Софиин день

Поделиться
155 лет со дня рождения Софии Русовой. Достойно ли мы чтим это имя?

«Нація народжується коло дитячої колиски».

София Русова

Софииному дню столько же лет, сколько нашей независимости. На родине выдающейся просветительницы - Черниговщине - уже стало хорошей традицией отмечать 30 сентября Софиин день и проводить мероприятия, посвященные Дню учителя. Эти две даты настолько органично связаны, что празднуются одновременно. К памятной дате приурочена всеукраинская научная конференция «Русівські читання», объединившая исследователей наследия Софии Русовой из разных уголков Ук­раи­ны. После конференции ее участники отправятся в село Олеш­ня, где присоединятся к традиционному празднованию Софииного дня. Этот день каждый раз открывает новые страницы жизни и творческого наследия личности мирового значения. Уже традиционно в День Веры, Надеж­ды, Лю­бо­ви педагоги Киевской школы- детского сада им. С.Русо­вой идут поклониться земле, которая родила и взлелеяла одну из самых мудрых фигур в украинской культуре.

Шведско-французское происхождение не помешало Софии Русовой в совершенстве овладеть украинским языком, глубоко познать духовность и традиции украинского народа. Своей любовью ко всему украинскому она обязана прежде всего любимой няне, которая ежедневно шла к своей воспитаннице семь километров пешком. Поэтому знаменитое выражение просветительницы о том, что нация рождается у колыбели, - из ее собственного опыта.

«Коли мова йшла про укра­їнську справу, то ніщо не могло спинити її завзяття: ні родина, ні діти, ні переслідування царських жандармів чи большевицьких чекістів, ні тюрми, ні арешти, ні тяжкі умови еміграції, ні події приватного життя… Ніщо не спиняло її енергії в боротьбі за український ідеал…» - писал в воспоминаниях сын Софии Федоровны Юрий Русов.

О Софии Русовой можно рассказывать много. Как об истинной народной учительнице и просветительнице. Как об активной участнице самых заметных событий культурного пространст­ва Украины в условиях царского запрета и преследований в конце XIX века. О феномене «Старої громади», первом украинском детском садике, первой украинской опере Николая Лы­сенко «Рождественская ночь», первой детской опере «Коза-Дереза», первом внецензурном «Кобзаре», изданном в Праге. О Русовой - как о члене Украинс­кой Цент­ральной Рады. Как о подвижнице, которая за свои радикальные взгляды в течение почти 20 лет постоянно находилась под надзором полиции, ее неоднократно бросали в тюрьму. О ее потерях и неустроенном быте, о неприспособ­ленных условиях, в которых приходилось жить и рожать детей. О неутомимости, с которой жила ради Украины, о достоинстве, которого не теряла ни при каких обстоятельствах. «Я заробляла на своїх діток цілий день, бігаючи по лекціях. Але вечори цілком віддавала полі­тичній справі», - вспоминала С.Русова.

«Над дитиною має панувати тільки дис­цип­­ліна любови і лас­ки», - утверждала Со­фия Русо­ва. Уважение к свободе лич­нос­ти, неприятие насилия над человеческим достоинством она считала главными качествами педагога. «Усе виховання буду­ється на пошані до особи». «Ук­раїнська дитина не дуже експансивна, вона занадто вразлива; до неї треба підходити з ласкою, привернути її до себе повагою до її індивідуальності. Треба збудити її цікавість, тоді виявиться талановита вдача дитини й озветься глибока чуй­ність» (С. Русова, «В дитячому садку», 1918 г.) В работах Софии Русовой освещены основные принципы построения национальной школы и детского сада, условия, обеспечивающие полноценное развитие ребенка как личности, требования к подготовке воспитателей и т.п.

Еще в прошлом веке у Софии Русовой была концепция развития украинской национальной школы. Она утверждала, что нация рождается у колыбели, что только на родной почве, среди родной природы, в языковой среде своего народа способен вырас­ти национально сознательный человек.

