Если дефицит государственного бюджета имеет стойкий хронический характер, то что уж говорить о местных, в частности о бюджетах развития малых и средних городов? С тем, что фискальные методы себя исчерпали, согласны не только рядовые украинцы, но и Кабинет министров вместе с Государственной налоговой администрацией. Поэтому в стране ведется интенсивный поиск альтернативных, нефискальных источников пополнения бюджета, активное участие в котором принимает общественность.
Одно из направлений этого поиска стало темой «круглого стола» в Государственном комитете молодежной политики, спорта и туризма.
Идея, авторство которой принадлежит Международной ассоциации славянского единения им. П.А.Столыпина, не нова. Чеканка монет, посвященных различным историческим лицам, событиям, датам и памятникам, производится давно, в том числе и в нашей стране. Преследуя галчонка, нагло похитившего у него олимпийский рубль, почтальон Печкин прекрасно понимал, что такие монеты ценятся гораздо выше их номинала. Тут важна не суть идеи, а цели, на достижение которых направлена ее реализация. По мнению инициаторов, чеканка серии монет «Города-курорты Украины» станет эффективным источником пополнения бюджетов развития малых и средних городов, а также курортных территорий, одним из нефискальных методов, обеспечивающих постоянный приток дополнительных средств в государственный бюджет.
Проект поддерживает Государственный комитет молодежной политики, спорта и туризма, выполняя тем самым поручение Президента Украины о развитии малых и средних городов, к которым относится подавляющее большинство городов-курортов, Общественный совет Украины, осуществляющий общественный контроль за деятельностью НБУ в отношении чеканки монет данной серии, профильные комитеты Верховной Рады, многие общественные организации, специалисты и эксперты. Увы, Национальный банк Украины, от которого самым непосредственным образом зависит судьба проекта, не проявляет к нему ожидаемого энтузиазма. К сожалению, его представители проигнорировали приглашение организаторов «круглого стола», и потому позиция финансистов по этому вопросу осталась не выясненной. Следовательно, о доводах «против», которые могут быть у Нацбанка, можно только предполагать.
Допустим, НБУ опасается, что чеканка монет номиналом 2 и 5 гривен тиражом соответственно 250 и 100 тысяч ежегодно повлияет на стабильность финансовой системы страны. Но ведь речь идет о монетах, поступающих в обращение взамен изымаемых изношенных бумажных банкнот того же достоинства и на ту же сумму. То есть предлагается неинфляционная технология. К тому же чеканку предполагается производить не за государственные средства, а за счет местных бизнесовых элит, кредитующих таким образом бюджеты развития городов-курортов.
Второе возможное возражение Нацбанка: существует проблема принятия памятных и юбилейных монет как средств платежа. Действительно, многие продавцы, особенно рыночные, подобных денежных единиц никогда не видели, поэтому и отказываются принимать их в качестве платы за покупку.
Но выпущенную в обращение, скажем, в Судаке, монету, посвященную приближающемуся 1790-летию этого города с изображением Генуэзской крепости, местные жители очень скоро признают «своей». Впрочем предназначение сувенирных денег отнюдь не в их обороте как средств платежа. Многочисленные гости этого и ему подобных городов, в том числе и иностранные, охотно будут покупать монеты по коммерческой цене именно как сувенирную продукцию и увозить их с собой. Имея привлекательный дизайн, такие монеты будут выполнять рекламную функцию по отношению к городам-курортам, содействовать популяризации национальной денежной единицы — гривни — за рубежом, повышая ее авторитет, привлекут в госбюджет иностранную валюту.
В пользу того, что памятные монеты будут пользоваться большим спросом у туристов, посещающих нашу страну, свидетельствует даже то, что значительная часть пластиковых жетонов, используемых в Киевском метрополитене для оплаты проезда пассажирами, исчезает из ведомственного оборота, так как многие гости столицы увозят их с собой в качестве сувениров.
Участники «круглого стола» были единодушны в том, что предложенный проект открывает путь к конкретному прагматическому наполнению экономики Украины оборотными средствами и созданию первичных бюджетов развития городов-курортов и курортных регионов страны. Теперь все зависит от того, сколько времени понадобится, чтобы их мнение достигло здания НБУ на Институтской и как оно будет там воспринято.