ТРУДЕН ПУТЬ К ИСТИННОМУ ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ

Поделиться
Украинский футбол: несбывшиеся надежды, поиски, ошибки Когда после распада Советского Союза Украи...

Украинский футбол: несбывшиеся надежды, поиски, ошибки

Когда после распада Советского Союза Украина обрела суверенитет и стала независимым государством, а Федерация футбола Украины в декабре 1991 года вышла из состава Федерации футбола СССР, у нас начали формировать собственное футбольное хозяйство и проводить свой чемпионат страны. В этом сложном деле не обошлось - особенно на начальном этапе - без серьезных проблем.

Тем не менее, нельзя не видеть и той большой работы, которая была проделана в сфере футбола в Украине за годы, прошедшие после обретения ею независимости. Получая поддержку от руководящих структур нашего государства, Федерация футбола Украины и созданная в нашей стране Профессиональная футбольная лига, как и многие энтузиасты, которым небезразлична судьба украинского футбола, немало сделали для формирования его организационных основ, создания системы проведения национальных чемпионатов во всех эшелонах и финансового обеспечения этих соревнований, становления и развития футбольных клубов и т.д. Большинство клубов высшей лиги (а в отдельных городах - и команды первой лиги) получили в свое распоряжение неплохую материальную базу. Принятая правительством «Целевая комплексная программа развития футбола в Украине» позволяет надеяться на позитивные результаты и в подготовке спортивного резерва.

И все же нынешнее положение дел в украинском футболе заставляет воздерживаться от излишнего оптимизма и чересчур бодрых прогнозов.

П риближается к завер-

шению очередной фут-

больный сезон, принесший многочисленным любителям футбола в Украине и надежды, и разочарования. Ряд удачных матчей нашей национальной сборной в отборочном турнире чемпионата мира и успехи киевского «Динамо» (первенство в групповом турнире Лиги европейских чемпионов, украшенное двумя яркими победами над «Барселоной») дали кое-кому основание говорить о том, что украинский футбол уже пережил кризисный период и вошел в число лидеров европейского футбола.

Однако жизнь сурово, но, пожалуй, справедливо расставила все на свои места: ожидаемого чуда не произошло. Постепенно сошла на нет горечь разочарования, постигшего как украинских специалистов футбола и самих наших футболистов, так и многочисленных болельщиков. Будет забыт и явно неудачный опыт использования футбола в Украине в качестве политического стимулятора в предвыборной борьбе.

А пока подходит к концу чемпионат страны 1997-1998 годов, уже делаются прогнозы на будущее. Если проанализировать реакцию ряда специалистов и некоторых средств массовой информации на нынешнее состояние украинского футбола и видение его перспектив, то эти оценки и прогнозы представляются в большинстве своем весьма легковесными, лишенными серьезной аналитической основы. Вызывают сомнение неоднократные декларативные заявления о том, что должна быть продолжена работа в избранном направлении и она в конечном счете несомненно принесет успех. К сожалению, даже весьма общий, не претендующий на проникновение в детали анализ свидетельствует о том, что со стратегией развития футбола в нашей стране дела обстоят далеко не лучшим образом.

…Маркетинг - как современная система знаний и практической деятельности, целью которой является продвижение на рынок и сбыт товаров и услуг и, как следствие, извлечение максимальной прибыли - сегодня превратился в основу профессионального спорта. Немало международных федераций, национальных лиг и клубов различных стран, развиваясь по юридическим нормам, присущим любому другому виду бизнеса, в последние десятилетия достигли в этой области больших успехов, превратив многие виды спорта в доходные сферы деятельности, которые не только полностью покрывают далеко не скромные запросы самого спорта, но и, выплачивая большие налоги, существенно пополняют государственные бюджеты.

В Европе самым популярным и наиболее мощным в финансовом отношении видом спорта является футбол. Доходы профессиональных лиг Италии, Германии, Англии и ряда других европейских стран огромны, а годовые бюджеты ведущих футбольных команд исчисляются десятками миллионов долларов. Умелая маркетинговая политика лиг и отдельных команд позволяет поддерживать в прекрасном состоянии стадионы, обеспечивать там безопасность и хорошие условия для зрителей, платить очень высокую зарплату игрокам, тренерам и обслуживающему персоналу. Основные источники доходов - продажа билетов и абонементов (до 45-50%) и продажа прав на телетрансляцию матчей национального чемпионата (около 20%). Источниками получения остальных средств являются спонсорство, доходы от тотализатора, лицензирование товаров, продажа сувениров и товаров болельщикам. Небольшую часть доходов (до 10%) могут составлять пожертвования меценатов и средства, поступающие от местных органов власти. А сильнейшие футбольные клубы получают большие доходы еще и от участия в соревнованиях Лиги европейских чемпионов, Кубка обладателей кубков европейских стран, Кубка УЕФА.