Чрезвычайный интерес представляют работы С.Русовой по вопросам национального ис­кусст­ва и его значения в обучении и воспитании. Национальное искусство, по мнению С.Русовой, является первостепенным фактором пробуждения художест­вен­ного чувства у детей. Узоры на украинских вышиванках, плах­тах, рушниках, вышивка по коже, своеобразие словесного музыкального фольклора - все это большое богатство национального твор­чества, могущественный фактор художественного развития и пробуждения новых творческих сил.

«Все виховання дітей має бу­ти позначене мистецтвом, естетичним сприйманням і емоція­ми», - этот принцип выдающейся просветительницы и педагога является руководящим в работе нашей школы-детского сада им. С.Русовой. Уже в раннем возрасте дети восторженно рисуют пальчиками веночки, ягоды калины, рябины. Любовь к рисованию прививают воспитатели Наталия Юрьевна Ко­вальчук, Людмила Григорьевна Червона, Надежда Пет­ровна При­ходько, На­талия Владими­ровна Змиевец, Екате­рина Ни­ко­лаевна Дорошенко.

Особое значение придает С.Русова родному языку как могущественному средству общего развития ребенка. Опираясь на научное наследие А.Потеб­ни, она рассматривает родное слово, язык как источник неповторимого национального мировоззрения, как систему, в которой фиксируются особенности восприятия и отображения действительности, в частности специфика ее художест­венно-образного осмысления.

Наши воспитатели нас­тойчиво учат детей говорить на родном язы­ке. Младшие школьники выпускают литературную газету «Заспів», в которой можно прочитать стихо­твореньица, маленькие рассказы, сказки, интересные ис­тории, написанные самими детьми.

Школа-садик - это и дом для песни. Ее поют взрослые и дети. Когда так бывает, говорят, что это поет душа народа. Творческий багаж музыкального руководителя Л.Доценко состоит из песен - она пишет музыку, из оригинальных танцев, из музыки к спектаклям и игр-драматизаций. Дети встречают весну «веснянками» и «гаїв­ками», «закличками» и «віншу­ваннями». Особен­ное время - когда поют «щедрування», «колядки». Ученики их знают множество, потому что родители сумели передать это семейное сок­ровище каждому ребенку.

Есть принципы воспитания, не зависящие от времени. Всегда считалось, что бездеятельность приводит к пассивности, равнодушию. Но «шкодливі й ті ручки й голівоньки, які задурені шаблоном, стомлені надмірною примусовою працею», - утверждает С.Русова. Речь идет о значении деятельности, в частности творческой. Оригами - это тоже искусство. Мы составили программу по оригами для дошкольников и школьников, у нас работает кружок «Умілі рученята» (руководитель - Т.Городнича). На­ши дети ежегодно занимают призовые места на городском конкурсе «Журавлиный клик».

В повседневной педагогической практике убеждаемся в муд­рости мысли Софии Федоровны о том, что гармоничного человека можно вырастить в условиях, когда воспитание будет: индивидуальным, приспособленным к природе ребенка; национальным; соответствующим социально-культурным требованиям времени; свободным, независимым от тех или иных чиновничьих требований.

К 150-летию со дня рождения Софии Русовой усилиями педагогов, родителей в нашей школе-детсаду был открыт музей, который стал центром ознакомления с этой неповторимой фигурой в созвездии корифеев национальной педагогики, основателем теории и методики дошкольного воспитания.

По случаю Софииного дня хочется напомнить мудрые слова выдающейся украинской просветительницы: «У вселюдському житті тільки той народ і бере перемогу, який має найкращу школу».

А еще София Русова завещала: «А ви працюйте, працюйте й не сваріться». Как говорится, будто в воду глядела.

Объективка ZN.UA

София РУСОВА - педагог, общественный деятель, одна из ярких представительниц украинского женского движения, основоположник украинского дошкольного воспитания.

Родилась 18.02.1856 г. в с. Олеш­ня на Черниговщине.

В 1917 г. - член Украинской Центральной Рады. В Минис­терстве образования (при гетманате) возглавляла департамент дошкольного и внешкольного образования. С 1922 г. нахо­дилась в эмиграции. Умерла в Праге в 1940 году.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме