Судьба индейцев в советские времена, особенно в эпоху застоя, была золотой жилой коммунистической пропаганды. Трагедию сотен тысяч представителей краснокожего народа компартийные деятели использовали для идеологических атак на агрессивную политику США. Но когда в Советском Союзе начали появляться неформальные клубы приверженцев самобытной культуры индейцев, их членов воспринимали почти как сектантов, всячески мешая проводить мирные собрания на природе. И только с началом перестройки под Ленинградом состоялся первый официально разрешенный слет индианистов, на который собралось около сотни людей из различных уголков Союза, в том числе из Украины.
Для людей, хоть немного знакомых с индейской культурой, слова «вигвам», «томагавк», «мокасины» — не просто экзотика. Это неотъемлемые атрибуты жизни многих индейских сообществ. Для украинцев, казалось бы, такие вещи далеки и чужды. Но нет.
Тернопольчанин, эколог по специальности, Олег Соколовский, увлекшись индейской культурой еще в детстве, продолжает активно интересоваться ею и сейчас. Романы Фенимора Купера, Сат-Ока и Карла Мая, прочитанные еще в школе, оказали на юношу чрезвычайно сильное впечатление. И он начал коллекционировать все, что имело хоть какое-то отношение к индейской культуре и быту: книги, фотографии, сувениры, кинофильмы. Не менее ценные находки — стрелы, томагавки, тотемы, записи индейских песен, раздобытые им в различное время. А огромное творческое наследие исследователя индейской культуры американского писателя Карлоса Кастанеды открыла Олегу безграничные горизонты индейской души. Он убежден, что через традиционную индейскую культуру можно лучше узнать культуру украинского этноса.
А еще — это учит общаться с окружающей средой. И поэтому украинские индианисты прилагают немало усилий, чтобы сохранить окружающую природную среду в своей стране. Многих из них недаром называют экологическими санитарами Украины с индейской атрибутикой.
— Аборигенами Америки у нас начали живо интересоваться еще в XIX веке, — рассказывает Олег Соколовский. Большим приверженцем этого народа был, например, Александр Олесь. В свое время он перевел известную «Песнь о Гайавате» американского поэта Генри Лонгфелло. Искренней симпатией к индейцам проникнуты стихи классика украинской советской литературы Павла Тычины и повести Юрия Бедзика. Индейская культура оставила свой след в творчестве русских писателей: Александра Пушкина, Льва Толстого, Максима Горького и многих других.
— Но ведь английские, французские, голландские и прочие колонизаторы безжалостно истребляли индейцев и их культуру...
— Безжалостная оккупация со стороны белых людей отобразилась
и в мировоззрении, и
в языке индейцев.
Например, слово «лучший» у них приобрело определенно негативное значение. Оно унижало человека, давало толчок к верховенству. Индейцы считали, что если ты воин, то должен быть сильный духом и уважать других людей. И поэтому вместо «лучший» в их языке закрепилось понятие «иной».
Переселенцам, убивающим индейцев, платили деньги. Сумма зависела от количества снятых с людей скальпов. Позже это зло повернулось против самих европейцев, поскольку было заимствовано местными жителями и стало частью их военной культуры: воины носили на одежде скальпы, но уже завоевателей. В учебниках аборигенских школ часто можно встретить выражение пророка Сидячего Быка: «Безумство — использовать энергию, порождающую зло, чтобы уничтожить это зло; безумство — повторять поступки, от которых хотите избавиться; безумство — демонстрировать поведение, которое вы не хотите видеть в своих детях; и крайнее безумство — делать вид, что ничего не происходит, а потом удивляться, почему мы живем в сумасшедшем мире». Индейцы представляют свою душу как неразрывно связанную с Богом, наконец, как частичку Бога. И потому они глубоко убеждены, что нельзя познать, полюбить другую культуру, не влюбившись сначала в собственную. Уничтожение любой культуры наносит непоправимый вред человечеству и в первую очередь народу, который несет это разрушение. Ведь известно, действие равно противодействию.
— Традиционное украинское мировоззрение базируется на гармоническом соединении человека с природой. Индейцы понимают мир так же?