Называть футбол профессиональным, строго говоря, можно лишь тогда, когда все его расходы покрываются доходами от основной деятельности. Поэтому команды соревнуются между собой только на футбольном поле. Бизнес же они ведут вместе, стремясь к тому, чтобы национальный чемпионат страны был притягателен как для зрителей, так и для спонсоров. Но это возможно лишь при обеспечении интереса к футбольным матчам со стороны зрителей, что определяется очень просто - по посещаемости стадионов и по рейтингу телевизионных передач, в которых транслируются матчи национального чемпионата. В странах с развитым профессиональным футболом средняя посещаемость таких матчей колеблется в пределах 30-35 тысяч зрителей. И борьба за сохранение и увеличение этого показателя является основной проблемой профессионального футбола, поскольку стадионы с пустыми трибунами - важнейший признак невозможности существования вида спорта как профессионального.

Следует также учесть, что количеством зрителей на стадионах во время матчей определяются не только размеры доходов от продажи билетов, но и возможности для получения доходов из всех остальных источников - телевидения, спонсорства, лицензирования, тотализатора, концессии стадионов и парковки автомобилей, продажи товаров и т.д.

Если же зрительский интерес не обеспечен, то нельзя и говорить о наличии профессионального спорта, так как его содержание в таких случаях ложится на плечи государства, а также различных организаций, получающих доходы от иных видов деятельности. Именно такая ситуация имеет место сегодня в украинском футболе. Например, в заканчивающемся чемпионате нашей страны средняя посещаемость стадионов составляет всего лишь 5,7 тысячи зрителей на матч. А в столице Украины даже матчи ведущей команды - киевского «Динамо» - собирают, в среднем, по 2-3 тысячи зрителей. Естественно, что соответствующий невысокий интерес к матчам и у телевидения, которое ничего не платит Профессиональной футбольной лиге, более того - само стремится получить деньги за трансляцию. И далее - по цепочке: у различных компаний и фирм нет заинтересованности в рекламе товаров при пустых трибунах стадионов и при выключенных (или переключенных на другие программы) телевизорах, некому продавать товары и предлагать услуги во время матчей и т.д.

Иногда отсутствие зрителей на матчах нашего национального чемпионата по футболу пытаются объяснить материальными трудностями, которые ныне переживает большинство населения Украины. Однако - при всех наших экономических проблемах - эти доводы не соответствуют действительности. Привлекательные матчи посещаются очень хорошо. Например, прошлогодний отборочный матч чемпионата мира между сборными командами Украины и Германии (при очень высокой цене билетов) собрал на стадионе Национального спорткомплекса «Олимпийский» в Киеве около 70 тысяч зрителей, а состоявшийся весной нынешнего года матч Лиги европейских чемпионов между киевским «Динамо» и туринским «Ювентусом» - 100 тысяч человек. И это - при плохой погоде, неблагоустроенном киевском стадионе, низком качестве обслуживания зрителей.

Отсутствие у Профессиональной футбольной лиги доходов от отечественного телевидения, как и отсутствие у него желания покупать права на трансляцию футбольных матчей национального чемпионата Украины, обычно объясняется хроническим дефицитом средств у телекомпаний. При этом забывается, что любые телекомпании покупают права на трансляцию для того, чтобы зарабатывать деньги за счет сопутствующей телетрансляции рекламы товаров и услуг платежеспособных фирм. Фирмы готовы платить ему за рекламу - и платят, по нашим меркам, много и даже очень много, но хотят демонстрировать свои рекламные ролики в популярных передачах, которые смотрят миллионы телезрителей, а не во время малопривлекательной полуторачасовой толкотни на футбольном поле в ходе матчей национального чемпионата Украины - зрелища, которое никто не желает смотреть и переключает свои телевизоры на другие каналы, где транслируются значительно более привлекательные передачи.

Потенциальные спонсоры тоже не хотят отождествлять свою торговую марку с малопривлекательным зрелищем и с непопулярными футбольными клубами, а стремятся к преуспевающим организациям и сферам деятельности, так как тут действуют те же законы рыночной экономики.

Когда речь идет о маркетинге как основе развития профессионального футбола, необходимо учитывать ряд незыблемых принципов, нарушение которых недопустимо, ибо сразу снимает вопрос о футболе в Украине как профессиональном виде спорта.

Один из них сводится к тому, что надо производить то, что можно продать, а не пытаться продать то, что производится без учета потребностей потребителя и его желания приобрести соответствующий товар. В данном случае товаром, повторимся, выступает зрелище - матчи национального чемпионата Украины.

