Понятие «информационное общество» — прогнозируемый вариант исторической перспективы ХХІ века. Для Украины информатизация — путь не только к европейской интеграции, но и к экономическому благосостоянию. Главным приоритетом является продуцирование новых знаний и технологий. Оригинальность, разнообразие, отличие от других начинают цениться значительно больше типичности и конформизма. Информобщество ХХІ столетия цифровое и глобальное.
Между тем главной чертой современного этапа развития человечества является всевозрастающая угроза самоуничтожения цивилизации. Характеризуя современную эпоху, философ Бодрийар писал: «Сегодня больше, чем когда-либо, реальность — только рудники умершей материи, умерших тел, умершего языка». А это, по мнению Бодрийара, ведет к политической смерти.
Лейтмотивом второй половины ХХ века стала идея кризиса. В Украине начала ХХІ столетия мы имеем дело с болезнью постсоветского сознания. Кризис информационного сознания по-украински — это кризис механизмов адаптации социума в окружающей среде. В Украине перспективы информационного общества находятся на инфернальном уровне. Оттуда их даже трудно рассмотреть. На этой глубине — хаос и дезинтегрированность. Наша беда — не от старости, а от длительной болезни, причина которой — отсутствие самоидентификации.
По словам профессора Оксаны Пахлевской, «за тринадцать лет историко-политическое будущее Украины превратилось в мутанта с двумя головами: один смотрит мутными глазами кролика, загипнотизированного голодным удавом, в сторону России. Другая голова мутанта судорожно подмигивает Европе, каждый раз мучительно пытаясь найти объяснения, почему Украина ПРОСТО НЕ ХОЧЕТ войти в информационное пространство Европы... Европа с испугом смотрит на этого мутанта, иногда желая в глубине души, чтобы его поскорее уж съела Россия... У ТАКОГО ОБЩЕСТВА НЕТ ПРОЕКТА БУДУЩЕГО».
Европейское время — эпоха информационного общества, это время, устремленное в будущее. Ближайшей целью Украины должно стать европейское информационное пространство. Речь, в частности, об Европейской информационной сети по международным отношениям и региональным исследованиям. Стратегической целью упомянутой международной системы является реализация одного из наиболее эффективных путей интеграции стран Западной и Восточной Европы, а именно — интеграции в сфере информатизации.
По мнению О.Пахлевской, «вандализм посттоталитарного общества может быть если не прекращен, то по крайней мере маргинализирован, если Украина найдет в себе силы противопоставить бесцеремонной свободе многочисленных императивов один-единственный императив: императив реальной, а не иллюзорной свободы».
Роль образования в преодолении «вандализма посттоталитарного общества» трудно переоценить. Общей тенденцией в сфере образования в эпоху информационных технологий стала его технологическая ориентация. В ее основе — целевая установка рыночного экономического утилитаризма, стремление подготовить современного специалиста-прагматика, владеющего только своей узкой специальностью и компьютерными технологиями. Таким образом, есть серьезные деформации. Сегодня в системе образования Украины задача гуманитарного образования человека и его гуманистического воспитания как творческой личности, развития его общего мировоззрения и способности к самостоятельному творческому мышлению являются неприоритетными. Эта тенденция уже привела к дегуманитаризации системы образования стран Запада (к сожалению, и Украины) и, как закономерное следствие этого, — к существенной дегуманизации самого образования.
Глобализационные процессы выступают как взаимозависимые процессы, имеющие единственный источник — постиндустриальные изменения в способе производства материальных благ. По мнению Ханны Арендт, «современное общество Запада вместе с характерным индустриальным способом производства материальных благ составляет одну общественно-экономическую формацию, а разные социальные системы, присущие современному миру, — это лишь политические надстройки над единым индустриальным экономическим базисом. Они имеют больше общих черт, чем отличий». Концепция информационного общества имеет общие аспекты с некоторыми предыдущими технологическими концепциями «просвещенных обществ». Приход информационного общества рассматривают как вполне естественное явление. Это — качественный путь вперед.
Однако есть и другой аспект. Понятие информационного общества может звучать как жизнеутверждающая нота посреди общей рецессии. В Японии оно нашло абсолютную поддержку у определенной группы людей как лозунг для активизации исследований и предпринимательской деятельности. Если любой социальный прогноз пессимистичен, то понятие информационного общества звучит положительно и придает определенный смысл социальным намерениям и целям. В то время, когда интеллектуалы оплакивают конец прогресса или недостаточность утопий, оживает старая идея о том, что хорошее общество вырастает из современного.
Следовательно, не только использование этого понятия для социального анализа, но и социальная роль внутри национального и глобального контекста заслуживает дальнейших исследований. В частности, перенесение в информационное пространство культурных достояний всех наций и времен делает их потенциально доступнее.
Предпосылкой формирования информобщества должна стать организация сети единомышленников за пределами непосредственного социального окружения. Это обязательно должно быть сделано как с помощью Интернета, так и другими средствами. Изменения должны быть системными. Они будут отражаться на онтологических принципах функционирования общественного организма. Когда превращения произойдут в самой структуре общественных отношений, мы сможем говорить, что информационное общество состоялось. Движущей силой в этом должна выступить молодежь — носитель нового сознания. Она проявляет чрезвычайную активность в виртуальном пространстве. Молодые люди первыми используют е-технологии, первыми извлекают из них пользу и первыми ощущают опасности виртуального мира. Критерием новой информационной культуры является умение человека адекватно формулировать свою потребность в информации, находить ее, перерабатывать, отбирать, оценивать и создавать качественно новую.
