Со временем немецким экспертам были переданы списки 248 изданий из библиотеки «Розариум» города Зангерхаузена, которые после войны попали в библиотеки Национального ботанического сада им. Н.Гришко. Вместе с тем в официальной государственной электронной базе утраченных культурных ценностей (Магдебург) в Германии были размещены данные о более 10 тысячах утраченных в годы войны памятников из украинских музеев. В декабре 2010 г. в Киеве состоялось VІІІ заседание Смешанной украинско-немецкой комиссии по вопросам возврата и реституции утраченных и незаконно перемещенных во время и вследствие Второй мировой войны культурных ценностей. А 11 апреля 2011 г. в Национальном музее украинского народно-декоративного искусства состоялась торжественная церемония передачи Украине правительством ФРГ произведений народного искусства (210 писанок и одного керамического блюда), которые до войны принадлежали Всеукраинскому историческому музею им. Т.Шевченко, а осенью 1943 г. были вывезены нацистами и со временем найдены немецкими специалистами в Региональном музее г. Гохштадт-на-Дунае (Бавария).

Начатый диалог вполне имеет шанс продолжиться уже в ближайшее время. И в центре внимания снова могут оказаться «трофейные» немецкие нотные собрания, которые после войны попали в Украину.

«Трофейные» ноты из Дрездена

Как выяснилось в ходе исследований процессов перемещения культурных ценностей после Второй мировой войны, «Архив Баха» оказался не единственным нотным собранием, попавшим в Украину в послевоенные годы с территории Германии. В библиотеке рабочих комплектов нот известного в Украине и далеко за ее пределами Национального ансамбля солистов Украины «Киевская камерата» среди других хранится и много нотных изданий, опубликованных в середине ХІХ - начале ХХ в. авторитетными немецкими издательствами, а также в Великобритании и Италии. При содействии художественного руководителя и главного дирижера «Киевской камераты» народного артиста Украины, лауреата Национальной премии Украины им. Т.Шевченко Валерия Матюхина и одного из ведущих музыкантов ансамбля Алексея Алексеева удалось провести предварительное их исследование и выяснить происхождение.

По приблизительным оценкам (к сожалению, еще не все имеющиеся фонды изучены), в библиотеке «Киевской камераты» насчитывается свыше ста комплектов нотных изданий, напечатанных в Германии до Второй мировой войны. Практически все они принадлежали городской библиотеке Дрездена, в частности ее части - Музыкальной библиотеке. Об этом свидетельствует соответствующий штамп - Städtische Bücherei* Dresden, Musikbücherei. Интересно, что раньше большинство этих изданий принадлежало Дрезденской консерватории, о чем свидетельствует другой штамп - Bibliothek. Kgl. Conservatoriums f.Musiku. Theaterz. Dresden («Библиотека королевской консерватории музыки и театра Дрездена»), перечеркнутый надписью Ungültig (Недействительно). Некоторые издания обозначены другим штампом - Städt. Bücherei u. Lesehalle* Dresden («Городская библиотека-читальня Дрездена»). Все обнаруженные ноты оправлены в твердые переплеты, на некоторых - золотое тиснение. Переплетные работы музыкальная библиотека заказывала, очевидно, отдельно (кое-где сохранились штампы переплетной мастерской).

Основу этого собрания составляет первое полное печатное собрание сочинений Иоганна Себастьяна Баха, которое в середине ХІХ в. начали издавать в Лейпциге. Процесс продолжался беспрерывно в течение нескольких десятилетий. Это была колоссальная работа, к которой привлекли лучших специалистов. К сожалению, на части томов отсутствуют первоначальные бумажные обложки, где указан год издания каждого отдельного тома. Так что на первом и втором томах отсутствует дата их выхода в свет. Третий том датирован 1853 годом. Вообще среди обследованных нотных изданий удалось обнаружить 50 томов (это общее количество, в порядке нумерации есть пропуски отсутствующих томов). Последний из имеющихся томов серии издан в 1896 г. (т. XLVI).

В частности, именно в 1945 г., когда на территории Германии еще действовали так называемые трофейные бригады украинских фронтов, в фонды Киевского музея западного и восточного искусства поступили более 500 картин и значительное количество рисунков и гравюр (в исследованиях фигурируют 102200 единиц), в том числе из Дрезденской картинной галереи. В этот музей попали также рукописи и рисунки, связанные с именем выдающегося немецкого поэта И.В. Гете из музея в Веймаре. Картины и гравюры (в меньшем количестве) оказались также в фондах Киевского государственного исторического музея и Киевского художественного института (16 произведений). Музейные предметы (20 изделий из мейсенского фарфора из довоенных фондов Дрезденской картинной галереи) в 1945 г. попали в Государственный музей украинского искусства в Киеве. Археологический сборник материалов со стоянки древних германцев Каблов оказался в фондах Института археологии АН Украины. Считается, что именно в 1945 г. попал в Киев и «Архив Баха».

В 1946 г. по 14 областям Украины были распределены 213581 единица привезенных из Германии книг. В 1947 г. Академия архитектуры Украины дополнительно получила 11 тонн трофейной немецкой литературы, преимущественно технического характера. Однако среди этих книг - как «пособия по строительству и архитектуре» - обнаружились альбомы гравюр ХVІІІ в., продолжительное время хранившиеся без использования в опломбированных шкафах в помещениях академии, а потом, по просьбе ее администрации, были переданы Киевскому музею западного и восточного искусства.

Так что, на наш взгляд, выяснение обстоятельств, при которых нотная коллекция из Дрездена очутилась в Киеве, нужно начинать прежде всего с поиска материалов именно за эти годы.

Понятно, что проблема перемещенных культурных ценностей очень сложная и многогранная. Кроме сугубо моральных аспектов, это и сфера «большой политики», и межгосударственных отношений. Но самым важным и наиболее актуальным считаем решение вопроса об открытости и свободном доступе к перемещенным культурным ценностям. Потому что искусство должно служить как культуре и науке, так и обществу в целом. Мы убеждены, что здесь вполне возможно взаимопонимание и разные формы сотрудничества: на уровне государств, на уровне конкретных музеев, библиотек и других заведений и учреждений разных стран. Дискуссии о статусе и реституции культурных ценностей должны вестись отдельно от вопросов об их открытости. А открытие прежде засекреченных «закрытых фондов» перемещенных коллекций должны поддержать все участники диалога, чтобы не вызвать в будущем взаимных подозрений и напряженности во взаимоотношениях.

Дальнейшую судьбу коллекции нот из Дрездена, сегодня трудно предугадать. Очевидно, она будет решена в рамках украинско-немецких консультаций и переговоров. Это понимают и сегодняшние владельцы коллекции, не отрицающие возможности ее возвращения Германии. По этому поводу художественный руководитель и главный дирижер «Киевской камераты» Валерий Матюхин сказал: «Безусловно, дальнейшая судьба этих нотных изданий будет решаться на официальном межгосударственном уровне. Но как музыкант и человек я считаю, что они вполне могут быть возвращены в Дрезден, где окажутся в собрании исторически сформированной музыкальной коллекции. Для нас важно, чтобы мы как музыканты могли взаимообразно получить для работы аналогичные нотные комплекты современного издания».

Какой будет позиция политиков и дипломатов обоих государств, очевидно, мы сможем узнать уже в недалеком будущем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме