С 5 по 14 декабря этого года впервые состоится Всеукраинская перепись населения. В отличие от выборов, когда для голосования граждане должны идти на избирательные участки, перепись «придет» к каждому на дом. Уже с 30 ноября начнется предварительное посещение учетчиками наших жилищ, а после 14 декабря в течение недели будет проводиться выборочная 25-процентная контрольная проверка возможного недоучета и правильности собранных данных. Важно подчеркнуть, что все сведения будут получены со слов опрашиваемых, то есть без предъявления паспортов и других документов, не говоря уже об идентификационных номерах.
С организационной точки зрения перепись населения является очень сложным мероприятием, которое, как и в других странах, не может быть выполнено только штатными силами работников статистических органов. Для ее проведения дополнительно привлекаются 192 тыс. учетчиков и 52 тыс. инструкторов-контролеров. Следует отметить, что собранные в ходе переписи сведения носят конфиденциальный характер и, как предусмотрено в Законе о переписи (октябрь 2000 года), будут использоваться только для получения обобщенных данных. Учитывая, что весной следующего года в Украине пройдут выборы в Верховную Раду, особое внимание при проведении переписи будет обращено на недопустимость ее использования в политических целях.
Перепись населения необходима, так как собираемые в ее ходе данные не могут быть получены иным путем. Она будет иметь важное значение для формирования государственной политики в области народонаселения и регулирования социально-экономического развития Украины на многие годы вперед.
Немного истории. Дореволюционное население Украины
Современные переписи населения имеют многовековую предысторию. В более упрощенной форме учеты населения, называемые цензами, проводились в Древнем Риме. А в Китае, по дошедшим до нас сведениям, один из таких учетов был проведен в 2238 году до нашей эры, то есть более четырех тысячелетий назад. Тогдашняя их цель была довольно прагматичной — прежде всего получить данные, необходимые для взимания налогов и определения «армейских контингентов».
В России предшественниками нынешних переписей населения на протяжении полутора веков были так называемые «ревизии». Всего было проведено десять ревизий, последняя — в 1857—60 гг. перед отменой крепостного права.
Точные и надежные данные о населении Украины в ее нынешних границах и особенно до начала ХХ века, к сожалению, воссоздать довольно трудно. Во-первых, в административно-территориальном аспекте большая (центральная и восточная) часть современной Украины имела своими «предшественницами» губернии тогдашней Российской империи. Их состав и границы не были постоянными, они менялись, что усложняет точные пересчеты применительно к нынешней территории страны. Не следует переоценивать и полноту собираемых данных, особенно в сельской местности, в которой тогда проживало 80—90% населения. О том, как Павлу Ивановичу Чичикову удалось на этом погреть руки, повествуют «Мертвые души» Н.Гоголя…
Во-вторых, западные регионы современной Украины ранее входили в состав других государств — Австро-Венгрии, Польши, Чехословакии, Румынии. Получить по ним более или менее надежные данные о численности населения, особенно в ХVIII—ХІХ веках, еще сложнее.
Тем не менее можно найти довольно интересные и в чем-то неожиданные сведения об изменении численности населения наиболее крупных по тем временам городов Украины, входивших в состав Российской империи (табл. 1). Приводим их по книге А.Рашина «Население России за 100 лет (1811—1913 гг.)», вышедшей в Москве в 1956 году.
В этой таблице города сранжированы по темпам роста населения в 1914 году к 1811-му. Самым крупным городом Украины в границах Российской империи в середине ХІХ века была Одесса. Ее население с середины до конца позапрошлого столетия (между 1840 и 1897 гг.) превышало население Киева. Одесса, не будучи даже губернским центром (она входила в состав Херсонской губернии), по численности населения занимала третье место в Российской империи, уступая лишь Москве и Петербургу. Можно добавить, что по последней советской переписи населения 1989 года численность жителей Одессы составляла 1115 тыс. чел., но затем ее население стало довольно ощутимо сокращаться, и в первые месяцы 2001-го оно составляло уже менее миллиона человек.
К 1914 году Киев опередил Одессу по численности населения и стал четвертым по числу жителей городом Российской империи, уступая Петербургу (2118 тыс.), Москве (1763 тыс.) и Риге (558 тыс.). Нельзя не обратить внимание, что в этой таблице отсутствуют данные о населении таких крупных городов, как Донецк (до 1924 года Юзовка), Запорожье (до 1921 года Александровск), Кривой Рог, Луганск. Эти города начали развиваться лишь в конце ХІХ века. Так, население Юзовки в 1870-м составляло лишь 164 человека, в 1884-м — 5,5 тыс., а по переписи 1897-го — 23,1 тыс. чел. А в современных границах в первой половине ХІХ века самым крупным городом Украины был Львов.
Предвоенные годы. Репрессированная перепись 1937-го
На той части территории нашей страны, которая в свое время входила в состав Российской империи, в дореволюционный период была проведена одна перепись населения в 1897 году, три переписи в предвоенные годы — 1926, 1937 и 1939-й и четыре в послевоенный период — в 1959, 1970, 1979 и 1989 годы. Послевоенные переписи охватывали всю территорию современной Украины. Нынешние западные области в предвоенный период охватывались переписями населения Польши, Чехословакии и Румынии.
В печальной истории начала 30-х годов нельзя не остановиться на переписи населения СССР 1937 года. Между 1913-м и 1926-м, на которые приходились годы Первой мировой и гражданской войн, население Украины увеличилось на 2,3 млн. чел. За последующие шесть лет оно выросло еще на 2,4 млн. Прогноз Института демографии, которым руководил ученый с мировым именем академик М.Птуха, предполагал, что еще за четыре года, к началу 1937-го, население вырастет на 2,1 млн. и достигнет 34,0 млн. чел. Этот прогноз составлялся еще до надвигавшегося голодомора 1933-го.
В одном из выступлений Сталин сказал, что в 1937 году численность населения СССР будет составлять 170 млн. Предварительные итоги переписи 1937 года (которая намечалась на 1933-й, но трижды откладывалась), доложенные руководству, дали в целом по СССР более низкую цифру — 162,0 млн., которая соответствовала численности населения Союза 1932 года (161,9 млн. чел.). Выходило, что за пять лет социалистической индустриализации, коллективизации, культурной революции и построения основ социализма население страны так и не приросло.
Политическая значимость полученных цифр более чем понятна, хотя в те годы никаких напоминаний о голоде в Украине, Казахстане, других районах СССР, конечно же, не было. В сентябре 1937 года постановлением Совнаркома, подписанным Молотовым, организация январской переписи была признана неудовлетворительной, а результаты — «дефектными». Этим же постановлением предписывалось провести новую перепись населения в январе 1939-го.
В духе тех времен руководители переписи были объявлены врагами народа и репрессированы. К примеру, в брошюре А.Ваганова «Перепись населения — всенародное дело» давалась такая оценка переписи 1937 года: «Виновниками срыва переписи 1937 г. явились враги народа, подлые троцкистско-бухаринские агенты фашизма, пробравшиеся в то время к руководству ЦУНХУ (Центральному управлению народнохозяйственного учета, проводившего перепись населения. — А.Р.). Враги народа, сорвавшие перепись, жестоко поплатились. Славные наркомвнуделовцы разгромили змеиные гнезда вредителей, засевших в аппарате советской статистики».
Статистики, в частности, обвинялись в том, что они по нескольку раз учитывали смертность!
В марте 1937 года был арестован и вскоре расстрелян начальник Бюро переписи ЦУНХУ О.Квиткин — участник трех предреволюционных съездов РСДРП от большевистской фракции. Были репрессированы и другие руководители переписи. В Киеве был закрыт созданный еще в 1919 году первый в мире Демографический институт, а его директор академик М.Птуха почти два года просидел в Лукьяновской тюрьме. Восемнадцать лет провел в лагерях и другой крупный украинский демограф — Ю.Корчак-Чепурковский.
Долгие годы считалось, что все данные переписи 1937 года уничтожены. И лишь в 1989-м часть их удалось обнаружить в архивах и опубликовать. Выходило, что в 1937 году численность населения СССР составила 162,0 млн. чел. Эта цифра была на 3,7 млн. меньше ранее опубликованной численности населения СССР — в 165,7 млн. чел. на начало 1933-го. Хотя в те годы нормальный среднегодовой прирост населения СССР должен был составлять минимум 3—3,5 млн. человек. Полученные при переписи данные явно контрастировали с цифрами, приведенными Сталиным в январе 1934 году на ХVП съезде партии о росте населения СССР со 160,5 млн. чел. в конце 1930-го до 168 млн. в конце 1933-го, его докладом на ХVІ съезде ВКП(б) о том, что «ежегодный прирост населения составляет у нас более 3 миллионов душ» и еще одним весьма характерным по терминологии (наряду с термином «винтики» по отношению к рядовым гражданам страны) выступлением в декабре 1935 года перед передовиками-комбайнерами: «У нас теперь … население стало размножаться быстрее, чем в старое время… Сейчас у нас каждый год чистого прироста населения получается около трех миллионов душ. Это значит, что каждый год мы получаем приращение на целую Финляндию (общий смех)».
А выступая на ХVШ съезде ВКП(б) (съезде борьбы за победу коммунизма) в марте 1939 года, Сталин, как это не раз бывало, для оправдания сокращения численности населения в СССР вынужден был менять аргументацию и искать другое объяснение, других виновников. Ежегодный трехмиллионный прирост населения, о котором он сам еще недавно говорил, был объявлен фантазией специалистов Госплана: «Они считали, например, что в течение второй пятилетки (1933—1937 гг. — А.Р.) ежегодный прирост населения в СССР должен был составить три-четыре миллиона человек или даже больше этого. Это тоже была фантастика, если не хуже». Не дожидаясь получения предварительных итогов новой переписи, Сталин в этом же докладе назвал цифру численности населения СССР — 170 млн.
До сих пор бытующие у части наших граждан представления, будто Сталин ничего не знал о голоде, репрессиях тех времен и тем более не был к ним причастен, далеки от истины. Уинстон Черчилль в четвертом томе своей книги «Вторая мировая война» пишет, что в откровенной беседе на вопрос английского премьера о числе жертв коллективизации в СССР Сталин назвал цифру 10 млн. высланных и умерших от голода крестьян. Вряд ли можно полагать, что «это все придумал Черчилль в восемнадцатом году», равно как и то, что Сталин преувеличивал столь невыгодные для него цифры.
Новая перепись населения в январе 1939 года позволила несколько приглушить демографические последствия голода и репрессий. По СССР она дала цифру численности населения в 170,5 млн. чел., что на 8,5 млн. больше, чем неизвестные в то время цифры 1937-го. Вероятность среднегодового естественного прироста населения за эти два года в 4,25 млн. человек вызывает серьезные сомнения. Скорее всего, итоги переписи 1939-го ориентировались и «привязывались» к 170-миллионной цифре, названной Сталиным тремя месяцами ранее на съезде партии.
По ставшим теперь известными данным, действительная численность населения СССР по переписи 1939 года была на 2,4 млн. человек меньше официально опубликованных цифр и составляла 168,1 млн. чел., и ее пришлось подтягивать к сталинским цифрам. Скорее всего, наибольшие поправки в сторону увеличения пришлись на Казахстан и Украину. При приросте населения Советского Союза между переписями 1926 и 1939 годов на 15,9% из одиннадцати союзных республик, входивших в начале 1939 года в состав СССР, меньше всего выросло население Казахстана и Украины — двух республик, которые в наибольшей мере затронул голодомор. В Казахстане население увеличилось только на 1,2% (в соседней Киргизии — на 45,7%), а в Украине — лишь на 6,6% (в соседней Белоруссии — на 11,7%).
В Украине, по ставшим лишь недавно известным итогам январской переписи 1937 года, было 28,4 млн. чел., что на 1,1 млн. меньше, чем за 12 лет до этого по декабрьской переписи 1926-го, на 3,5 млн. меньше официально опубликованных цифр на начало 1933 года и на 5,6 млн. (или на одну пятую!) меньше прогноза академика М.Птухи…
Послевоенный период
Можно было ожидать, что вскоре после войны будет проведена новая перепись населения. Но она бы показала реальные потери населения СССР за годы войны. А они в несколько раз занижались и в течение десятилетий официально определялись цифрой в 6 млн. чел.
В вышедшей в 1947 году книге члена тогдашнего политбюро Н.Вознесенского, удостоенной Сталинской премии (через пару лет ее автор был без шума расстрелян по ленинградскому делу), подробно приводятся данные о потерях всех видов скота: лошадей — на 30% против довоенного уровня, крупного рогатого скота — на 43%, свиней — на 11% и даже овец и коз — на 26%, но нигде не проскальзывают данные о людских потерях в годы войны.
Первая послевоенная перепись населения СССР была проведена лишь в 1959 году, то есть через четырнадцать лет после окончания войны. Тогда как во всех европейских странах они состоялись через один-три года после войны. В соседней Польше за этот период было проведено три переписи населения — в феврале 1946-го (через девять месяцев после окончания войны), в декабре 1959-го и декабре 1960-го.
Перепись 1959-го проводилась в период хрущевской оттепели, и по сравнению с последующими — 1970 и 1979 гг. — полученные данные были представлены наиболее полно. По всем союзным республикам были изданы отдельные тома, там приводилась возрастная структура населения и, что следует особо подчеркнуть, единственный раз были опубликованы данные о численности военнослужащих («в рядах Советской Армии — 801,1 тыс. чел.»). В условиях все возрастающей секретности брежневских времен данные последующих переписей 1970 и 1979 гг. в открытых публикациях были очень скудными. Например, и по СССР, и по союзным республикам не приводилась возрастная структура населения. Видимо, считали (в духе военных концепций), что наши тогдашние стратегические противники по НАТО сумеют сообразить, сколько миллионов солдат мы сможем поставить под ружье в случае нового военного противостояния. Но и без этих данных Муррей Фешбах в Бюро переписей США издал в те годы несколько очень точных расчетов возрастной структуры населения СССР.
Еще одним примером подтасовки данных стали показатели грамотности населения СССР. Эти сведения в советских переписях — начиная с 1939-го до последней за 1989 год — приводились только по населению в возрасте от 15 до 49 лет. Если нижняя возрастная граница тут вполне закономерна и является общепринятой в мировой демографической статистике, то верхняя в 49 лет искусственно отсекала старшие возрастные группы, среди которых неграмотных было значительно больше, и давала более благоприятную картину. По Украине отсутствие данных о грамотности населения старшего возраста вело к тому, что в течение нескольких лет ПРООН в «Докладах о человеческом развитии» приводило цифры, что грамотность всех жителей Украины старше 15 лет достигает у нас лишь 95,0%. То есть выходило, что один из каждых двадцати граждан был неграмотным. Хотя на самом деле в Украине по переписи 1989 года было 1,6% неграмотных.
Общее изменение численности населения Украины в послевоенные годы приведено в табл. 3. Хотя у нас приводились и официальные оценки до 1950 года, оперировать ими можно со многими оговорками. Скорее всего, сразу после войны, в середине 1945-го, население составляло примерно 33,5 —34,0 млн. чел. Если бы не было войны, в 1945 году в Украине проживало бы 43,0—43,5 млн. человек. То есть прямые и косвенные (из-за падения рождаемости) потери за пять военных лет составили, по ориентировочным оценкам, примерно 10 млн. жителей.
В послевоенный период население Украины увеличивалось. В 1957 году его численность превысила 40 млн., в 1965-м — 45 млн. и в 1981-м — 50 млн. Рост продолжался до 1993 года, когда население достигло 52,2 млн. После этого начался ощутимый спад. К середине 2001 года у нас уже стало менее 49 млн. Доля городских жителей выросла почти вдвое — с 34,9% в 1950 году до 67,7% в 2000-м. Причем 50-процентный рубеж был пройден в 1965-м.
Не так давно в СМИ появилась информация, что при проведении в СССР переписей населения, в том числе последней, 1989 года, при централизованной разработке полученных от Украины данных Москва производила дополнительный досчет. Поэтому действительная численность населения завышалась, и размеры этого завышения остаются неизвестными по сей день.
Такие досчеты действительно имели место. Дело в том, что при переписях нужно было как-то распределить военнослужащих, которые находились за пределами СССР — в тогдашней ГДР, Чехословакии, Польше, других странах. Их общая численность вместе с семьями составляла что-то между миллионом и полутора миллионами человек. Одно время при выборах в Верховный Совет СССР создавались три-четыре избирательных округа вне территории страны. Процедура таких досчетов и численность этих контингентов считались секретными. Но, насколько можно судить, военнослужащие срочной службы учитывались по месту их призыва. А офицеры и сверхсрочники, которые могли служить по десять-двадцать лет и вместе с семьями довольно часто меняли место службы, вероятно, добавлялись (вместе с семьями) к постоянному населению на пропорциональной или какой-либо другой базе. Неясным остается вопрос и о том, как в переписях учитывались лица, находящиеся в местах лишения свободы на территории других союзных республик (например, жители Украины в мордовских лагерях).
Еще раз о декабрьской переписи
В предыдущем номере «ЗН» подробно рассказывалось о программе Всеукраинской переписи, приводились и комментарии к ней. Однако сделать несколько акцентов все же следует.
Еще раз нужно подчеркнуть, что при проведении переписи не будут требоваться ни паспорта, ни, тем более, идентификационные номера. Да и фамилия и инициалы в действительности нужны лишь для того, чтобы избежать недоучета или двойного счета.
Кроме переписного листа, который будет заполняться на каждого жителя, предусматривается заполнение еще одной анкеты, охватывающей всех проживающих. В нем два блока вопросов. Первый касается характеристики жилищных условий данного домохозяйства и содержит три вопроса: тип жилого помещения (индивидуальный дом, часть индивидуального дома, отдельная квартира, общая (коммунальная) квартира, общежитие, гостиница, помещение, которое нанимается у других граждан), количество занимаемых жилых комнат, общая и жилая площадь, занимаемая членами домохозяйства.
Второй блок, включающий четыре вопроса, касается наличия у членов домохозяйств земельных участков сельскохозяйственного назначения. В Украине их имеют примерно две трети домохозяйств, в том числе и в городах. Это могут быть приусадебные, дачные участки, садово-огородные кооперативы, где в целом по стране здесь производится половина всей сельскохозяйственной продукции. Вопросы будут касаться наличия или отсутствия земельных участков; формы владения участком (собственность, аренда, прочие), общей площади участков и о том, сдаются ли они в аренду.
Этот блок вообще-то не характерен для переписей населения. Однако, если ответы на «земельные» вопросы удастся связать с материалами выборочных обследований условий жизни домохозяйств, в которых значительное место уделяется получению и использованию продукции растениеводства и животноводства, нам удастся избежать проведения дополнительной сельскохозяйственной переписи в Украине, которая рекомендуется ФАО.
Для чего, собственно, нас пересчитывать
Коротко говоря, перепись населения проводится для того чтобы знать, сколько нас, какие мы и сколько нас будет. Ее данные будут широко использоваться для многих экономических, социальных и даже внутриполитических целей.
Начнем с внутриполитических, точнее выборных, аспектов. Согласно статье 16 Закона Украины «О выборах народных депутатов», 225 одномандатных округов создаются Центральной избирательной комиссией с приблизительно равным числом избирателей в каждом округе. Далее в этой статье отмечается, что ориентировочное среднее количество избирателей определяется ЦИК «на основе данных центрального органа исполнительной власти по вопросам статистики», то есть Госкомстатом Украины. Отклонение количества избирателей в одномандатных округах не может превышать, как правило, десяти процентов ориентировочного среднего количества избирателей в одномандатных округах. Не допускается создание избирательных округов из территорий, которые не граничат между собой. А статья 2 закона определяет, что право голоса на выборах имеют граждане Украины, которым на день выборов исполнилось восемнадцать лет.
Итак, статистике должна быть известна численность граждан Украины в возрасте 18 лет и старше и их распределение по регионам и другим более мелким административно-территориальным единицам. Без переписи населения в полной мере соблюсти все эти безусловно необходимые и важные требования избирательного законодательства не представляется возможным. На основе текущих оценок численности и возрастной структуры населения необходимые сведения можно получить лишь по регионам и крупным городам. Причем региональные пропорции доли граждан, имеющих право голоса, по Украине довольно существенно различаются. Так, в Закарпатской и Ривненской областях самая низкая доля населения на начало 2001 года в возрасте от 18 лет (соответственно 73,16% и 73,05%), а в Донецкой, Харьковской и городе Киеве — самая высокая — 80,30, 80,10 и 80,02%. Причем в самом Донецке — 81,90 и в Харькове — 81,51%. Разница ощутимая. В среднем на один мажоритарный округ по Украине приходится 170,1 тыс. населения старше 18 лет. На Закарпатскую область при таком раскладе придется, например, пять с половиной мажоритарных округов. На Киев — 12.
А вот более точно определить такие округа в Киеве сложнее, так как точные данные о возрастном распределении населения по районам города может обеспечить только перепись. В центральных районах столицы доля населения старше 18 лет выше, чем на окраинах… Надо сказать, что в США итоги переписей населения с нетерпением ожидают и широко комментируют в плане их воздействия на возможное перераспределение мест в палате представителей.
Перепись, прежде всего, позволит уточнить общую картину. Чем больше времени проходит после каждой предыдущей, тем менее точными становятся текущие оценки численности населения. Причем речь идет не только об Украине в целом, но и о ее регионах, городах.
В предстоящей переписи придется столкнуться с ситуацией, когда немало жителей Украины трудоспособного возраста будут находиться не по постоянному месту жительства. Десятки, а возможно, и сотни тысяч наших граждан трудоспособного возраста, особенно из западных областей Украины, работают сейчас в соседних (России, Польше, Словакии), а то и более отдаленных странах (Португалии, Италии). Хотя инструкции и предполагают, что наши зарубежные представительства должны будут приложить усилия для охвата их переписью, реально надеяться на полный учет не приходится. Поэтому учетчикам следует особое внимание обратить на временно отсутствующих членов домохозяйств и учесть их по месту постоянного жительства. Именно здесь просматривается одна из причин возможного недоучета населения.
Данные переписи будут необходимы и для более точных прогнозов. Начавшееся с 1993 года сокращение общей численности населения, когда две первые цифры, характеризующие миллионы, снизились с 52 уже до 49, не могут не вызывать тревоги и озабоченности в стране. А прогнозируемое демографами ООН дальнейшее сокращение — к 2015 году до 43,3 млн. человек, не говоря уж о приведенной пару месяцев назад в «ЗН» пессимистической оценке в 10 млн., сделанной в Совете по изучению производительных сил НАН Украины, превращается в серьезную национальную проблему. Очевидно, что на фоне различных программ национальной безопасности Украины приоритетное внимание должно быть уделено и этой общенациональной проблеме.
Важное значение будут иметь данные переписи для обоснованности предстоящей пенсионной реформы. Она будет требовать более точных и развернутых данных о возрастной структуре населения в настоящее время и в прогнозируемый период, в том числе по полу, отдельным профессиям и специальностям.
Можно полагать, что перепись позволит уточнить численность и структуру работающих и экономически активного населения Украины, ее регионов. Сейчас статистики испытывают серьезные трудности при распределении занятых по отраслям: в статистических ежегодниках доля лиц, относимых к загадочным «прочим сферам экономической деятельности», из года в год растет. До 1990-го в них вроде никто не работал, но уже в 1995-м в этих «сферах» трудились 1,7 млн. чел., или 7,2% всех занятых, а в 2000-м — 3,2 млн., или 14,8% занятых.
Вообще-то, с точки зрения экономической теории, никаких «прочих сфер экономической деятельности» не существует, ибо все занятые (включая даже служителей культа) должны быть классифицированы в той или иной отрасли экономики. А эти 3,2 млн. человек из «прочих сфер», скорее всего, трудятся в не охватываемых учетом розничной торговле или подсобном сельском хозяйстве.
Хотелось бы обратить внимание на важность еще одного аспекта переписных данных. Речь идет об учете и реальном отражении в переписи военнослужащих и других групп, относимых к силовым структурам. Выше говорилось, что лишь в переписи 1959 года по Украине были приведены данные об их численности. В последующих переписях эти сведения не приводились, их «прятали», что вело к серьезному искажению и, по сути, к фальсификации прежде всего профессиональной структуры занятых. Несколько позднее стало известно, что, к примеру, военных моряков относим к занятым на морском транспорте, летчиков — к авиационному транспорту и так далее.
Сейчас много говорится о необходимости гражданского контроля над силовыми структурами. И этому будет способствовать их реальное отражение в переписи — безусловно, с соблюдением требований Закона Украины «О государственной тайне» и разработанного на его основе Перечня сведений, составляющих государственную тайну. Так что общая численность, ряд других характеристик, которые публикуются при проведении переписей населения во всех демократических странах, должны быть обнародованы. Перепись покажет, какой свет применительно к этим группам будет на демографическом светофоре — сохранится красный или будет включен зеленый. И это относится в первую очередь не к Министерству обороны, которое не «секретит» численный состав, а в первую очередь к МВД. Что-то в СМИ не приходится встречать какие-либо данные о численности подведомственных этому министерству штатов.
К слову, у нас до сих пор не публикуется даже количество автотранспортных средств (за исключением автомобилей, находящихся в личной собственности граждан). Этой статистикой в стране ведает МВД, и там, похоже, до сих пор действуют запреты советских времен, установленные еще министром внутренних дел СССР Щелоковым. Украинское законодательство и упомянутый Перечень уже несколько лет не относят эти данные к закрытым.
Можно привести не один десяток направлений активного использования данных переписи населения. Напрашивается еще одно предложение. Подобные мероприятия, которые уже проведены или будут проводиться в государствах бывшего СССР, дадут обширные данные о численности, расселении, структуре населения «некоренных национальностей» этих стран. Надо полагать, что во всех странах Содружества имеется интерес к их диаспоре. Учитывая это, Украина могла бы выступить на государственном уровне с инициативой обмена в рамках СНГ официальными данными переписей населения, касающихся «некоренных национальностей».
В заключение нужно отметить, что начинающейся переписи населения было уделено очень большое внимание со стороны Президента, Верховной Рады, Кабинета министров. Конечно, основная работа по ее проведению ляжет на органы государственной статистики в центре и на местах. Хотелось бы надеяться, что, несмотря на все объективные и субъективные трудности, это жизненно важное мероприятие пройдет успешно и достигнет намеченных целей.