Сегодня ситуация в этой сфере в Украине далека от идеала. В школах нет специальной дисциплины, направленной на формирование информационной культуры, не обеспечивается серьезная информационная подготовка студентов. Как же тогда сформировать мышление нового времени, модуль которого выходит в бесконечность, то есть надсистемное мышление ХХІ века? Общий низкий уровень информационной культуры, а также неравенство в возможностях получения доступа к информпотокам порождают у молодежи искаженные представления о человеческих ценностях и неумение пользоваться полученными знаниями в реальной жизни.
Назрела реальная потребность в реализации многоцелевого и многоуровневого проекта, направленного на привлечение молодых людей в сферу информационных технологий, установление их неразрывной связи с высокотехнологичными сферами жизни и экономики и формирование информационной культуры, а именно:
Ё создание виртуальной модели молодежного информационного общества;
Ё построение единой системной информационной молодежной сети;
Ё введение системы электронных паспортов и других идентификационных документов, позволяющих молодым людям пользоваться возможностями молодежных проектов;
Ё организация и проведение мероприятий для детей и молодежи с целью развития навыков, полученных в виртуальной среде;
Ё мониторинг потребностей молодежи; содействие развитию межкультурной молодежной коммуникации.
Нужно создать единое интеллектуальное и эмоциональное пространство. Принципом его существования является доступность для каждого и возможность включения — по крайней мере потенциальная — всех членов общества и его институтов. Развитие электронного правления в Украине должно осуществляться на всех уровнях — и в центре, и в регионах. Только в этом случае упомянутый процесс будет эффективным и станет основанием для создания новых форм экономических и общественных инициатив.
Информационные технологии, которые сегодня стремятся внедрить в Украине, открывают новые возможности осуществления внутренней и внешней политики. Это означает, что когда простая сумма информационных технологий порождает такое глобальное явление цивилизационного уровня, как информационное общество, граждане получают чрезвычайно действенный рычаг влияния на развитие общества, государства, экономики... Создается Электронная, Информационная Украина, e-Ukraine, изменяющая все принципы функционирования социальных институтов своего общества.
Именно этот аспект — один из приоритетных, в частности, в Национальном университете «Киево-Могилянская академия». Это заведение сегодня формирует национальную элиту Украины ХХІ века. Стратегическими задачами
НаУКМА стали повышение качества учебного процесса путем внедрения новейших образовательных технологий и соответствующего кадрового обеспечения; преобразование академии в мощный научно-учебный комплекс и т.д. Здесь развивают культуру мышления, ориентацию на оригинальные методы решения проблем, внедряют передовой мировой опыт и интеграцию украинского опыта в мировую образовательную систему; воссоздают духовную среду, способствующую воспитанию независимых, критически мыслящих, национально сознательных личностей.
Президент Национального университета «Киево-Могилянская академия» Вячеслав Брюховецкий отметил: «Миссия этого заведения заключается в воспитании студентов в атмосфере свободного творческого обучения, в формировании высокообразованной, индивидуально неповторимой личности, способной генерировать оригинальные и плодотворные идеи, независимо мыслить и действовать согласно принципам добра и справедливости. Цель Киево-Могилянской академии — развитие украинской науки и культуры путем подготовки высококвалифицированных специалистов и формирования таким образом новых поколений украинской интеллигенции». Одним из последних достижений академии на пути к созданию новой перспективной системы образования стало введение восьми грантов для магистров НаУКМА, определенных в рамках совместного проекта компании САНИнтербрю (ТМ «Черниговское»), Фонда братьев Кличко и НаУКМА.
Как видим, в этом университете есть все основания для формирования молодых специалистов с экоинформационным сознанием ХХІ столетия. Информационное общество, с точки зрения политических процессов — это практическая реализация ценностей гражданского общества. Оно обеспечивает демократию в буквальном понимании. Эти принципы положены в основу учебного процесса в НаУКМА. «Основная задача Киево-Могилянской академии состоит в принципиальной трансформации учебно-научного заведения в научно-учебное. Высококачественный учебный процесс можно обеспечить только на базе солидных научных исследований. Без объединения науки и образования невозможен прорыв к образовательным стандартам мирового масштаба».
Духовный и экоинформационный разум ХХІ века должен быть сформирован таким образом, чтобы обеспечить развитие всей информационной ноосферы в интересах человека, будущего Украины. Одной из принципиально важных и конструктивных идей в стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования. Ее суть в том, чтобы вовремя подготовить людей к будущему, которое приближается слишком быстро и многих застает врасплох, вызывая чувства страха и растерянности. Ведь страх перед будущим — одна из очень серьезных социальных проблем.
Перспективная система образования создается на основе синтеза новейших знаний как в области естественных, так и гуманитарных наук. Глобальный кризис современной цивилизации — это прежде всего кризис мировоззрения. Он тесно связан с сознанием людей, уровнем их образованности и воспитанности, с приоритетами их нравственных ценностей. В Украине этот кризис вирусного характера. Бациллы колониального сознания не исчезли за 14 лет независимости. Единственный выход — войти в Европейское время перспективных изменений путем интеграции.
Однако в Украине и по сей день не сформирована интеллектуальная сила, направленная во Время перспектив. Но долго ли двери информационного общества, то есть европейского времени, будут для нас оставаться открытыми?