— Украинцы издавна жили
в гармонии с окружающим миром, считая, что все вокруг живет, имеет душу. Так же и индейцы знали, что душа есть повсюду. Древний индеец, идя на битву, обнимал дуб, а когда болел, прислонялся к березе, исцелявшей его. Жители прерий умело использовали чудодейственные свойства деревьев и трав. И древним украинцам, и индейцам присуще анимистическое мировосприятие. Верования, обрядодейства у них удивительно похожи. Скажем, бросается в глаза одинаковое количество богов. Например, славянскому богу Солнца Ярилу соответствует индейский Мониту, богу дождя Даждю — Тамак. Совпадают и праздники, связанные с циклической жизнью природы. Праздник летнего солнцестояния у индейцев — Пау-Вау удивительным образом приходится на 7 июля, день Ивана Купала.
В украинской и индейской культуре тоже есть много общего. У индейцев и украинцев, в частности гуцулов, практически одинаковая традиционная одежда — рубашка из отбеленного холста, жилеты, широкие штаны, мокасины. Вышивка крестиком у индейцев и гуцулов тоже почти идентична. Очень похожи и танцы наших народов, например, старинный гуцульский «Аркан» и индейский «танец Орла». В его основе — поочередное отбивание ногами определенного ритма. Эти сигналы начинают раздражать полушария головного мозга, и возникает так называемый элемент медитации, транса. Цель таких движений — войти в транс через повышение вибрации тела. Индейцы говорят: душа человека — это пар, а тело — вода. И поэтому надо пытаться время от времени превращать воду в пар, снимать с себя отрицательную энергию... Человек, соединяясь с энергетическим полем Земли, скажем, через танец, заряжает душу положительной энергией, а ум становится открытым для добрых мыслей и идей. Много методов исцеления индейцы знали еще тысячи лет назад, некоторые из них владели техникой телепортации (мгновенным перемещением тела в пространстве). Ибо, простите за повторение, приближаясь к естественному состоянию, человек может общаться со своей душой. А над человеческой душей, считали индейцы, есть другие души, достигшие высшего уровня или более тонких вибраций. И поэтому коренные американцы просили у богов лишь дать им силу, зная, что остальное зависит от них самих.
— В психологии индейцев и украинцев тоже находите общие черты?
— Конечно. Просто удивляешься, насколько мы похожи с индейцами в нежелании подчиняться единой воле, определить общие стремления, в неумении объединиться перед общим врагом и склонности к междоусобицам. Уклад индейского военного лагеря напоминает нашу Запорожскую Сечь: два рядовых индейца —
три вождя. Это указывает на то, что обе нации относительно молоды, и их не обошли болезни роста. Но по некоторым другим национальным чертам, отличающиеся взвешенностью поведения и выдержкой, индейцы все-таки стоят выше импульсивных и эмоциональных украинцев.
— Вы называете индейцев молодой нацией. Тут позвольте не согласиться. Нация предусматривает наличие собственной государственности. Индейские сообщества, в отличие от украинцев, самостоятельного государства не имеют...
— Но немало признаков нации индейцы все же сохранили. Индеец, живущий в резервации, считается коренным жителем Америки. И только когда покидает ее, становится гражданином США, получает американский паспорт. В каждом племени есть музей, ежедневная школа, где дети изучают язык пращуров, есть собственные отели, бары, рестораны, магазины. Кстати, все дома там — из дерева. В резервациях разрешен игральный бизнес, запрещенный на остальной территории США. Индейцы на своих исконных территориях образовали, так сказать, небольшие государства в большой Америке.
— Много ли в современной Украине приверженцев индейского дви-жения?
— Украинцы все-таки интересуются индейской культурой, особенно это заметно в западных регионах. Наших единомышленников, так называемых украинских индианистов сейчас насчитывается более трехсот. На ежегодный праздник Пау-Вау, происходящий в лесном лагере вблизи Львова, приезжает все больше детей и подростков. Чтобы иметь возможность приобщиться к индейскому мини-быту и почувствовать колорит индейской культуры, они должны приложить моральные и физические усилия — не употреблять спиртное (алкоголь — табу для индейцев) и бранных слов, научиться строить вигвам, готовить индейские кушанья. То есть человек проходит определенные испытания и таким образом совершенствуется.
В последние годы в Украине возникли разнообразные направления индейского движения. Некоторые объединяют охоту с воспроизведением индейского быта, другие — водный туризм с индейством, есть и элементы родства с индейством пейнтбола. Состоя в этом движении, вы восстанавливаете обломки древней культуры, наконец, чувствуете себя людьми. Давайте, как на празднике Пау-Вау, курить трубку мира — чтобы томагавк войн и геноцидов закопать навсегда. Хау! («Я все сказал».)