Другой принцип, связанный с первым, предполагает, что профессиональный футбол как индустрия шоу-бизнеса, развиваясь по законам, характерным для любой сферы бизнеса, в то же время имеет свою ярко выраженную специфику, которую недопустимо игнорировать без риска весьма существенных потерь для развития этого вида спорта. Ведь в любой сфере бизнеса конкуренты стремятся продать как можно больше своих товаров и одновременно сделать убыточной деятельность конкурентов, вытеснить их с рынка и захватить освободившиеся его части. В спорте же такая ситуация имеет место в конкурентной борьбе исключительно между различными видами спорта. Что же касается конкуренции внутри того или иного вида спорта, в данном случае - в футбольных лигах, то здесь должно складываться парадоксальное, на первый взгляд, положение, согласно которому сильнейшим клубам нужно быть заинтересованным не в подавлении более слабых соперников, а, напротив - в повышении их конкурентоспособности.

Проявляется это и в финансовой политике. Например, в американском профессиональном спорте лиги равномерно распределяют между командами доходы, полученные от телевидения, устанавливают принципы распределения доходов от продажи билетов, не давая более слабым командам разориться. Так обеспечивается и относительное финансовое равновесие в лиге, которое также обусловливает конкурентоспособность команд.

…В основе процветания профессиональной лиги в любом виде спорта лежат не антагонистические противоречия между интересами руководства лиги и интересами руководства сильнейших клубов. Руководители клубов ориентируются, как правило, на близлежащие цели - подготовку команды и ее участие в текущем и грядущем чемпионатах, что и предопределяет основные направления деятельности клубов. Основу же интересов руководителей профессиональной лиги составляют долговременные интересы - стремление обеспечить ее финансовое процветание, притягательность организуемых ею соревнований для зрителей, для телевидения и других средств массовой информации, для спонсоров. Поэтому действия профессиональной лиги направлены не на учет интересов ведущих команд, а, напротив, на помощь слабейшим, на создание такой атмосферы, при которой аутсайдеры смогут выигрывать у лидеров, часто происходит смена чемпионов, а потеря одного-двух очков может стоить команде медалей. В результате вокруг чемпионата создается тот микроклимат, который притягивает зрителей на стадионы, привлекает и телезрителей, и спонсоров.

Если же обратиться к анализу дел в национальных чемпионатах Украины последних лет, нетрудно убедиться, что здесь сложилась ситуация, разительно отличающаяся от требований профессионального спорта. Киевское «Динамо» из года в год становится чемпионом, не испытывая по сути никакой конкуренции.

Абсолютно ясно, что основополагающим принципом профессионального футбола является обеспечение конкуренции в национальном чемпионате. Все же остальные составляющие системы профессионального спорта - интересы отдельных клубов, система соревнований, порядок перемещения игроков из одной команды в другую и т.д. - лишь обеспечивают достижение главной цели. В Украине избран иной подход. В его основе - создание одного суперклуба, который должен и отстаивать интересы страны в Лиге европейских чемпионов и других крупнейших соревнованиях, и служить основой для формирования сборной команды нашей страны, и оказывать содействие в развитии другим украинским клубам - быть для них моделью организации дела и таким образом стимулировать их развитие и т.п. На первый взгляд, такой подход также представляется достаточно логичным. Однако на самом деле он, к большому сожалению, находится в явном противоречии с основополагающими принципами современного профессионального спорта.

Таким образом, с какой бы стороны мы ни подошли к анализу состояния украинского футбола и к поиску оптимальных путей его развития, убеждаемся в том, что основой этого дела является необходимость создания в Украине полноценного национального чемпионата, который отвечал бы основополагающим принципам современного профессионального спорта, и мог бы стать фундаментом полноценного развития украинского футбола.

…Одной из проблем украинского футбола является явное несоответствие его претензий реальному положению дел, классу команд. К формированию этих завышенных претензий значительные усилия приложила и отечественная пресса: каких только хвалебных эпитетов не слышали мы в адрес сборной команды Украины и киевского «Динамо» в конце прошлого года и в начале нынешнего.

Поэтому когда сборная Украины после ряда успешных матчей все же, проиграв команде Хорватии, не попала в финальную часть чемпионата мира, а достижения киевского «Динамо» ограничились выходом в четвертьфинал Лиги европейских чемпионов, это было воспринято чуть ли не как трагедия.

На наш же взгляд, результаты этих выступлений сборной Украины и киевского «Динамо» находятся заметно выше реального уровня развития футбола в нашей стране.

Не следует забывать, что в мировом рейтинге ФИФА в последние годы сборной Украины и ее ведущим клубам отводились малопочетные места. Да и сегодня в рейтинг-листе ФИФА сборная Украины занимает (по состоянию на конец мая 1998 года)

64-е место среди национальных команд, а в перечне европейских клубов киевское «Динамо» занимает 18-ю строку.

Неверная психологическая установка обусловливает ошибочные близлежащие цели развития футбола в Украине, которые должны быть, в первую очередь, связаны с его развитием внутри страны, а во вторую очередь - с поиском путей улучшения выступлений украинских команд на международной спортивной арене. Если необходимость этого не осознают руководители украинского футбола, то «случайные» поражения национальной сборной и клубных команд в международных соревнованиях будут по-прежнему преследовать наши команды.

Окончание следует.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме